Финансами. Финансовые индикаторы.

Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

В их задачи входит:

рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;

рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Министерство финансов организует и обеспечивает:

разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;

составление проекта и исполнение федерального бюджета;

разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;

осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;

осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;

разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;

финансирует сферы деятельности.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Общее управление финансами осуществляется органами государственной власти, а именно, в управлении участвуют : Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.

В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и пособий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений финансовой политики Россиийского государства. Территориальные и местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка территориального и местного финансового законодательства в рамках, утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и местных налогов и неналоговых платежей.

Органы государственной власти и управления. осуществляющие общее руководство страной, выполняют много других экономических, социальных, политических функций, и в силу этого обстоятельства не могут осуществлять детального управления финансовой системой. Для этого необходим следующий финансовый аппарат, осуществляющий непосредственное управление финансами. Структуру управления финансами представим соответственно финансовой системе. Наибольшее значение имеют органы управления госфинансами :

2. Органы государственного и муниципального управления в области финансов. Распределение компетенции государственных органонов и органов местного самоуправления в области управления финансами.

Минфин РФ

Территориальные финансовые органы Минфины республик; областные, краевые , окружные финансовые управления - Департаменты Финансов.

Городские и районные финансовые управления ( Департаменты) Низовой уровень

Федеральные Казначейства С территориальными подразделениями, развернутыми во многих городах, районах.

Само Министерство Финансов было создано в 1802 году при Александре I.

Его основные задачи :
1) Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики(изначальная концепция).
2) Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.
3) Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны,следить за величиной бюджетного дефицита
4) Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
5) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
6) Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление госдолгом - все эти действия осуществляются под контролем Правительства РФ.

В составе аппарата Минфина выделяют следующие подразделения :
Бюджетный Департамент - отсюда исходит проект Федерального бюджета;
Главное Управление Федерального Казначейства;
Департамент налоговых реформ (разработка проектов нормативных документов, связанных с налогообложением, мероприятия в области государственной политики);
Департамент ЦеБу и финансового рынка;
Департаменты, занимающиеся финансированием отдельных отраслей ( комплексов) НХ (департамент оборонного комплекса, транспорта и связи, с/х и пищепрома, соц. сферы и науки, финансирования госаппарата, иностранных кредитов и внешних долгов, кредита и денежного обращения;
контрольно-ревизионное управление (КРУ) - контроль за использованием средств бюджетных организаций.

Функции 1-ой подсистемы - двойное подчинение (Минфин ( в роли методиста) + исполнительные органы власти соответствующего уровня в качестве основного элемента) :
- составление проекта и исполнение бюджета соответствующей территории;
- разработка проектов нормативных документов, которые принимаются исполнительной властью территориального уровня;
- организация выпуска территориальных займов.

Важный аспект работы - контроль за использованием средств территориального бюджета бюджетными организациями и коммерческими структурами, получившими деньги из госбюджета.

3 отдела региональной структуры :
- отдел государственных доходов (поиск резерва роста доходов территориального бюджета, подготовительная работа по размещению займов, неналоговых поступлений;
- бюджетный (основной) отдел (составление проекта и исполнение бюджета + контроль за использованием средств бюджетных организаций);
- отдел финансирования местного хозяйства (определение размеров дотаций, финансовой помощи, ЖКХ, предприятия местной промышленности. торговли, бытового обслуживания, находящиеся в госсобственности).

Наши рекомендации