Различные типы партнерства государства и частного сектора
Тип партнерства | Собственность активов | Эксплуатация | Коммерческий риск | Капиталовложе ния |
Контракт на обслуживание | Государствен ная | Государственно-частная | Государственный | Государственные |
Контракт на управление | Государствен ная | Частная | Государственный | Государственные |
Аренда | Государствен ная | Частная | Разделенный | Государственные |
Концессия на существующую инфраструктуру | Государствен ная | Частная | Частный | Частные |
5.ВОТ (строительство-эксплуатация-передача) | Государствен ная | Частная | Частный | Частные |
Что касается железных дорог, то их эксплуатация переживает в последние десятилетия значительные преобразования, отмеченные развитием делегированного управления. Начавшись в Европе, эта тенденция постепенно распространяется на другие регионы мира. Главным инструментом делегированного управления является контракт, который отражает как транспортную политику государства, так и обязательства оператора по ее осуществлению. Кроме экономного расходования средств, оператор все чаще берет на себя обязательства по замене подвижного состава и увеличению перевозок. Полученные положительные результаты показывают, что делегированное управление имеет весьма хорошие перспективы развития.
Различные юридические и финансовые схемы разрабатываются в настоящее время в области строительства высокоскоростных железных дорог. В мае 1991 г. во Франции был принят генеральный план развития высокоскоростных железных дорог. Он включает 16 новых проектов. Разработан общеевропейский генеральный план развития высокоскоростных железных дорог. Создание таких дорог становится мощным средством экономического развития и интеграции; в то же время ограниченность бюджетных ресурсов и задолженность железнодорожных компаний во многих странах заставляют задуматься о новых способах финансирования этих дорог с привлечением как государственных, так и частных инвесторов, принимающих на себя риски, связанные с финансированием.
В плане развития, согласованном Государственной железнодорожной компанией Франции с государством сроком на 5 лет, определены объемы инвестиций компании и самые важные инвестиционные проекты, отобранные с её согласия. В случае если проект не отвечает требованиям нормы внутренней рентабельности, в соответствии со статьей 26 согласованного плана, государство должно оказать содействие компании. Государственная помощь инвесторам в случае низкой нормы внутренней рентабельности может принимать различные формы: субсидии, финансовые взносы, возвратные авансы, налоговые льготы, валютные гарантии, гарантированное право на ведение побочной прибыльной деятельности или возвращение прироста стоимости земельных участков, вызванного строительством объекта. Каким бы ни был инвестор, ему выгоднее всего получить под проект высокоскоростных железнодорожных линий долгосрочное финансирование или разработать систему рефинансирования, обеспечивающую равномерное покрытие затрат. Видимо, возможно предусмотреть и выпуск долгосрочных облигаций и привлекать средства страховых компаний, пенсионных и гарантийных фондов.
Исследования, проведенные по отдельным высокоскоростным линиям в Европе показывают, насколько важно авансовое финансирование проекта за счет концессионера: план счетов бухучета, применяемый при концессии объекта коммунального хозяйства, позволяет отсрочить затраты благодаря отмене амортизационных отчислений и решить проблему дефицита первых лет эксплуатации. Применительно к российским железным дорогам аналогичная модель могла бы быть использована для развития и модернизации наиболее значимых транспортных коридоров.
В целом, анализируя сущность государственно-частного партнерства, можно утверждать, что его главной частью является контракт между государством и частным инвестором.
Не вдаваясь в подробности, можно выделить следующие основные виды государственно-частного партнерства в области транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства:
Сдача в аренду
Арендосъемщик управляет инфраструктурными объектами или предоставлением услуг. Он получает средства, главным образом, из платежей, осуществляемых пользователями.