Функции местного самоуправления можно рассматривать в соотношении этого явления с гражданским обществом. 1 страница

Задание 1.

Используя материал по становлению местного самоуправления и историческому развитию его институтов выделите перечень функций органов местного самоуправления, которые появились на последнем этапе организации местного самоуправления и те, которые «отпали», перестали быть функцией муниципальной власти. Результаты работы, оформите в виде таблицы, заполняя ее по следующей схеме:

«Таблица № 3»

«Развитие функций органов местного самоуправления»

Функции, которые ранее муниципальные образования осуществляли, но не реализуют в настоящее время Новые функции органов местного самоуправления Постоянные функции органов местного самоуправления
     

Следует также сделать акцент на том, что, исходя из разных концепций местного самоуправления, набор функций местной публичной власти формулируют разным образом.

Задание 2.

Как Вы считает, муниципальное образование должно заниматься хозяйственной деятельностью, организовывать предоставление всевозможных услуг на местном уровне власти, расширяя качество жизни населения, или же быть своего рода «социальным приютом», то есть организовывать работу, связанную с социальной поддержкой малоимущим, ориентироваться на предоставление услуг незащищенным слоям населения, которые успешные граждане самостоятельно приобретают на рынке. Какой позиции придерживается российский законодатель. Ответ аргументируйте ссылками на ФЗ-131 и иные правовые акты.

Задание 3.

Сгруппируйте вопросы местного значения в сфере «обеспечение безопасности граждан и территории муниципального образования». Ответ запишите в виде таблицы, заполняя ее по следующей схеме.

«Таблица № 4»

«Функция органов местного самоуправления «Обеспечение безопасности и территории муниципального образования»

Вопрос местного значения и полномочия органов местного самоуправления по его осуществлению Правовое основание (статья, часть, пункт закона)
   

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие функции муниципальной власти.

2. Перечислите функции местного самоуправления.

3. Перечислите функции органов местного самоуправления.

Нормативные акты и иные официальные документы:

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г.; Европейская Хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.85 г., ратифицирована Российской Федерацией 11.04.98 г.

Научные и научно-практические источники:

1. Аналитическая записка по итогам первого года работы проекта «институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации (вопросы местного самоуправления)»: редакционный материал / Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 4.

2. Батанов А.В. Функции муниципальной власти: проблемные вопросы теории / А.В. Батанов // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 12.

3. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2007. № 7.

4. Волкова Л.П. Проблемы правового регулирования полномочий исполнительных органов местного самоуправления / Л.П. Волкова // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8.

5. Гладких Н.М. К вопросу о месте исполнительных органов муниципального уровня в системе управления государством / С.Г. Соловьев, Н.М. Гладких // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 10.

6. Ежевский Д.О. Изменение роли и функций органов местного самоуправления в Великобритании в ходе муниципальных реформ конца XX - начала XXI вв. / Д.О. Ежевский // Право и политика. 2005. № 5.

7. Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления / А.Р. Еремин // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. С. 20 – 24.

8. Иванов В.В. К вопросу о компетенции территориальных образований / В.В. Иванов // Государство и право. 2003. № 11. С. 44 – 52.

9. Кеня И.А. Исторические аспекты правового регулирования местного самоуправления / И.А. Кеня // История государства и права. 2008. N 11.

10. Князев С.Д. местное самоуправление В РФ: конституционная природа и значение для муниципального права / С.Д. Князев // Журнал российского права. 2008. № 6.

11. Костюков А.Н. Конституция Российской Федерации и проблемы развития компетенционных возможностей местного самоуправления / А.Н. Костюков // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 2.
С. 8 – 12.

12. Лежакова Ю.Г. Характер и пределы правового регулирования экономической функции местного самоуправления / Ю.Г. Лежакова // Юрист. 1998. № 4. С. 26 – 30.

13. Миклина С.В. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка / С.В. Миклина // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.

14 Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований / С.Б. Нанба // Журнал российского права. 2008. № 6.

15. Система муниципального управления: учебник для Вузов / под ред. В.Б. Зотова СПб: Питер Пресс, 2007.

16. Смольяков А.А. Историко-правовые тенденции развития концепции распределения властных полномочий в области обеспечения законности между органами государственной власти и местным самоуправлением /
А.А. Смольяков, М.С. Сулаков // История государства и права. 2007. № 15.

17. Тимофеев Н.С. О некоторых идейных и научно-теоретических аспектах формирования предметов местного самоуправления / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.

18. Тимофеев Н.С. Сущностные пределы местного самоуправления / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9.

19. Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика / А.И. Черкасов. М.: Форум-Инфра-М, 1998.

20. Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы) /
В.Е. Чиркин // Государство и право. 2003. № 10. С. 8 – 15.

Тема № 4. Возникновение и развитие местного самоуправления в зарубежных странах

План:

1. Основные этапы развития местного самоуправления в зарубежных странах.

2. Основные классификации организационных моделей местного самоуправления: страны распространения, признаки, достоинства и недостатки.

3. Современные тенденции в развитии муниципального законодательства в зарубежных странах.

Методические рекомендации по изучению темы:

1. Необходимость изучения данной темы вызвана тем, что развитие местного самоуправления в России неразрывно связано с общемировыми тенденциями возникновения и развития местного самоуправления, и должно учитывать зарубежный опыт в данной сфере.

2. При изучении первого вопроса темы надо исходить из того, что местное самоуправление в современном понимании возникло в ходе муниципальных реформ 18-19 веков и, как правило, опиралось на сформировавшиеся ранее традиции (полисного самоуправления, самоуправления средневековых городов). Дальнейшее развитие местного самоуправления не всегда было прямолинейным и зависело от господствовавших в стране концепций местного самоуправления, политического режима, воли законодателя. Например, в Конституции Бельгии 1831 г. были отражена общинная теория местного самоуправления, сформулированная французом Ж.-Г.Турэ; на закрепление в законодательстве Германии государственной теории местного самоуправления большое влияние оказали взгляды немецких ученых XIX века Л.Штейна и Р.Гнейста. В тех странах, где были развиты традиции местного самоуправления, оно развивалось преимущественно «снизу», возникла англосаксонская модель местного самоуправления, предполагающая большую автономию местных сообществ и ограничение государственного вмешательства преимущественно судебным контролем (США, Великобритания). Там же, где местное самоуправление развивалось преимущественно «сверху», под воздействием государства, преобладало сильное государственное начало, сформировалась французская модель, с назначаемыми на места представителями государства, осуществляемыми контроль и надзор за местным самоуправлением.

3. Усвоение второго вопроса тема предполагает разбор трех основных организационных моделей местного самоуправления, возникших в зарубежных странах: англосаксонской модели (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия), французской модели (Франция), смешанной модели (Германия). В некоторых работах можно встретить отдельное выделение иберийской модели (Испания). Данные модели различаются характером взаимоотношений государства и местного самоуправления, подходом к определению компетенции местного самоуправления, и их выбор был связан в основном с историческими традициями. Поэтому о достоинствах и недостатках данных моделей можно говорить условно, с учетом исторического опыта или применительно к возможности применения этой модели в Российской Федерации.

4. В рекомендуемой литературе можно встретить также выделение организационных моделей местного самоуправления в зависимости от порядка формирования органов местного самоуправления и взаимоотношений между ними. Эти модели рассматриваются либо на примере Германии (магистратная форма, бургомистерская форма, северо-германский вариант и южно-германский вариант), либо на примере США (совет-сильный мэр, совет-слабый мэр, совет-управляющий и комиссионная форма). Многообразие имеющихся моделей устройства муниципальной власти подтверждает самостоятельность местных сообществ в определении структуры местного самоуправления с учетом местных условий и особенностей. В связи с этим полезно ознакомиться с имеющимися переводами на русский язык текстов конституций и законов о местном самоуправлении зарубежных стран, анализом законодательства о местном самоуправлении не только российских, но и зарубежных авторов.

5. При изучении третьего вопроса основное внимание необходимо обратить на тенденцию постепенного отказа от прямого административного вмешательства в деятельность местного самоуправления по мере его развития, преобладание в основном судебных форм контроля (типичный пример – Франция). Кроме того, отчетливо видна тенденция на сближение муниципального законодательства разных зарубежных стран, что позволило сформировать общеевропейские принципы местного самоуправления и закрепить их в Европейской хартии местного самоуправления. Поэтому необходимо ознакомиться с текстом Хартии и сравнить его с законодательством нескольких зарубежных государств.

Задачи по теме:

1. Со ссылкой на теоретические положения и первоисточники (доступные тексты конституций, законов) составить сравнительную таблицу англосаксонской, французской, смешанной и иберийской моделей местного самоуправления на примере не менее 4 стран. При составлении таблицы проанализировать принципы правового регулирования компетенции органов местного самоуправления, степень обособления органов местного самоуправления от государства и формы государственного контроля, надзора за местным самоуправлением.

2. Со ссылкой на теоретические положения и первоисточники (доступные тексты конституций, законов) составить таблицу, отражающую признание зарубежными странами принципов, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления, а также национальные особенности местного самоуправления в отдельных странах (на примерах не менее трех зарубежных стран).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Асанов Ж.К. Конституционные основы местных властей (сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Казахстан, Азербайджанской республика и Российской Федерации / Ж.К. Асанов // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С. 45 – 47.

2. Ачкасов В.А. Опыт местного самоуправления на Западе /
В.А. Ачкасов // Правоведение. 1998. № 4 С. 24 – 29.

3. Барабашев Г.В. О хартиях местного самоуправления в США /
Г.В. Барабашев // Государство и право. 1994. № 5. С. 75 – 80.

4. Баранчиков В. А. Муниципальные органы Великобритании /
В.А. Баранчиков. М.: Наука, 1990.

5. Вишняков В. Г. Конституции стран-членов СНГ: система государственной власти и местного самоуправления / Г.В. Вишняков // Государство и право. 1994. № 5. С. 79 – 82.

6. Гриценко Е.В. Немецкие концепции о соотношении местного самоуправления и государства: история и современность / Е.В. Гриценко // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 137 – 144.

7. Еремян В.В. Особенности генезиса местного самоуправления в Латинской Америке / В.В. Еремян // Правоведение. 2000. № 1. С. 59 – 68.

8. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. М.: БЕК, 1999.

9. Местное самоуправление за рубежом: Опыт, комментарии и рекомендации по применению / науч. рук. А. Е. Когут. СПб: Северная пальмира, 1995.

10. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие / под. ред. В.И. Васильева. М.: ИНИОН, 1996.

11. Поповски В. Местное самоуправление в республике Македонии / В. Поповски // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. № 2. С. 79 – 86.

12. Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ / Н.С. Тимофеев. М.: Прогресс, 1982.

13. Устименко Ю. Америка: многообразие городского самоуправления / Ю. Устименко // Российская Федерация. 1996. № 16. С. 32 – 36.

14. Харлоф Э. Местные органы власти в Европе / Э. Харлоф. М.: Юрид. лит., 1992.

15. Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика / А.И. Черкасов. М.: Форум-Инфра-М, 1998.

16. Чиркин В. Е. Современные модели местного самоуправления /
В.Е. Чиркин // Российский юридический журнал. 1995. № 3. С. 13 – 17.

Тема № 5. Муниципальный компонент регулирования местного самоуправления

План:

1. Муниципально-правовые акты: понятие, система, порядок принятия и отмены, особенности действия.

2. Уставы муниципальных образований: понятие, предмет регулирования, функции, юридические свойства.

3. Порядок принятия устава муниципального образования Государственная регистрация устава муниципального образования.

Методические рекомендации по изучению темы:

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что муниципальные правовые акты в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. составляют правовую основу местного самоуправления, наряду с международными, федеральными и региональными правовыми актами. В статье 43 данный Федеральный закон устанавливает систему муниципальных правовых актов на всей территории Российской Федерации. В эту систему входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В этой же статье вводятся единообразные наименования правовых актов, в зависимости от их нормативного характера и субъекта правотворчества. Так, на референдуме принимаются решения; так же называются акты представительного органа местного самоуправления. Глава муниципального образования и глава местной администрации издают постановления и распоряжения; председатель представительного органа – постановления и распоряжения; иные должностные лица местного самоуправления принимают распоряжения и приказы. Процедура разработки и принятия муниципальных правовых актов регулируется в основном самим муниципальным образованием.

При уяснении вопроса о возможностях отмены, приостановления муниципальных правовых актов следует связывать его с тем или иным элементом компетенции муниципального образования. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения могут быть отменены только судом, а акты по вопросам осуществления переданных отдельных государственных полномочий могут приостановить или отменить иные уполномоченные законом органы государственной власти.

Особое внимание необходимо уделить уставу муниципального образования, так как именно он осуществляет «привязку» законодательства о местном самоуправлении применительно к конкретному муниципальному образованию. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. устанавливает особые требования к содержанию устава муниципального образования, обязанность его государственной регистрации (статья 44); а Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005 г. детально определяет процедуру государственной регистрации.

Для более полного представления об уставах муниципального образования необходимо найти в правовых базах и проанализировать устав конкретного муниципального образования, отметив те моменты, которые представляют собой детализацию норм муниципального законодательства.

Задачи по теме:

1. Составить таблицу «Система муниципальных правовых актов», сравнив муниципальные правовые акты по субъекту принятия, нормативному характеру и по юридической силе. Привести по одному конкретному примеру видов нормативных правовых актов.

2. Инициативная группа граждан обратилась в представительный орган Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 г. муниципального образования для регистрации инициативы проведения местного референдума о внесении поправок в принятый устав муниципального образования в части установления ограничения пребывания главы муниципального образования на своей должности не более двух сроков подряд. Но в регистрации было отказано, так как согласно принятие устава осуществляется только представительным органом муниципального образования. Инициативная группа решила обжаловать отказ в суд, считая его неправомерным. Составьте образец мотивированного заявления инициативной группы в суд. При составлении заявления попытайтесь разрешить коллизию между упомянутой нормой Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 г. и перечнем вопросов, которые не могут выноситься на местный референдум согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06. 2002 г.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Комментарий Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / под ред. В.Е. Колюшина. М.: Норма, 2002.

2. Кононов, А.М. К вопросу о сроках нахождения в должности главы муниципального образования / А.М. Кононов, Н.И. Ерохин // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С. 39 – 40.

3. Костюков А.Н. Конституция Российской Федерации и проблемы развития компетенционных возможностей местного самоуправления /
А.Н. Костюков // Государственная власть и местное самоуправление. 2004.
№ 2. С. 8 – 12.

4. Костюков А.Н. Муниципальное право в системе российского права: стагнация или развитие // Государство и право. 2003. № 9. С. 10 – 16.

5. Модельный регламент представительного органа муниципального образования // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 72 – 93.

6. Нудненко Л.А. К вопросу о субъектах непосредственной демократии в системе местного самоуправления / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2. С. 23 – 25; 2003. № 3. С. 15 – 19.

7. Нудненко В.Н. Институт отзыва и роспуска в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Консультант-плюс. Комментарии законодательства.

8. Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления – институт конституционного права России / Л.А. Нудненко // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2001. № 1. С. 16 – 25.

9. Руденко В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии / В.Н. Руденко // Государство и право. 2004. № 3. С. 16 – 22.

10. Сергеев А.А. Институт местного референдума / А.А. Сергеев // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 2. С. 15 – 20.

Тема № 6. Муниципально-территориальный процесс

План:

1. Изменение границ муниципальных образований и преобразование муниципальных образований.

2. Муниципально-территориальный процесс: понятие, стадии, субъекты.

3. Выявление согласия населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования.

4. Учет мнения населения по вопросу изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Перед изучение данной темы необходимо вспомнить понятия: территориальное устройство, деконцентрация, децентрализация власти, граница территории, черта территории населенного пункта.

Следует прочитать теоретическую литературу по предложенной тематике, обращая внимание на существование двух различных доктрин по вопросу о императивности мнения населения для органов государственной власти при изменении границ, преобразовании муниципальных образований.

При изучении законодательства обратите внимание на то, что подходы к регулированию вопросов муниципально-территориального устройства претерпели значительные изменения. В ФЗ-131 нормы об изменении территорального устройства претерпели значительные изменения, что связано с многочисленной судебной практикой, свидетельствующей о пробельности правового регулирования этого вопроса на федеральном уровне.

В обязательном порядке необходимо изучить Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Решения Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся рассматриваемого вопроса.

В связи с тем, что принятый ФЗ-131 существенно изменил тип муниципально-территориального устройства, до окончания переходного периода существуют некоторые нетипичные формы изменения границ, преобразования муниципальных образований, их первоначального образования, упразднения. Понимаю указанных процессов будет способствовать обстоятельное изучение главы 12 ФЗ-131.

В ходе изучения литературы, предложенной к данной теме, необходимо обратить соотношение видов территориального устройства. Необходимо заполнить таблицу, отражающие их основные особенности.

Обратите внимание на то, что изменение административного и муниципально-территориального устройства отличаются по процедуре изменения их границ, хотя законодатель Красноярского края декларирует совпадение муниципально-территориального и админстративно-территориального устройства Красноярского края.

Муниципально-территориальный процесс – изменение муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Все муниципально-территориальные изменения муниципальное законодательство сводит к двум формам: изменение границ муниципальных образований, и преобразование муниципальных преобразований. В действующей редакции Федерального закона № ФЗ-131 предусматривается также упразднение муниципального образования, которую допустимо рассматривать как подвид преобразования.

В результате изменения границ не происходит изменения количества муниципалитетов, включенных в реестр муниципальных образований в субъекте Российской Федерации. Трансформируется только показатели площадь их территории.

Под изменение границ муниципального образования подпадает: 1) отнесение территории отдельных поселений и или населенных пунктов муниципального района в состав другого муниципального района; 2) отнесение населенных пунктов поселения в состав другого поселения; 3) передача межселенной территории района другому району; 4) передача территории поселения, на которой не расположены населенные пункты, другому поселению.

Все виды изменения границ муниципальных образований по критерию «перехода» населения в другое местное сообщество, объединяются в две группы. В первую включаются те, которые не влекут изменения для населения при принадлежности к публично-властной организации. Во вторую – порождающие включение жителей в новый муниципалитет, с другой территорий, системой органов власти, должностных лиц, отличающимся бюджетом и установленными налогами.

При преобразовании муниципальных образований увеличивается или уменьшается их количество, что отражается в реестре муниципальных образований, результате преобразования муниципальное образование может из одного раздела реестра перейти в другой. Под преобразованием понимается: объединение, разделение муниципальных образований, в том числе объединение поселения с городским округом, изменение статуса городского населенного пункта в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его такого статуса. Еще одним видом преобразования муниципального образования является также упразднение сельского поселения, находящегося в труднодоступных и удаленных местностях, численность населения которого менее ста человек (в результате этого упразднения сельский населенный пункт войдет состав непосредственно в состав муниципального района).

Изменение и преобразование муниципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Поэтому в целом данный процесс строится по канонам законодательного процесса как такового, регулируемого уставом субъекта Российской Федерации и регламентом его законодательного органа. Это освобождает регионального законодателя от детального изложения муниципально-территориального процесса в муниципальных по своей тематике законах. В муниципальных законах (либо, впрочем, в специальных разделах регламентов) должны быть закреплены некоторые специфические особенности рассмотрения и решения вопросов муниципально-территориального деления.

Следует согласиться с мнением К.Н. Княгинина о том, что действия, связанные с выявлением и учетом мнения населения, превращают, муниципально-территориальный законодательный процесс в процесс, отягощенный уникальной стадией.

1. Необходимо выявить согласие населения при принятии следующих законов субъекта Российской Федерации: об изменении границ, которое влечет отнесение территории населенного пункта из одного муниципального образования в другое; объединении муниципальных образований – поселений, разделении муниципального образования поселения; лишение города статуса городского округа и включение в состав района или наделение города статусом городского округа и исключение его из городского округа.

Согласие населения выявляется путем проведения голосования по вопросу об изменении границ, преобразования муниципального образования. Процедура голосования по этим вопросам схожа с порядком проведения местного референдума, но имеет ряд специфических черт. Особенность голосования по вопросу изменения границ и преобразования муниципалитетов не позволяет рассматривать это голосование видом местного референдума. Разграничение голосования населения по вопросам муниципально-территориального устройства и голосования на местном референдуме проводится по критерию публичного образования, в чьем ведении находится вопрос, выносимый на голосование; по субъектам, имеющим право его инициировать голосование; по предоставлению органам государственной власти и местного самоуправления права на агитацию в ходе кампании; по юридической силе принятого решения.

В теории муниципального права нет единства мнений по вопросу о природе «выявлении согласия населения» (учета мнения населения). Трактуют эту формулу как не допускающую принятие представительным органом решений, отступающих от выявленного тем или иным предусмотренным способом мнения населения. Авторы, высказывающие данное утверждение, всякое такое отступление расценивают, по меткому замечанию К.Н. Княгинина, как противозаконный «неучёт». Профессор
С.А. Авакьян полагает, что институт голосования, по вопросу изменения границ и преобразования муниципальных образований является, по существу, институтом консультативного референдума, поскольку окончательное решение по изменению границ принимается по результатам голосования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Отметим, что ч. 5 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что к результатам голосования по вопросу об изменении границ муниципальных образований, преобразовании муниципальных образований положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Обоснованной представляется позиция К.Н. Княгинина о том, что возможно свести выявление согласия (учет мнения населения) к: 1) обязательному установлению этого мнения в установленных формах; 2) обязательному доведению его до сведения представительного органа; 3) обязательному рассмотрению представительным органом этого мнения и, например, 4) при отказе от построения правотворческого решения на мнении населения – обязательному направлению представительным органом населению соответствующей территории мотивированного обоснования нецелесообразности или даже невозможности следования мнению населения.

Наши рекомендации