И в этих рамках единое целое, чьи свойства не могут
Быть сведены к свойствам составляющих ее частей, называется системой.
Фритьоф Капра
«Поворотный пункт»
Промышленная революция, технологическая революция, информационный взрыв — все эти явления широко известны в современном мире. Нет ни малейшего сомнения в отношении того, какое воздействие они оказывают на жизнь каждого из нас.
Однако, если спросить, что представляет собой революция «под ключ», большинство людей ответит недоуменным взглядом.
А ведь революция «под ключ» по глубине и силе воздействия на американский малый бизнес и по значительности выводов, которые мы можем сделать на основе этого воздействия в отношении будущего, не уступает любому из перечисленных выше явлений.
Потому что основой революции «под ключ» является способ ведения бизнеса, который способен полностью преобразовать любое малое предприятие таким образом,
чтобы оно перешло из болезненного состояния хаоса к порядку, радости и непрерывному росту. Именно революция «под ключ» и дает нам тот волшебный ключ, позволяющий развить дело в необыкновенный бизнес: полностью сбалансированную модель бизнеса, который способен работать.
Феномен фрэнчайза
Все началось в 1952 году, когда пятидесятидвухлетний торговец зашел в одно торгующее гамбургерами заведение в городе Сан-Бернардино в Калифорнии, чтобы продать двум братьям, его владельцам, аппарат для приготовления молочных коктейлей.
То, что открылось там его глазам, было настоящим чудом.
По крайней мере, так мог описать свои впечатления Рей Крок, продавец аппаратов для приготовления молочных коктейлей. Ему никогда прежде не доводилось видеть ничею подобного этому самому первому заведению по торговле гамбургерами братьев Макдональдов (позднее вся сеть подобных заведений получила их имя).
Оно работало как швейцарские часы!
Гамбургеры приготовляли так, как ему никогда до этого не доводилось видеть — быстро, эффективно, недорого и совершенно одинаково.
Но что поражало больше всего, так это то, что любой мог сделать то лее самое.
Он наблюдал за тем, как школьники работали с изумительной точностью под наблюдением владельцев, радостно улыбаясь в ответ на просьбы длинной очереди клиентов, которая змеилась перед стойкой.
Рею Кроку стало совершенно очевидно, что братья Мак-дональды создали не просто очередную лавку по торговле гамбургерами, а машину по производству денег!
Вскоре после своего первого визита в их заведение, охваченный таким воодушевлением, какого ему никогда еще не доводилось испытывать, Рей Крок убедил Мака и Джима Макдональдов позволить ему распространить их метод работы на основе монопольного права на него.
Через двенадцать лет и несколько миллионов съеденных клиентами гамбургеров он выкупил у них их долю и продолжил создание самой крупной розничной системы быстрого питания в мире.
«Самый успешный малый бизнес в мире»
Так сама компания «Макдональдс» называет себя сегодня. И имеет для этого веские причины. Потому что успех «Макдональдс» действительно сногсшибателен.
Только подумайте. Менее чем за сорок лет «Макдональдс» Рея Крока превратился в предприятие с годовым оборотом в 23 миллиарда долларов с 14 118 ресторанами, разбросанными по всему миру, причем их число не перестает возрастать. В самих Соединенных Штатах в таких ресторанах питается ежедневно более 28 миллионов людей, что составляет более 6 процентов всего количества людей, бывающих в ресторанах Америки!
Средний ресторан «Макдональдс» дает более 2 миллионов долларов ежегодного дохода, при этом он еще и более прибылен, чем почти все другие предприятия розничной торговли в мире, имея в среднем 17 процентов чистой прибыли до уплаты налогов.
Однако Рей Крок создал нечто большее, чем просто фантастически успешный бизнес. Он создал модель, на основе которой целое поколение предпринимателей смогло с тех пор сделать себе состояние, модель, которая породила феномен использования монопольного права на определенный вид деятельности — фрэнчайзинг.
Все начиналось с маленького ручейка, когда несколько предпринимателей начали экспериментировать с формулой успеха Рея Крока. Но прошло совсем немного времени — и ручеек превратился в Ниагарский водопад!
Действительно, предоставление права на определенный вид деятельности создало по всей стране в 1994 году более миллиона новых предприятий, занимающихся всем чем угодно: от продажи гамбургеров до предоставления юридических услуг.
В одном только 1992 году такие предприятия заработали на продажах почти 800 миллиардов долларов — 41 процент от каждого потраченного в розничной сети страны доллара — и дали работу более чем 8 миллионам людей, занятых полностью или частично; эта система — самый крупный работодатель для школьников и студентов в экономике страны.
Но гений создателя системы «Макдональдс» заключается не в самом фрэнчайзинге. Использованию системы льгот и привилегий уже больше ста лет. Многие компании — среди них и «Кока-кола» с «Дженерал моторе» — использовали фрэнчайзинг как эффективный метод распространения своей продукции, чтобы, не прибегая к большим затратам, выйти на быстро расширяющиеся рынки. Гениальность Рея Крока и его «Макдональдса» заключается в фрэнчайзе бизнес-формата.
Именно фрэнчайз бизнес-формата революционизировал американский бизнес.
Именно фрэнчайз бизнес-формата, при котором каждые восемь минут в каждый отдельно взятый рабочий день свои двери открывает новое предприятие, действующее на основе привилегии в своей области деятельности, и объясняет столь ошеломляющий успех феномена фрэнчайзин-га за последние сорок лет.
Кроме того, согласно данным исследований, проведенных министерством торговли США, с 1971 по 1987 год менее 5 процентов предприятий, обладающих привилегией на определенную деятельность, прекращало ежегодно свою работу, то есть всего 25 процентов за пять лет.
Сравните эти статистические данные с почти 80 процентами банкротств предприятий, владельцами которых являются независимые бизнесмены, и вы сразу представите себе все значение революции «под ключ» для американской экономики, а также влияние фрэнчайзов бизнес-формата, которые внесли и будут вносить свою долю в ее успех.