Как подготовить и провести презентацию?
Вячеслав Макович
Методичка участника практикума результативных презентаций от StartUp Cup
Ясность мышления или дай шанс другим понять себя
Ясность высказанных мыслей начинается с ясности внутри себя. Как только ты сам для себя поймёшь, что именно ты хочешь донести, ты это сделаешь.
Ниже несколько рекомендаций, как понять и объяснить себе и другим, в чём ваш бизнес, что вы продаёте и почему вы будете интересны клиентам, партнёрам и инвесторам. Один этот навык уже выделяет из конкурентной среды. Не пренебрегай понятностью:
· Определи цель, и какую информацию тебе нужно донести для достижения этой цели.
· Ясность высказанных мыслей начинается с ясности внутри себя. Определи для себя ключевые понятия и термины, которые ты собираешься использовать.
· Ориентируйся на понятия, которые используют представители аудитории. Ты сможешь дать определение чего-то нового для аудитории, только, если в определении используешь слова известные и однозначно понимаемые представителями этой аудитории.
· Применяй элементарные логические приёмы для систематизации информации:
o Анализ - выделением и изучением отдельных частей объектов (например, бизнес состоит из продаж, производства, маркетинга, логистики, HR, бухгалтерии и пр.)
o Синтез - соединение или объединение ранее разрозненных вещей (например, бизнес является одной из составляющих жизни)
o Сопоставление - сравнение друг с другом, выявление сходств и различий (например, бизнес отличается от работы на фрилансе наличием в подчинении команды, которая занимается основной операционной деятельностью)
· Старайся минимально использовать сложные слова и выражения, «достоинство стиля заключается в ясности» (Аристотель). Не пытайся произвести внимание. Пытайся быть понятным, это производит впечатление. «Простота - неотъемлемое условие прекрасного» (Лев Толстой).
· Будь краток, насколько это возможно. «Краткость – сестра таланта» (Антон Чехов) или «Краткость – душа ума» (Уильям Шекспир).
· И, конечно, репетируй (минимум 13 раз).
Какой бы бизнес ты не создавал, тебе точно будет необходимо сделать описание того, что именно ты продаёшь. К сожалению, очень многие предприниматели не могут доходчиво объяснить, что именно они продают. Это плохо. Ниже простой шаблон описания продукта:
Я создал/продаю/разрабатываю _____продукт_____ (например, пылесос, насос, формулу создания наноматериала, парикмахерские услуги, программу для сведения бухгалтерии и пр.), который позволяет ___ключевая ценность______ (например, всасывать в 5 раз больше пыли, добывать воду из камней, делать более прочный материал при той же стоимости, стричь полулысых мужчин за 5 минут, делать отчётность со смайликами), за счёт ____ключевая характеристика продукта_____ (например, особенного расположения гидрофаниозатора, выявленного в результате 333 неудачных попыток соотношения частиц, мобильного расположения, интеграции с правительством), что, по сравнению с альтернативными решениями, ___сравнение___ (например, в 2 раза быстрее, в 3 раза дешевле).
Как подготовить и провести презентацию?
«Секрет быть скучным – рассказать всё» Вольтер
Ниже несколько важных рекомендаций.
Что сделать заранее?
· Узнать заранее, кто будет и сориентировать презентацию на них
· Понять, какие у этих людей критерии для оценки и выбора
· Подготовить презентацию, проверить грамотность и качество иллюстраций
· Отрепетировать презентацию минимум 13 раз
· Отрепетировать презентацию ещё минимум 5 раз перед зрителями и/или перед камерой и улучшить презентацию
· Распечатать, на всякий случай, несколько комплектов слайдов
Какой должен быть дизайн презентации?
· Дизайн достаточного качества и в фирменном стиле
· Отсутствие анимационных эффектов
· Размер шрифта, читаемый даже человеком с плохим зрением
· Не отторгающее и не сводящее с ума сочетание цветов
Как подготовить голос перед выступлением?
· Повторить несколько раз: - зждри-зждра-зждро-зждру-зждры, - лри-лра-лро-лру-лры, - птки-птка-птко-птку-пткы, - бдги-бдга-бдго-бдгу-бдгы, рычащий звук «р», звук «м» с фокусом на губы (так, чтобы они тряслись), поинтонировать (тон вверх-вниз) гласным звуком о, а или у
· Поговорить с маркером во рту
Как вести себя на презентации?
· Забудь про желание быть идеальным оратором, питч – это не конкурс навыков ораторского мастерства
· Начни с небольшой паузы. Это позволит сфокусировать внимание на тебе и показать твою «самодостаточность». Однако, в отличие от более длительных форматов, типа лекций, данная пауза должна быть не долгой (около 5 секунд)
· Стой слева от экрана. Человеческому взгляду привычнее идти слева направо (для народов, где пишут справа-налево, справедливо обратное)
· Если не знаешь, куда деть руки, то сильно сожми 2 пальца и сфокусируйся на секунду на этом ощущении
· Если переживаешь во время выступления, переведи фокус внимания во вне, например, посмотри в глаза одному из слушателей и определи их цвет
Что не нужно делать на самой презентации?
· Оправдывать себя (например, «я очень волнуюсь»)
· Читать с листа или с экрана
· Говорить с экраном, с полом или окном
· Стоять за кафедрой или в лучах проектора
· Спорить с экспертами
· Рассказывать обо всех технических особенностях своего продукта
· Выходить за отведённое время
· Пренебрежительно отзываться о конкурентах или говорить, что их нет
Что нужно сделать на презентации?
· Заинтересовать потенциального инвестора, клиента или партнёра к дальнейшему общению (как правило, цель презентации именно в этом, а не в том, чтобы получить инвестиции или продать свой продукт, как многие думают)
Что нужно сделать, чтобы заинтересовать?
· Показать, что есть ценность и дать разумные доказательства
· Вызвать доверие к себе и своей команде (адекватность + опыт + вовлеченность + уже достигнутые в ходе реализации проекта результаты)
Как отвечать на вопросы после презентации?
· Отвечать на заданный вопрос (!)
· Отвечать лаконично, а не говорить заново презентацию
· Показать заранее подготовленные материалы для ответа на важные высоковероятные вопросы
Как лучше всего улучшить презентацию?
· Лучший способ улучшить презентацию – улучшить свой проект.