Мания составления инструкций
Бюрократ страдает недугом, который называется «мания составления ин-
струкций»: все документируется, для любого процесса составляется деталь-
ное описание, организация не может и шагу ступить без письменного рас-
поряжения. Бюрократическая организация благоговеет перед письменным
словом.
Обнаружив отклонение в системе, Бюрократ пытается исправить поло-
жение, создавая новые правила и инструкции. Эти инструкции порождают
еще больше отклонений, поскольку степень детализации контролируемой
системы растет. Вы создаете новые правила и пишете новые инструкции, и в
результате выявляете новые отклонения. Правила множатся как грибы после
дождя, и в итоге бюрократия парализует компанию. Никто больше не за-
нимается обслуживанием клиентов. Все пишут и читают отчеты, контроли-
руя друг друга.
Бюрократ ведет себя так, словно всей душой верит: главное — порядок,
который обеспечит максимум эффективности. Однако стремление к эффек-
тивности может стать губительным для результативности: если поведение
регламентировано слишком жестко, менеджер не имеет возможности опе-
ративно реагировать на происходящее.
Подчиненные -A-- тратят массу времени, читая, составляя и подшивая
в папки служебные записки. Это колоссально снижает эффективность.
Внешне система кажется чрезвычайно эффективной — ведь все расписано
до мелочей, — но на деле масса времени тратится впустую из-за того, что
люди вынуждены документировать каждый шаг.
Принятие решений
Если вы попросите Бюрократа выяснить суть проблемы, он начнет с Адама
и Евы, проштудирует историю вопроса в мельчайших подробностях и за-
ставит вас выслушать все, что он узнал.
Углубившись в прошлое на пару тысяч лет, Бюрократ полагает, что у
него есть еще две тысячи лет, чтобы решить проблему. В сфере менеджмен-
та это называется «аналитическим параличом». Бюрократ может анализи-
ровать проблему без конца, а потом разработать громоздкий и запутанный
процесс, который не дает результатов, поскольку слишком сложен.
Бюрократ видит проблему в прошлом, а ее решение в будущем. Вы
можете сказать, что это вполне логично, но носители других стилей под-
ходят к решению проблем совершенно иначе. Pне думает ни о прошлом,
ни о будущем. Он сосредоточен на здесь и сейчас. «Давайте делать то, что
нужно сделать сейчас».
E, как мы увидим в следующей главе, видит проблему в будущем: «У нас
так много возможностей, которые нужно использовать», — но, как ни стран-
но, считает, что решение будущих проблем — дело прошлое, разобраться с
ними следовало давным-давно, и зачастую нетерпелив и раздражителен:
«Почему мы до сих пор не ударили палец о палец?»
Eтерпеть не может Aи считает его медлительным, непонятливым об-
струкционистом и ненадежным партнером для создания компании. «Он
живет на другой планете», — говорит предприниматель. Точно так же ад-
министратор отзывается о предпринимателе, а производитель — о них
обоих.
Бюрократ в курсе любых затрат, но не имеет представления о ценности,
поскольку затраты определенны, а ценность предположительна. Забывая
Глава 3. Администратор pAei и Бюрократ -A- - 75
о ценности, он думает только о затратах. «Мы не можем на это пойти, —
говорит он. — Это слишком дорого». На самом деле очень часто бездействие
обходится дороже, чем действие. Это хорошо иллюстрирует фраза, которую
можно услышать в Америке: «Если вам кажется, что образование стоит
слишком дорого, подумайте, во что обойдется его отсутствие». И все же -A-- предпочитает не рисковать и не
тратить деньги. Он будет терять драгоценное время на сбор дополнительной
информации, выяснение подробностей, поиск обоснований и бесконечный
анализ — и все это чтобы свести риск к минимуму. Но время — деньги,
и, упустив его, он упускает возможность. Принимать решения в стиле -A-- в условиях стремительно меняющейся
конъюнктуры рынка — верный путь к провалу.
Внедрение