Сущность и основные задачи специального внебюджетного фонда государства.
Впервые внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. С расширением своих функций государство нуждалось во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей.
Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.
При укреплении централизованного государственного аппарата власти начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Внебюджетные фонды— это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Основные задачи внебюджетных фондов:
1)влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
2) обеспечивать природоохранительные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
3) оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.
В соответствии со ст. 144 Бюджетного кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включаются:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства, поскольку они используют финансовые ресурсы, привлекаемые государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной сферы;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• обеспечивать инфраструктуру в целом;
• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в государственный бюджет и используются по определенному целевому назначению — государственный пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны, государственный страховой фонд — фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя бюджет. Кроме того, создается видимость уменьшения дефицитности бюджета.
Также внебюджетные фонды государства характеризуются как совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в названии фонда.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
1) выделение из бюджета определенных расходов;
2) формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.