Деятельность великих мудрецов
Бааль Сулам повлиял своими действиями так, что даже если обыкновенный человек идёт своим путём к Творцу, то есть у него возможность удостоиться слияния с Творцом, словно это выдающийся знаток Торы. А до Бааль Сулама не простой человек, а только ве-
ликие знатоки Торы удостаивались единения с Создателем. А прежде Бааль Шем Това,
чтобы удостоиться связи с Творцом, человек должен был быть одним из великих Мира, иначе не мог бы удостоиться раскрытия Творца.
Деяния поднимаются наверх
Если идут путем отдачи, то не остается у человека ничего от его добрых дел, а всё поднимается наверх, как сказано в Книге Зоар: "Деяния трепета и любви, цветущие в ми-
ре, поднимаются наверх". Тогда как деяния ло лишма (не ради Творца) остаются внизу, то есть тогда человек чувствует, что у него есть некое приобретение в Торе и добрых делах.
Греки собрались на меня
"Греки собрались на меня тогда, в дни хасмонеев". Греки – это "клипа" против Свято-сти. Святость (Кдуша) – это стадия веры выше знания, а греки идут внутри знания. И при-ходят греки именно в дни хасмонеев (хашмонаим), т.е. именно в то время, когда человек
хочет идти путем Святости. При этом ранее не было места грекам, ибо "одно против друго-го сделал Творец", как сказано: "Каждый, кто больше товарища своего – желание его больше него" (трактат Сука, 52).
Как написано: "Пришедшему очиститься – помогают" (трактат Шабат, 104) . Почему же нет ему помощи свыше до того, как приходит? Ответ в том, что прежде, чем решил очи-ститься от своего сосуда получения, - даже если верит в то, что Творец помогает, - то, как сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Естество человека берет над ним верх каждый день, и если не поможет ему Творец, то не справится с ним человек". Человек должен поверить, что так и есть, но разумом он видит, что и без того человек делает все.
При этом тот, кто решил очиститься от сосуда получения, видит тогда, что это не в силах
человеческих, но что должно произойти чудо свыше. И если не случится этого чуда, – он пропал. И то, что он нуждается в помощи свыше, – он видит внутри знания; а внутри зна-ния не может быть никакой реальности, в которой он бы вышел из власти желания полу-чать. И вот, когда человек хочет идти путем Святости, приходят греки и спрашивают, как написано: "Почему?", – скажут гои, – "Где Бог их"?". И тогда нельзя отвечать, исходя из знания, а только выше знания; ведь лишь Творец, Который выше знания, Который создал знание, может дать ответы на все вопросы, когда спрашивают: "Где?" ("Айе?").
И мы видим, что в (трактате) Шабат, в книге "Кдушат Кетер" ("Святость Венца"), - как говорит Ари, - там, в слове "Айе" светит свет Шабата, называющийся мохин дэ-хая. И именно выше знания греков, слышащих "Айе", приходит ответ света Шабата, сияющего и
отменяющего все приговоры, как написано: "И исчезнут все суды".
Таким образом, опираясь на клипу "яван" ("Яван" – Греция, "явен" – грязь, тина), идя
внутри знания, опускается человек в пучину, и не в силах подняться, как написано: "По-гряз ты в тине". И только при помощи свыше можем мы подняться.
Война первородного начала
Война первородного начала, – внутренне и внешне, - подобна борьбе кулачных бой-цов, когда каждый желает, чтобы противник покорился ему, но вовсе не хочет убить со-перника. И тогда борьба эта – без всяких одеяний, борьба силы: у кого больше сил, тот
подчиняет себе противника.
Так же и в войне первородного начала, – вовсе не нужно его убивать. Сказали мудре-
цы: "Не должен человек молиться о том, чтобы грешники умерли, а чтобы раскаялись", –
то есть, чтобы подчинились власти доброго начала.
79. Что означает "красива станом" в духовной работе
Душа, которая является частью Творца свыше, находится в плену народов мира.
Объяснение: каждый человек – это маленький мир. Он включает в себя 70 народов
мира, и все они властвуют над его душой, которая называется точкой в сердце. А потому фраза "когда выйдешь " – означает, что вступишь в войну за то, чтобы раскрыть намере-ние отдавать; и тогда, благодаря войне, откроется точка в сердце. И об этом сказано: "И Творец предаст (каждого) в руки твои, и возьмешь у них пленных". То есть точка, которая
была в плену у народов мира, одолеет народы мира и выйдет на свободу.
И необходимо выполнить с ней определенные исправления, прежде чем примет ее ра-ди отдачи, а иначе она возвратится в плен к народам мира, то есть исчезнет. Это означа-ет, что народы мира властвуют над ней, над дочерью Исраэля. Объяснение в том, что не
видна ее красота, а наоборот они усматривают красоту в народах мира. Иными словами, если у человека отсутствует намерение ради отдачи, то это скрывает дочь Исраэля, то
есть душу Исраэля.
81. "Вопреки желанию своему ты живешь…"
"Вопреки желанию своему ты живешь…", – если человек не желает получить свет жиз-
ни ради себя, а только ради слияния с Творцом, он зовётся духовно живым.
"Вопреки желанию своему ты умираешь…", – если не желает человек духовной смерти, в плену своих эгоистических желаний, - ведь "жизнь грешников (эгоистов) зовётся (ду-ховной) смертью", - то, в мере желания человека не быть грешником, т.е. не получать высшие наслаждения ради себя, в той мере он мёртв: ощущает себя мертвым, постиг свой эгоизм как зло, а потому не пользуется им. Поэтому его желание получать ради себя на-зывается мёртвым. А иначе жизнь его будет подобна жизни грешников.
82. Конь – для езды верхом
Отцы – эта колесница, как сказано: "И взошел Бог от Авраама". Конь считает, что хо-зяин дает ему все необходимое, так как любит его, как своих сыновей. Но тогда почему сыновья находятся в доме, а он в конюшне? Поскольку он может загрязнить дом, хозяин поместил его вне дома, в особом для него месте. И хотя хозяин, действительно, дает все
необходимое коню, это происходит не от любви, а чтобы конь служил ему, - иначе не об-
ращал бы на коня внимания.
Смысл этого в том, что когда человек чувствует, что он хозяин своего тела, то он гово-рит телу : "Я даю тебе всё не потому, что люблю тебя, а чтобы я мог служить Творцу. И все, что ты получаешь, это только для того, чтобы я мог создать намерение ради пользы Творца, иначе не брал бы ничего для тебя".
И в этом смысл масаха (экрана) и отраженного света, когда все наслаждения получают только ради пользы Творца, что означает с намерением отдавать.