Об альтруистическом желании
Если желание Творца - насладить свои творения, то если творения получают Его благо, - тем самым Он получает удовольствие от того, что наслаждает? Но ведь Творец только всё отдаёт и, ни в коем случае, ничего не получает! Как же существуют вместе эти два противоположных объяснения?
И этот же вопрос следует задать также по отношению к человеку: как человек, свойст-во которого получать для себя, сможет обернуть это своё эгоистическое желание в проти-воположное ему, - желание только отдавать? Ведь даже если он и отдаёт, обязан полу-чить от этого удовольствие, а иначе не был бы в состоянии что-либо отдать, т.к. не видел бы выгоду, - (то), что он за это может получить. А без выгоды для себя человек не в со-стоянии исполнить какое-либо действие.
И кто хоть немного осознаёт это, - не может сделать ничего, не получив что-нибудь
взамен, а (сможет) только при условии, если Творец поможет ему совершить такое без-возмездное действие. И это определяется как действие, выходящее за рамки человеческо-го разума, и даётся Творцом человеку в подарок.
Но по отношению к Творцу мы вообще не можем понять своим разумом, что существует
такое свойство как чистая отдача, без всякой примеси получения и выгоды для себя, - это находится выше нашего понимания, так как мы изначально созданы только с эгоистиче-ским желанием получать для себя.
Весь народ стоит перед Тобой
Известно, что нам дана заповедь выбора, чтобы, благодаря выбору, смогли получить добро, которое Творец приготовил для своих творений, что и является целью творения насладить творения. А чтобы не было стыда, нам дана возможность выбора в период скрытия. И вопрос выбора относится именно к тому времени, когда зло и добро равноцен-ны, - и тогда в силах человека сделать выбор. Но если зло намного сильнее добра, невоз-
можно сделать выбор, поскольку выбор зла, когда оно намного сильнее добра, уже не от-
носится к возможности выбора человека. Вопрос выбора всегда стоит только относительно двух равноценных сил.
Человек должен нести ответственность потому, что он стал сейчас судьей, который су-
дит две стороны, и должен сказать - с кем справедливость и прямота. Несомненно, это решение трудное, потому что есть доводы одной стороны и доводы другой стороны и, ка-жется, что обе правы. Поэтому надо вершить справедливый суд, и смотреть внутрь вещей
для того, чтобы понять, - стоит ли отменить частное ради общего.
И таково объяснение: каждый судья, который вершит справедливый суд, становится напарником Творца в сотворении мира, - как будто, я сотворил небо и землю по своему слову, как Ты, как будто, в моих словах – мудрость Твоя в сотворении новых неба и зем-
ли. И дело в том, что если человек вершит справедливый суд, он может принять правиль-ное решение, и тогда он удостоится получить добро и наслаждение, которые Творец уго-товил для творений, что является причиной сотворения мира.
И присутствует Шхина среди народа Исраэля потому, что тем, что он исправил свои
действия, он способствовал тому, чтобы Шхина присутствовала в народе Исраэля. И это соответствует сказанному мудрецами: "выполнил одну заповедь – счастлив, потому что
склонил себя и весь мир на чашу заслуг". Потому, что он способствует своими действиями тому, чтобы высшее изобилие (свет) раскрылся для низших.
Поэтому Творец выполнил такое исправление, чтобы всегда добро и зло были равно-значны.
Пробуждение свыше
У каждого религиозного человека есть период или мгновение в его жизни, когда даёт-ся ему некое пробуждение свыше, чтобы почувствовал он жизненность в том, что он в единении с Творцом. Ведь обычно человек находится в таких состояниях, когда нет в нём никакой тяги к духовному, а иногда и вовсе забывает о том, что есть святость в мире, а то, что помнит, - так это только благодаря воспитанию, ставшему привычкой. Например, бывает иногда так, что человек читает благословение после еды и не чувствует даже, к
кому он обращается и что говорит. И то, что сказал благословение – это всего лишь дело
привычки.
Но, вместе с тем, бывает в жизни и так , что человек действительно чувствует проявле-ние святости, пусть, может, и ненадолго. Скажем, например, всего на минуту вкусил он духовное, ощущая, что это – пробуждение свыше. И после этого есть уже у него возмож-ность пробудить воспоминание из того, что было уже у него ощущение духовного подъё-ма.
Итак, получается, что у каждого человека есть внутри свойство запечатлевать, и вос-поминания эти оживляют сердце. И с их помощью человек может сделать движение на-встречу – пробуждение снизу.
Любовь к ближнему
Смотрю я на крохотную точку, которая зовётся любовью к ближнему, и размышляю над ней: что же могу я сделать для того, чтобы насладить остальных? И когда смотрю я на всех вместе, то вижу муки, болезни, боли, страдания каждого члена общества, и глобаль-
ные, - войны среди народов. Но кроме молитвы мне им нечего дать. И это состояние на-зывается "страданием горем общества".
164. О чём просить у Творца для служения Ему
Когда человек видит помехи в духовной работе, и он хочет молиться Творцу, чтобы дал ему силы работать над собой, о чём он должен просить Творца?
Есть две возможности:
1) просить Создателя убрать от него эти помехи, - тогда не потребуется человеку при-лагать слишком больших усилий, чтобы идти дорогой Творца;
2) просить Создателя ощутить больший вкус в Торе, в молитве и в добрых делах, бла-
годаря чему никакие препятствия не смогут задержать его.
Ведь когда жизненно важны человеку Тора и заповеди, - нет места помехам и не вла-стны они над человеком. Как, например, не может человек сказать, что из-за того, что
есть у него множество препятствий, поэтому не может он спасти себя. Как нет оправдания в утверждении, что из-за помех, создаваемых родственниками или окружением, человек бессилен спасти свою жизнь. А, несомненно, за своё спасение он отдаст всё, что у него
есть, и любые препятствия потеряют в его глазах свою силу и значимость.
Поэтому он просит у Творца, чтобы дал ему ощутить вкус жизни в Торе и заповедях, - ведь когда речь идёт о жизни, не сможет человек сказать, что есть у него помехи, так как жизнь настолько дорога человеку, что он не обращает внимания ни на какие препятствия.
171. "Как прекрасны шатры твои, Яков!"
"Прекрасны шатры твои, Яаков". Яаков - от слова "акваим", что означает пятки, конец
чего-либо. То есть, - состояние самого тяжёлого упадка в ощущениях человека, когда пропадает у него чувство, что может быть в мире хоть что-то, из чего мог бы он извлечь наслаждение. И он говорит: "Разве не является целью Творения наслаждение созданий?
Ведь передали нам мудрецы, что наивысшее Добро и Наслаждение заключено в Торе и
заповедях". Он же не чувствует в них никакого вкуса и никакого удовольствия, хотя и на-писано, что "Они - твоя Жизнь и продление дней твоих". Но он этого не видит.
Сказано, что в материальном мире удовольствия существуют только потому, что ду-
ховное раскрывается и в них, но своим наименьшим свойством, которое зовётся "тончай-шим Его свечением". Если даже этих мизерных наслаждений человек не чувствует сейчас
в материальных объектах, он ощущает в этом состоянии отвращение к жизни, потому что
в ней не проявляется для него никакого вкуса.
Тогда должен человек поверить в то, что намеренно дали ему сверху прочувствовать такое состояние, чтобы ощутил он недостаток духовного в своей жизни. Чтобы появилось у него желание молиться Творцу о том, чтобы позволил ощутить наполнение высшим све-том там, где проявляется недостаток. Такое желание, в котором раскрывается высший свет, называется "жилище Исраэля". Ведь то, что чувствует он сейчас желание работать
ради Творца, называемое "Исраэль", - без желания этого не мог бы он получить высшее
наполнение.
Человек и Тора
Когда человек изучает Тору, он ощущает себя ниже всех, ощущая, что заботится он только о личной пользе, что нет у него никакого понятия о единении с Творцом. Но Тора, которую изучает, дана теми, кто находились в слиянии с Творцом.