Технология постановки конкретных целей
Т Е Х Н О Л О Г И И
Л И Ч Н О С Т Н О Й Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т И
Исследование нового уровня своего успеха
в технике «Колесо жизни»
1. Выделите область своей жизни, в которой вы хотели бы выйти на новый уровень успеха.
2. Представьте, что Вы уже находитесь на этом уровне успеха. Создайте яркую картину своего будущего в этой области жизни. Представьте, что вы оказались на отметке 10 (по шкале от 1 до 10-и). Каким будет ваш результат? Что вам даст об этом знать? Что вы будете видеть, слышать? Что сможете сделать? Как будете себя чувствовать?
3. Почему для вас важен этот результат?
4. Отметьте по шкале (от 1 до 10), где вы сейчас.
5. Подумайте, что следует сделать, чтобы оказаться на 10? Если опираться на те ресурсы, которые у вас есть, то
· Что следует продолжить?
· Что стоит прекратить?
· Что следует начать?
· Что следует делать по-иному?
· Что из перемен принесло бы наибольший эффект?
6. Определите срок, на который вы хотели бы выйти на новый уровень успеха в этой области. Какой срок необходим для достижения таких результатов?
7. Как можно управлять продвижением?
8. Какой самый первый шаг вы сможете сделать?
9. Что наиболее важного было для вас в этой работе?
«Колесо жизни»: что это такое?
Каждая сфера деятельности является спицей в «колесе жизни», и чтобы оно продолжало ровно катиться, спицы должны быть одинаковой длины. Получается это не всегда (жизненные обстоятельства иногда сильнее любого плана), на зато, имея такую информацию, мы можем быть уверены, что не зацикливаемся на чем-то одном, забросив все остальное.
Если мы перестаем уделять должное внимание одной из сфер деятельности, тогда наше «колесо жизни» превращается в нечто бесформенное, и далеко мы на нем не уедем.
Одна их целей техники «Колесо жизни» - напоминать нам обо всех этих важных вещах, чтобы мы в своем краткосрочном планировании учитывали важные сферы своей жизни.
Практика
Выявление личных целей и ценностей
Радость и удовлетворение.
Что в жизни доставляет вам наибольшую радость и удовлетворение, придает вам новые силы? В чем важность этих вещей?
2. У смерти на краю…
Ответьте для себя на вопросы:
1. Если бы мне осталось жить всего один год, чего бы я хотел (достичь, испытать, сделать)?
2. Если бы мне осталось жить всего один месяц, чего бы я хотел (достичь, испытать, сделать)?
3. Если бы мне осталось жить всего один день, чего бы я хотел (достичь, испытать, сделать)?
4. Какие чувства вы хотели бы испытать в последние моменты своего пребывания на Земле?
3. Пиковые моменты в моей жизни. Вспомните те особые пиковые моменты в своей жизни, которые приносили вам особое удовлетворение. Ответьте для себя, что важного происходило в тот момент? С какими ценностями соотносился этот момент? Какие ценности сопутствовали вашей жизни в тот момент?
Написание своего жизненного сценария.
Мысленно постройте свою линию жизни, которая может принести полное личное удовлетворение. Отметьте те важные события собственной биографии, которые обязательно должны произойти в жизни, чтобы во время прощания с ней было чувство полной удовлетворенности собой и жизнью (эмоция со знаком «плюс»).
Три главных вещи в жизни.
Если бы вы были на смертном одре, и хотели сказать своим детям, близким три наиболее важные вещи, которые вы постигли за свою жизнь, что бы это были за вещи?
Представляя себя в конце жизни, жизни, прожитой достойно, какие три полученных жизненных урока Вы бы назвали важными? Почему они имеют такое значение для вас?
6. Люди, которыми я восхищаюсь.Вспомните трех человек, которых вы глубоко уважаете. Назовите по одному качеству каждого из них, которым вы восхищаетесь.
Мои ценности.
Ответьте на вопросы:
1. Что для меня является по-настоящему значимым и ценным в этой жизни?
2. Что заставляет меня действовать?
3. На что я готов тратить свои ресурсы: время, деньги, энергию…
4. Что является моей жизненной миссией?
5. Какая фраза может стать девизом, сопровождающим мою жизнь, и помогает мне преодолевать трудности?
6. Какую короткую, но емкую фразу, я хотел бы видеть на своем памятнике? Почему эти слова настолько важны для меня?
Практика
Мои цели на год
Заполните таблицу, опираясь на инструкции:
1. Сформулируйте 10, которые вы ставите перед собой на ближайший год.
2. Проранжируйте их по значимости.
3. Соотнесите их друг с другом. Например, некоторые из целей являются способами достижения других целей.
4. Относительно каждой цели отметьте, соответствует ли она вашим желаниям («я хочу» или «мне надо» достичь этой цели?).
5. Сколько реального времени вы тратите на достижение каждой цели (в конкретных единицах измерения времени: часов, минут в день)? А сколько следует тратить, чтобы достичь этой цели?
6. Укажите, сколько шагов в вашем представлении нужно сделать для достижения каждой цели? А сколько шагов вы уже сделали?
7. Запишите каждый шаг, который осталось сделать для достижения цели, в их последовательности.
8. Рядом с каждым шагом обозначьте время, когда вы собираетесь сделать этот шаг.
9. Ответьте на вопросы:
Какую пользу мне принесло это упражнение?
Что нового я узнал о своих целях и способах их достижения?
Что я узнал об ограничениях, которые могут помешать достижению моих целей, и способах преодоления этих ограничений?
SMART
Технология постановки конкретных целей
SMART -пер. с англ. – разумный, ум, интеллектуальный, мозги.
Принцип SMART – это стандарт постановки целей и задач. Он учитывает 5 важнейших принципов, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.
Ø (S) Specific / Конкретность
Ø (M) Measurable / Измеримость
Ø (A) Achievable / Достижимость
Ø (R) Relevant / Релевантность
Ø (T) Time related, limited, bound / Определенность во времени
(S) Specific – СПЕЦИФИЧНОСТЬ
Цель должна быть четко сформулирована, т.к. конкретная и специфичная цель имеет больше шансов быть выполненной, чем цель, поставленная в общем (расплывчато). Объем цели должен быть не менее 5-10 слов, но и не более 250 слов.
Пример:
Своевременное размещение оперативной информации на сайте.
Оператору службы размещать каждый день, с понедельника по пятницу, на сайте Компании информацию о поступлениях партий товара не позднее 10.00.
При постановке конкретной цели необходимо ответить на вопросы:
ü Кто? Кто вовлечен?
ü Что? Что нужно выполнить?
ü Где? Где это должно быть выполнено?
ü Когда? В какие сроки это должно быть сделано?
ü Условия: Какие есть требования, ограничения, ресурсы?
(M) Measurable – ИЗМЕРИМОСТЬ
Измеримость –возможность измерения степени достижения цели. Цель должна быть измерима! Ее параметра должны быть четкими и не иметь вариантов трактовки. Измеримость степени достижения целей означает, что мы должны представить не только то, к чему мы должны прийти, но и то, от чего мы отталкиваемся сейчас. Более того, мы всегда должны иметь возможность контролировать степень выполнения задачи, иначе сама задача теряет смысл.
Пример:
Хочу быть богатым!
Хочу рано вставать по утрам!
Хочу вставать в 5 утра каждый день, кроме выходных и праздников.
(A) Achievable – ДОСТИЖИМОСТЬ
Достижимость – стимул для продвижения вперед, через успех и хорошее настроение. Постарайтесь не ставить цели, которые приведут к плохому настроению и стрессу. Цель должна быть достижима, и не наносить вреда человеку. Цель должна попадать под определение «трудно, но выполнимо», должна бросать вызов, быть амбициозной. Амбициозная цель сама по себе мотивирует.
Пример:
Хочу вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников.
ü Реально ли достичь этой цели?
ü Буду ли я высыпаться?
ü Во сколько мне придется ложиться спать, чтобы вставать так рано?
Хочу ложиться спать в 10 часов вечера и вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников.
(R) Relevant – РЕЛЕВАНТНОСТЬ
Достижение поставленной цели должно быть реалистичным, находиться в зоне влияния.
Пример:
Хочу вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников.
ü От кого/чего зависит мой ранний подъем?
ü Зачем, для чего я хочу вставать раньше, чем я встаю сейчас?
ü Как я пойму, что достиг цели?
Хочу вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников, при этом быть выспавшимся и бодрым, заниматься йогой, делать пробежку, принимать душ, выпивать чашку кофе и успевать на работу к 8.00.
(T) Time bound – ПРИВЯЗКА КО ВРЕМЕНИ
Необходимо назначать конкретное время достижения, указать сроки, когда задача должны быть выполнена и цель достигнута.
Пример:
Хочу вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздников.
ü К какому сроку я хочу достичь цели?
ü Когда я хочу начать просыпаться рано?
Начиная с сегодняшнего дня, я хочу ложиться спать в 10 часов вечера и вставать в 5 часов утра каждый день, кроме выходных и праздничных дней, при этом буду выспавшимся и бодрым, заниматься йогой, делать пробежку, принимать душ, выпивать чашку кофе и успевать на работу к 8 утра.