Некоторые секреты мастерства

Уже много лет профессионалы практикуют эффективный прием, задавая своим потенциальным или состоявшимся клиентам следующий вопрос: «Мистер Смит, если бы ваш лучший друг сейчас вошел сюда, вы бы представили нас друг другу?». Шансы примерно четыре тысячи к одному, что ответ будет утвердительным. «Тогда, мистер Смит, почему бы вам не поступить следующим образом. Представьте мне заочно вашего лучшего друга, который может быть заинтересован в наших услугах, сообщив его имя и некоторую информацию о нем». Таким образом вы делаете первый шаг в деле создания центра влияния.

Шаг второй: если человеку из вашего центра влияния действительно нравится то, чем вы занимаетесь, и он извлек для себя выгоду из ваших услуг, попросите его порекомендовать вас своим друзьям по телефону. Отличной альтернативой телефонной рекомендации будет небольшая записка примерно следующего содержания: «Джон, у моего друга Билла есть нечто полезное для тебя».

Шаг третий: мой личный опыт свидетельствует, что при сборе данных о потенциальных клиентах ни в коем случае не следует раскладывать перед своим доверенным лицом карточки кандидатов (информационные карточки с незаполненными позициями для фамилии, адреса и т.д.) с просьбой вписать туда подходящие фамилии. Очень часто в мозгу человека в такой ситуации словно включается блокировка. Всегда начинайте с просьбы об одном потенциальном клиенте и сами записывайте данные об этом кандидате в карточку. Не пытайтесь сразу же «выудить» дополнительную информацию о нем. Попросите припомнить вторую фамилию, затем третью, четвертую, пятую. Когда «источник» кандидатов будет исчерпан, возвращайтесь к потенциальному клиенту номер один и узнайте о нем все необходимое: адрес, место работы, телефон, должность, общие интересы и увлечения.

Нередко случается так, что, давая вам информацию о потенциальном клиенте, человек вспоминает и других людей, которые работают на том же месте, ходят в ту же церковь или живут по соседству. Список потенциальных клиентов может, таким образом, существенно расшириться.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ни в коем случае не злоупотребляйте временем потенциального или состоявшегося клиента. «Вербовка» потенциальных клиентов иногда требует длительных бесед, и если заметите малейшие признаки нервозности (клиент поглядывает на часы, начинает перекладывать на столе бумаги и т д.), немедленно прекратите разговор, назначив его продолжение на более позднее время.

Шаг четвертый: в процессе поиска потенциальных клиентов не забывайте, что наша память часто нуждается в подсказках В качестве таких подсказок можете, например, задавать следующие наводящие вопросы «С кем вы бегаете трусцой, играете в бридж, работаете, посещаете клуб или церковь? Кто ваши соседи, одноклассники и т.д ?».

Шаг пятый: получив список потенциальных клиентов, спросите у «рекомендателя», к кому из них следует обратиться в первую очередь; если возможно, совместно расставьте имена списка в соответствующей очередности. Можете также получить важную «квалификационную» информацию (например, о покупательной способности потенциальных клиентов).

СОВЕТ МУДРЫМ

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: часто специалисты по продажам полагают, что если кто-либо назвал им несколько хороших кандидатов, то больше у него в «загашнике» никого не осталось В действительности с гораздо большей вероятностью вы получите несколько дополнительных фамилий от того, кто уже раньше «поставлял» вам потенциальных клиентов, чем оттого, от кого прежде не получили никакой полезной информации. Мораль: не делайте поспешного вывода, что источник иссяк.

Процесс продаж — нечто такое, что вы осуществляете для клиента, вместе с клиентом, но не над клиентом!

ВАЖНОЕ НАПОМИНАНИЕ: для того, чтобы состоявшийся клиент продолжал «поставлять» вам потенциальных клиентов, сообщайте ему о результатах своего общения с его «протеже». Причем делайте это вне зависимости от того, положителен или отрицателен результат. Информирование удовлетворенного клиента является важным элементом обратной связи и просто признаком хорошего тона в бизнесе продаж. Очень часто после вашего разговора этот человек может припомнить еще нескольких потенциальных покупателей. Как правило, он не будет специально звонить вам по этому поводу, но если вы проявите настоящий профессионализм, обратившись с результатами вашего общения с его предыдущими кандидатами, он с удовольствием сообщит вам еще несколько фамилий.

Наши рекомендации