Понятие государственного кредита
Кроме налогов и неналоговых платежей значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме кредитов, государственных займов, займов органов местного самоуправления и других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.
До последнего времени при характеристике государственного кредита отмечались три его основные особенности.
Во-первых, одной из сторон этих отношений обязательно является государство; во-вторых, государство в них — должник, а кредитором выступают население и юридические лица; в-третьих, средства, полученные государством, направляются на финансирование бюджетных расходов. В последние годы с изменением отношений в области государственного строительства и экономических условий меняется и содержание этих отношений. Наряду с Российской Федерацией право выступать их стороной предоставлено субъектам Федерации и муниципальным образованиям, а отношения займа дополняются отношениями по кредитованию: государство само все шире начинает выступать в качестве кредитора. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» предусмотрен предельный размер государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам (за исключением государств — участников СНГ), в сумме 400,0 млн долл. США (ст. 3) и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ, в сумме 547,2 млн руб., в том числе республике Беларусь — до 200 млн руб. (ст. 4)*.
* СЗ РФ. — 2000. —№1. — Ст. 10.
Все большее признание получает точка зрения, согласно которой подгосударственным (муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с физическими и юридическими лицами по поводу:
а) мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;
б) выдачи бюджетных средств на тех же началах: возвратности, срочности, платности.
Отношения, рассматриваемые в данной главе, обширны и многогранны. И государство, являясь одной из сторон этих отношений, применяет самые разные методы. Поэтому регулируются данные отношения не только нормами финансового права, но и государственного, административного и гражданского права (например, ст. 817 Гражданского кодекса РФ посвящена государственному займу).
Государственный кредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. Сюда же относятся отношения по выдаче займов государством. Итак, в отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут менять предписаний государства.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы как планируемый бюджетный ресурс, как ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, как инвестиционный ресурс, но обычно государственные займы в разных формах особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются отдельной строкой.
В условиях нарастания бюджетного дефицита государство осуществляет рефинансирование государственного долга, т.е. погашает государственную задолженность путем выпуска новых займов (например ГКО).
В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначенные для текущего потребления. Конечно, при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было, например, в годы Великой Отечественной войны и послевоенный восстановительный период, когда население сознательно ограничивало свое потребление и давало государству взаймы деньги для достижения победы в войне и восстановления разрушенного войной хозяйства. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.
В годы Великой Отечественной войны поступления по займам покрыли около 15% всех военных расходов страны. Важную роль сыграли займы и в восстановлении хозяйства, они дали государству свыше 200 млрд руб. В 1956 г. поступления по займам составили 33 млрд руб.,* которые в основном были направлены на развитие тяжелой индустрии.
* Цифры даны в старом масштабе цен.
Однако ежегодный выпуск займов привел к тому, что все суммы, полученные государством от новых займов, стали расходоваться на погашение долгов по старым и в результате это стало невыгодно государству.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 апреля 1957 г. «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза» было предусмотрено прекращение выпуска займов начиная с 1958 г. и сделана отсрочка погашения ранее выпущенных займов сроком на 20 лет* . Эта отсрочка дала возможность государству выделять ежегодно необходимое количество средств на финансирование тех задач и функций, которые стояли перед государством в те годы. Выплаты производились лишь по двум займам: 3%-му внутреннему выигрышному займу 1948 г. и Государственному займу развития народного хозяйства 1957 г. Сумма выигрышей по всем видам займов до 1958 г. была очень низкой: из расчета 2% годовых, за весь срок действия займа выигрывало только 6% облигаций, остальные погашались по нарицательной стоимости.
* СП СССР. - 1957. - Ст. 53.
Отдельно следует рассмотреть Государственный 3%-й внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций производилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка — без ограничений по нарицательной стоимости.
В соответствии с постановлением ПравительстваРФ от 19 февраля 1992 г. № 97 «О Государственном внутреннем выигрышном займе 1982 года и выпуске Российского выигрышного займа 1992 года» и постановлением Правительства от 5 августа 1992 г. № 549 «Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года»* было установлено, что заем 1992 г. выпускается на срок с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г., а также, что выкуп облигаций Государственного выигрышного займа 1982 г. и их обмен на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. будет производиться учреждениями Сберегательного банка РФ с 1 октября 1992 г. по 1 октября 1993 г. из расчета 160 руб. на 100 руб. номинала облигаций.
* САПП РФ. 1992. — № 6. — Ст. 331.
Отклонение курсовой цены (цена продажи) от нарицательной стоимости (цены выпуска) называется курсовой разницей. Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами (где могут сыграть большую, но часто негативную, роль по отвлечению средств населения различные коммерческие структуры типа «МММ», «Тибет» и т.д.), от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству.
Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.