Механизм хозяйствующих субъектов

Внебиржевой

Основная задача фондового рынка – обеспечение процессов перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов и муниципальных образований, а так же государственные внебюджетные социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему страны.

2Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные) – фонды денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть и основа единой финансовой системы страны. Они функционируют в процессе распределения и создания ВВП и НД.

Финансы коммерческих организаций – денежные отношения коммерческой организации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими коммерческими и не коммерческими организациями, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, предприятиями, работниками и т.д. Финансы коммерческих организаций служат основой всей системы финансовых отношений.

Финансы государственного (муниципального) унитарного предприятия – отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производство и продажа продукции, образования, распределения и использования прибыли данного предприятия. Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий обусловлено тем, что их учредителями являются федеральные органы государственной власти и местного самоуправления.

Финансы некоммерческих организаций – доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение и распределение прибыли.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполненных работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальными предпринимателями могут быть: фермеры, граждане, которые осуществляют свою деятельность в сфере розничной и мелкооптовой торговле, общественного питания, бытового обслуживания и других услуг.

Финансы домохозяйств

Звеньями государственных и муниципальных финансов является:

*федеральный бюджет

*бюджеты субъектов РФ (региональные)

*бюджеты муниципальных образований (местные)

*государственные внебюджетные целевые фонды

*государственный кредит

*страховой фонд государства

*фондовый рынок

К звеньям хозяйствующих субъектов относятся:

*финансы коммерческих организаций

*финансы не коммерческих организаций

*финансы индивидуальных предпринимателей

Тема: «Финансовая политика и финансовый механизм».

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами на макро и микро уровнях. Финансовая политика – определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения ВВП для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и решения отдельных социальных, экономических и политических задач общества.

Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства. Субъектом финансовой политики выступает государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Оно разрабатывает стратегию основных направления финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач. Субъектами финансовой политики являются так же органы местного самоуправления и организации разных форм собственности.

Объектами финансовой политики являются денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы.

Финансовая политика состоит из финансовой стратегии и финансовой тактики, которые взаимосвязаны.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1Выработка научно обоснованной концепции развития финансов

2Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства

3Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства

4Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Таким образом, государственная финансовая политика – часть социальной политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики приняты:

1Бюджетная политика – совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней.

2Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения и государственных расходов. Часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. К рычагам государственного финансового регулирования относятся налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий.

3Налоговая политика – деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых хозяйствующими субъектами и населением в целях формирования доходной части соответствующего бюджета. Она определяет:выбор состава налогов, размеры их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

Основной задачей в бюджетной политике в долгосрочной перспективе является усиление стимулирующей функции бюджета, как инструмента экономического развития.

4Инвестиционная политика – комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики и определяет:

- цели и направления инвестиций

- формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

5Социальная финансовая политика – охватывает пенсионную, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения. На обеспечение социальной политики направляются средства из федерального, регионального, местных бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления:

1)Улучшение социального климата в обществе

2)Снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов

3)Повышение эффективности государственной поддержки семьи, реабилитации инвалидов

6Молодежная политика – её главной долгосрочной целью является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

7Таможенная политика – объединение налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя, либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Основные приоритетные направления при создании финансовой политики определяются в ежегодном послании президента федеральному собранию.

Финансовый механизм – составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Выделяют две группы финансовых механизмов, отражающие экономическое содержание финансов:

1Механизм государственных и муниципальных финансов. Включает:

-Методы распределения национального дохода

-Способы образования государственных бюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях

-Методы образования государственных внебюджетных социальных фондов

-Виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды

-Финансовое планирование и прогнозирование

-Финансовый контроль

Механизм хозяйствующих субъектов

В структуре финансового механизма выделяют финансовые звенья:мобилизацию финансовых ресурсов, финансирования, стимулирование.

Финансовый механизм подразделяют на организационно – управленческие блоки: финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а так же тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства и на каких условиях они выделяются и используются.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

Финансовый механизм предприятия – совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.

В структуру финансового механизма предприятия входят следующие элементы:

1Финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс формирования и использования денежных фондов.

2Финансовые рычаги – инструменты, используемые в финансовых методах (прибыль, доходы, амортизация, арендная плата, процентные ставки).

3Правовое обеспечение - включает законодательные акты, постановления, приказы, письма и другие правовые документы органов управления.

4Нормативное обеспечение – предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.

5Информационное обеспечение – состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации (сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, курсах валют).

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием методов формирования и направления использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития, как отдельных субъектов хозяйствования, так и экономики в целом.

Тема: «Управление финансами и финансовый контроль».

Под термином управление понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Управляющая система – финансовый институт, это совокупность финансовых учреждений, а управляемая система это финансы, т.е. совокупность денежных отношений и финансовых потоков.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и управления финансами являются:

1Зависимость от конечной стратегической цели

2Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей экономики

3Соответствие интересам всех членов общества

4Использование экономических законов

5Учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами служат: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

В результате реализации финансовой политики осуществляется распределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Система управления государственными финансами РФ:

1Субъект управления (финансовая политика, финансы). Министерство финансов, министерство экономического развития России, Центральный банк, счетная палата, казначейство, федеральное собрание, президент, правительство.

2Инструмент воздействия (принципы управления, финансовое прогнозирование, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, финансовое законодательство, финансовый мониторинг и анализ.

3Объект управления – отношения по образованию и использованию бюджетного фонда, отношения по образованию и использованию страховых фондов, отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов, обеспечение условий эффективного использования капитала и ресурсов государственного и частного секторов экономики.

4Конечная цель – обеспечение финансовой устойчивости государства. Макроэкономическая сбалансированность, профицит бюджетного плана, отсутствие государственного долга, твердая национальная валюта.

Компетенция– общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

1Президент (администрация президента) – определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным собранием.

2Парламент (Федеральное собрание, состоящее из 2-х палат: Совета федерации и Гос. Думы) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

3Правительство – разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий коэффициент управления финансами.

4Министерство финансов – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики, он обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Функции:

-внесение предложений по формированию финансовой политики

-проведение мероприятий по реализации финансовой политики

-разработка проектов, законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения

-осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и бухгалтерского учета и аудита, финансирование отдельных отраслей экономики

-организация разработки федерального бюджетного плана

-участие совместно с министерством экономического развития в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На министерство финансов и казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

5Федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба – осуществляют контроль за правильностью несения, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных сборов и других платежей.

6Федеральная служба по фондовому рынку – контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

7Федеральное агентство по управлению финансовым имуществом – организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доход от продажи государственного имущества).

8Центральный банк России – является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Наряду с казначейством он осуществляет кассовые исполнения бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

9Счетная палата – контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от правительства и подотчетна федеральному собранию.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовый контроль – представляет собой совокупность мероприятий, проводимых уполномоченными контролирующими органами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий субъектов хозяйствования и населения. В зависимости от субъектов проведения контрольных мероприятий он подразделяется на следующие виды:

1Государственный финансовый контроль (президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти и контроль финансово-кредитных органов). Государственный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый) – осуществляется специальными государственными организациями и учреждениями: центральным банком, министерством финансов, федеральной налоговой, таможенной службами, РосФин мониторингом и другими контролирующими органами в рамках полномочий.

2Ведомственный– контроль, осуществляемый структурными подразделениями министерств и других органов государственного управления и местного самоуправления.

3Негосударственный – подразделяется на внутренний (внутрихозяйственный, внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский, независимый и вневедомственный).

В зависимости от сферы финансовой деятельности, финансовый контроль может быть бюджетным, налоговым, валютным, кредитным, страховым, инвестиционным и контроль за денежной массой.

По форме проведения финансовый контроль подразделяется на:

1Предварительный– проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

2Текущий(оперативный) – производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.

3Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной, финансовой и бухгалтерской документации и предназначен для оценки результатов финансовой деятельности. По методам проведения, т.е. приемам и способам осуществления финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, обзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг) и ревизию.

Финансовый мониторинг – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Бюджетный контроль – целью его осуществления является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности использования средств, материальных ценностей и нематериальных активов в бюджетном секторе. По линии исполнительной власти осуществляется казначейством, финансовыми органами субъектов и муниципальных образований и распределителями бюджетных средств. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет последующий контроль путем проведения ревизий и проверок правильности и эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Казначейство осуществляет текущий контроль за соблюдением лимита бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, а так же соответствием содержания проводимых операций по коду бюджетной классификации, наличием документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателя бюджетных средств, за соблюдением налогового законодательства.

Функции финансового контроля: надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (пенсионный фонд).

В качестве источника информации при документальных проверках выступают финансовая отчетность и учетная документация. Основными методами документального контроля являются:

1Формальная и арифметическая проверка документов (правильность заполнения, наличие реквизитов, подсчет сумм итогов.

2Встречная проверка документов и записей

3Юридическая, экономическая и финансовая оценка совершаемых хозяйственных операций.

Количество и характер выявленных нарушений с указанием объема причиненного ущерба регистрируется в реестре установленной формы, что позволяет оценить результативность контрольно-проверочной работы. Аудит эффективности бюджетных расходов заключается в том, что в большей степени он основан на аналитических процедурах. Аудит – независимая проверка бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований организаций, в т.ч. бюджетных учреждений.

Тема: «Основы функционирования государственных и муниципальных финансов».

Государственные и муниципальные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанного с формированием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и предприятий и использовании государственных средств на затраты по расширению производства, удостоверяющие социально-культурные потребности общества, нужды обороны и управления.

Государственные и муниципальные финансы включают в себя: бюджетную систему, систему внебюджетных фондов, государственный кредит.

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях:

1Распределительная – её значение заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики. Результатами распределения валового общественного продукта являются: формирование и использование централизованных фондов денежных средств и содержание общественного сектора экономики.

2Контрольная – заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участником которого являются: государство, население и предприятия при формировании централизованных фондов денежных средств.

Основой функционирования государственных и муниципальных финансов является бюджетный федерализм, который основывается на следующих принципах:

1Законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов.

2Обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций.

3Обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы.

4Самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему.

5Организаци межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы.

Тема: «Бюджетное устройство и бюджетный процесс».

Бюджет государства – денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

По материально-вещественному содержанию бюджет государства представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление. По форме функционирования бюджет государства представляет собой плановый финансовый документ, составленный как баланс доходов и расходов. Как экономическая категория бюджет государства имеет разные организационно-правовые формы проявления.

Различают следующие виды бюджетов: федеральный, республиканский, областной, краевой, национального округа, автономной области, города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга), муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

Бюджетами называются так же финансовые планы государственных внебюджетных социальных фондов (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

Бюджет государства и бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы РФ. Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на финансовое обеспечение общегосударственных, региональных и местных программ по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране общественного порядка, обеспечение национальной безопасности и др.

Бюджету государства, как экономической категории, присущи следующие функции:

1Распределительная, посредством которой происходит перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.

2Контрольная, её сущность заключается в том, что осуществляется сбор информации обо всех отклонениях в движении бюджетных средств и контроль за результатами расходования бюджетных средств. С помощью этой функции выявляется финансовое положение экономических субъектов, отраслей, территориальных образований, она позволяет анализировать своевременность и полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Формирование бюджета по уровням бюджетной системы основывается на следующих принципах, закрепленных в бюджетном кодексе:

1Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Означает, что все доходы и расходы, источники финансирования бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджетах.

2Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджета.

3Принцип результативности означает что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

4Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть связаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом.

5Принцип прозрачности (открытости) означает:

-Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

-Обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов а так же процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

-Стабильность и преемственность бюджетной классификации, а так же обеспечение сопоставимости показателей бюджета. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

6Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально–экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

7Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств.

8Принцип подведомственности расходов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся .

9Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществлений всех кассовых выплат единого счета бюджета. Государство, используя экономические рычаги (налоги, налоговые льготы, бюджетные финансирования) может влиять на деятельность хозяйствующих субъектов, направляя их на быстрое обновление, повышение потенциала, рентабельности и т.д.

Основа бюджетного устройства РФ определяется Конституцией страны и её государственным устройством. В соответствии с Конституцией ст. 71 и ст. 142 и бюджетным кодексом ст. 10 бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1Федеральный бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды федерального уровня.

2Бюджетные субъекты РФ и территориальные внебюджетные социальные фонды.

3Бюджеты муниципальных образований – бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения и бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система – совокупность всех уровней и звеньев бюджета. Бюджетное устройств РФ основывается на бюджетном законодательстве и принципах его построения.

Консолидированный бюджет РФ – совокупность всех уровней бюджетов бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта включает региональный и местный бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ:

1Федеральный бюджет РФ – федеральный бюджет, федеральные целевые бюджетные фонды.

2Консолидированные бюджеты субъектов РФ – бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), территориальные и целевые бюджетные фонды, бюджеты муниципальных образований (местные) включают бюджеты районов и бюджеты городов, поселков и сельских поселений.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на очередной финансовый год и плановый период, предназначенный для исполнения расходных обязательств РФ. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного производства. Главным материальны источником доходов бюджета в бюджетной системе является национальный доход.

В соответствии со ст. 8 налогового кодекса под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии со ст. 6 бюджетного кодекса под доходами в бюджет понимаются поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Виды доходов бюджетов:

1Налоговые доходы:

- федеральные налоги и сборы,

- налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

- региональные и местные налоги

- пени и штрафы по ним

2Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями после уплаты налогов и сборов

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, средства, полученные при возмещении вредя, причиненного РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

- иные и налоговые доходы (лицензионные платежи, таможенные пошлины)

3Безвозмездные поступления:

- дотации и субсидии из бюджетов других уровней

- субвенции из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы

- безвозмездные поступления от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств других государств.

Субвенции – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии– бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной безвозвратной основе.

Бюджетный федерализм – способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы.

Наши рекомендации