Воздействие стейкхолдеров на процесс
Стратегического изменения
Отдельные стейкхолдеры располагают целым набором средств, которые они могут применять для оказания своего воздействия на организацию. Обычно стейкхолдеры располагают тремя вариантами действий:
• могут остаться в деле и, как от них и ожидается, внести свой вклад, чтобы справиться со стратегическим изменением;
• могут уйти, если считают себя не способными значительно повлиять на стратегическое изменение;
• могут остаться и предпринимать попытки изменить систему, используя свое влиятельное положение для достижения нужного им стратегического изменения.
Г. Эллисон (1981) отмечает, что степень воздействия стейкхолдеров на стратегическое изменение зависит от сочетания:
• демонстрируемой ими власти;
• желания стейкхолдеров быть услышанными и достичь конкретных целей;
• политического мастерства, проявляемого группой стейкхолдеров при представлении существа проблемы лицам, принимающим решения.
Ниже, в этой главе, мы рассмотрим властные возможности и политическое мастерство групп влияния. Сейчас же определим, как общество влияет на принятые организациями стратегии, используя идеи Г. Минцберга (1983), который определяет восемь типов воздействия общества на стратегии. Итак, общество (чаще всего в лице правительства, парламента) может произвести следующие действия по отношению к организации.
• Национализировать компанию и наложить на нее социальные обязательства как на государственную собственность.
• Демократизировать организацию путем введения рабочих, представителей потребителей и других групп влияния в структуру организации, принимающую решения.
• Регулировать деятельность организации через законодательство.
• Использовать группы давления и кампании, чтобы склонить организацию к изменению стратегии.
• Доверить организации делать то, что наиболее приемлемо для общества.
• Игнорировать организацию, признав, что ее деятельности присуща этика ведения бизнеса и социальная ответственность.
• Стимулировать организацию, награждая ее за отличия в социальной деятельности.
• Создать рыночные условия, чтобы обеспечить стимулирование потребителями саморегулирования.
Обычно стратегические изменения сильно воздействуют на стейкхолдеров. Держатели акций, банкиры, топ-менеджеры, служащие и покупатели — все они могут подвергаться воздействию стратегических изменений, и их относительная власть и влияние могут оказаться важными. Примеры могут включать изменения вида продукции, решение закрыть хозяйственную единицу или решение децентрализовать часть организации. Желание каждой стороны принять конкретный риск может быть различным, однако обычно удается достичь компромисса.
Сущность и источники власти
В стратегическом процессе
Существует множество определений власти в организации. Не вникая в подробности этих различий, определим власть как способность управлять отдельными аспектами организационного поведения и действиями людей в организации. Другими словами, класть определяет, в какой степени отдельные лица или группы влияния могут заставлять или убеждать других придерживаться конкретного направления действий.
Власть необходимо отличать от полномочий. По существу имеется, по крайней мере, четыре существенных отличия власти от полномочий (табл. 6).
Власть действует не в вакууме, а в контексте специфики взаимоотношений, которые определяются организационным климатом и культурой организации. Власть должна также отграничиваться от политики. Политика — это власть в действии, и она состоит из конкретных стратегий и тактик. Это процесс воздействия на отдельных лиц и отдельные группы для присоединения их к определенной точке зрения с использованием тактики, которая будет рассмотрена ниже.
Таблица 6