А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь (агапе); но ЛЮБОВЬ ИЗ НИХ БОЛЬШЕ.
Если бы мне предоставили выбирать, то скорее всего я сказал бы, что больше всех вера, а за ней следует надежда. Надежда включает в себя время, которое вы проводите, питая себя Божьим Словом, что ведет к воплощению в жизнь вашей веры. Но Павел говорит:
«Больше веры, больше надежды самоотверженная агапе». Это означает, что агапе должна быть первостепенным стремлением и самым большим желанием вашей жизни.
Слово «ревнуйте», использованное в этом стихе, несет в себе такую же силу смысла, как и в слово «желать» в Десяти Заповедях: «Не желай жены ближнего твоего» (Исход 20:17). Когда это слово «желать» используется в отрицательной форме, оно означает настолько сильное влечение, которое просто поглощает человека, заставляя его неотступно преследовать объект своих желаний, пока не завладеет всем его существом.
Но когда слово «желать» или «ревновать» используется в положительном смысле, оно означает страстное стремление к чему-то, что Бог хочет вам дать, до тех пор, пока вы это не получите.
У меня никогда не возникало проблем с ревностью о больших дарах. Я постился, молился, одним словом, делал все, что знал, только бы Бог мог меня использовать.
Когда Бог сказал мне: «Продолжай в том же духе, всем сердцем желай Моих даров. Я хочу показать тебе еще более совершенный путь к наилучшим дарам», — это прозвучало как гром среди ясного неба.
«Боже, я провел всю свою жизнь в посте и молитве, стремясь к Твоим лучшим и возвышенным дарам, и теперь Ты говоришь, что хочешь показать мне еще более совершенный путь?» — взмолился я в ответ.
Да, Бог действительно хотел показать мне более совершенный путь!
В оригинале послания Павла к Коринфянам не было разделения на главы. Так что сразу после заявления о ревности по большим дарам и обещания показать коринфянам еще более совершенный путь Павел переходит к вопросу любви: Если я говорю языками человеческими и ангельскими,а любви не имею...
Другими словами, превосходнейший путь к большим дарам заключается в стремлении к агапе с той же пылкостью, как и к дарам. Поступая так, вы будете ревновать о самом лучшем даре из тех, что Бог имеет для вас, настолько сильно, насколько это возможно.
Что такое «большие дары»? Дело в том, что вы призваны занять свое место в одном из восьми Божьих отделов. Большими или лучшими для вас являются те дары, которые дают вам право принадлежать отделу, к которому вы призваны.
Сначала очищение потом сила
Много лет я со всей настойчивостью искал Божьего лица в отношении даров, необходимых лично для моего призвания. Я молился: «Господь, действуй через меня в Твоей силе. Я буду поститься и молиться, я буду делать все, что потребуется, лишь бы Твоя сила могла проявляться через меня».
Со дня моего рождения свыше Божье призвание не переставало гореть внутри меня. Каждый раз, когда я в молитве погружаюсь в глубины Святого Духа, я вижу Духа Божьего, творящего пробуждение. Я вижу, как люди бегут к алтарю принять спасение и как происходят великие чудеса, среди которых отрастание отсутствующих конечностей и появление глаз в пустых глазных впадинах.
Это видение преследует меня. Каждый раз, входя в сферу Духа, я вижу его. Это моя движущая сила. И я
твердо решил послушно следовать за Святым Духом до тех пор, пока в один прекрасный день я не увижу
своими собственными глазами, как Божье присутствие проявится в моей жизни и служении с таким величием славы, какое я даже не в силах вообразить.
Таким образом, на протяжении многих лет я искренне искал Божьего лица: умолял, постился и молился о помазании, способном вызвать великое пробуждение. Но сегодня я могу засвидетельствовать, что если бы Он дал мне все, о чем я просил, это просто убило бы меня. Меня еще нужно было очищать от недостатков и изъянов характера. Если бы Бог дал мне силу, прежде не очистив меня, в конце концов это разрушило бы мою жизнь и служение.
Именно это послужило причиной падения многих мужей Божьих. Они страстно искали Бога и Его силы, но когда начали всплывать на поверхность скрытые немощи, они попались в ловушку вражеских уловок.
Например, в конце девятнадцатого века Бог так могущественно использовал в сфере чудотворения Александра Дауи, что ему с десятью тысячами последователей удалось создать вблизи Чикаго целый город под названием Сион. Божья сила, действовавшая через служение Дауи, вызвала великое пробуждение. Но в один момент Дауи начал верить, что он Илия, предсказанный Библией. Это заблуждение привело его служение к краху.
Научитесь ненавидеть всякое препятствие
Таким образом, вместо ответа на мои усиленные, горячие молитвы о помазании, способном вызвать пробуждение, Бог сказал мне стремиться к агапе с тем же усердием и рвением. Он уверил меня, что, стремясь к любви, я в то же самое время буду идти к Его силе, но более совершенным путем.
Я начал стремиться к познанию любви агапе и постепенно стал ненавидеть все неправильное в моей жизни намного сильнее, чем когда-либо раньше. То был праведный гнев, предшествовавший очищению.
Когда в вас рождается ненависть к недостаткам, мешающим иметь более близкие отношения с Богом, в итоге вы начинаете предпринимать какие-то шаги, чтобы избавиться от них.
Итак, желая идти по более совершенному пути, я сделал своей целью преображаться в соответствии с агапе. Но, казалось, мои попытки привели к диаметрально противоположным результатам. Чем больше я узнавал о любви, тем вырисовывалась все более удручающая картина всего неправильного в моей жизни. В конце концов я дошел до отчаяния, считая себя самым ничтожным творением, неспособным достичь уровня агапе, описанного в Первом Коринфянам 13.
Тогда я не понимал, что Святой Дух просто поднимал на поверхность с целью последующего очищения все, что дьявол мог использовать, чтобы уничтожить меня в моем стремлении к агапе. Все это было частью процесса, предназначенного помочь мне
достичь такой степени послушания Богу, чтобы Он мог полностью снарядить меня для служения, к которому Он меня призвал. Я также ничего не знал об описанной в этой же главе постепенно возрастающей силе, которая способна поднять меня на уровень агапе.
Агапе не постичь за одну ночь
Не секрет, что все мы, проповедники, любим проповедовать на тему тринадцатой главы Первого Коринфянам. Нам нравится быть специалистами в вопросе любви агапе.
Любовь агапе не бесчинствует. Она не ищет своего, не просит компенсации или награды за свое служение. Она не смотрит на отношение окружающих. Она не раздражается. Она не мыслит зла. Она не радуется неправде, а сорадуется истине. Она все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Эта любовь никогда не перестает: вы возьмете ее с собой на Небеса. Языки умолкнут. Пророчества прекратятся. Знание упразднится. Вам они больше не понадобятся. Но вы перешагнете границу небес и войдете в Божье присутствие с агапе.
О, да, как мы проповедники любим говорить о любви агапе. Мы разбираем слова по частям, используя древнегреческий язык, мы рисуем образ совершенного христианина, которого нелегко ввести в раздражение. Но на следующий день, консультируя человека, мы говорим: «Да, вы имеете полное право подать на них в суд!» О, Боже, помоги нам! Мы так поглощены обсуждением вопроса любви из Первого Коринфянам 13, что совершенно забываем о силе, способной поднять нас на этот уровень!
Мы думаем, что если проповедуем о любви агапе сегодня, то уже завтра все, кто слышал нашу проповедь, станут совершенными и взаимно вежливыми. Они перестанут совершать неблаговидные поступки. Они перестанут критиковать, мстить или хлопать за собой дверью в порыве гнева
Мы увещеваем людей: «Вы не должны так поступать», и затем предполагаем, что все автоматически исправятся. Почему мы так думаем? Создается впечатление, что все проповедники только вчера родились!
Когда вы начинаете понимать, что вмешает в себя любовь агапе, то становится очевидным, что большинство христиан не живут в соответствии с этими принципами. Большинство из них никогда не изменят своею образа жизни. Очень трудно жить по законам агапе, если в вас остался хоть грамм неумерщвленной плоти.
Так что проповедовать об агапе и говорить, что, достигнув ее, мы больше не будет терпеть поражения; это одно. Но совсем другое — понимать процесс нашего преображения.
Именно этот процесс мы упускаем из виду. Постепенное продвижение вперед посредством назидания через молитву на языках, вот что ведет нас к такому уровню в Духе, где мы обретаем достаточно силы, чтобы полностью раствориться в агапе.
Агапе благодаря исключительно силе воли?
Мы никогда не сможем достичь полноты агапе, какой желает для нас Бог, благодаря исключительно
силе нашей воли. Например, замечали ли вы, что у людей хватает сил быть приветливыми с человеком, который действует им на нервы, только определенное время? Затем они взрываются: «Убирайся прочь из моего дома! Чтоб глаза мои тебя больше не видели!» Они напрягали свою волю до последнего предела, а когда нервы не выдержали, испарилась и их способность быть милыми созданиями!
Легко мечтать об агапе. Можно сделать мечтательное лицо с устремленными вдаль глазами и цитировать: «Даже если я отдам свое тело на сожжение и раздам все свое имение, чтобы накормить нищих, а любви не имею...». Но там, в мире, где люди пытаются уничтожить друг друга, а дьявол готов убить всех и каждого, идет жестокая, кровавая битва за ниши жизни. И там перспективы хождения в любви агапе уже не выглядят чем-то приятным и легким, как в церкви, пока мы находимся под помазанием.
Хотите быть подобными Иисусу? «Конечно, я хочу воскрешать мертвых, быть главой большой организации и стать лучшим в мире проповедником. Да, я хочу быть похожим на Иисуса» — возможно, ответите вы.
Хорошо, а как насчет того, что Иисус сказал, не оставаться должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим. 13:8). Что это значит? Это значит, что как бы я ни старался покрыть свой долг любви перед вами, я никогда не смогу полностью его оплатить. Вы можете ударить меня по щеке, Я подставлю вам другую. Вы можете обманывать меня, я буду за вас молиться. Вы можете ненавидеть меня, а я буду делать вам добро.
Все это характеристики агапе. Не имеет значения, сколько раз вы сделаете мне зло, а я отвечу любовью, агапе все равно оставит меня в должниках перед вами.
Еще одно качество Иисуса — Он не ищет своего. Он говорит, что если кто-то захочет забрать у вас машину, то вы должны привести ее в состояние полной исправности, начистить до блеска и залить полный бак бензина. А затем сказать этому человеку: «Я отдаю тебе свою машину во имя Иисуса. Я хочу, чтобы ты знал, что ты не отнял ее у меня, потому что если что-то от меня и уходит, то на это есть Божья воля. Если Он это допускает, я просто сею. Сегодня я сею эту машину для тебя, я ее отремонтировал, помыл и залил полный бак. Дьявол ничего не может у меня украсть».
Хорошо со стороны восхищаться человеком, который исполнен агапе в достаточной степени, что способен на такой поступок. Но как вам в своей духовной жизни достичь такого уровня?
Вам придется смириться с тем, что вы никогда не достигнете агапе, если не найдете способ, который позволит Святому Духу очистить вас от всего, что противоречит любви агапе в вашей жизни. На вашем месте я пошел бы Его путем!
Путь к Агапе
Мы уже говорили о том, что в Первом Коринфянам 12:28 система Божьего управления начинается со служения могущественного апостола (первый отдел), и завершают ее иные языки — восьмой и заключительный отдел Бога Далее в Первом Коринфянам 13:1-3, Павел приводит обратный порядок.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто, И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.
Начиная с восьмого отдела иных языков, Павел с помощью шести фраз проводит линию от веры, способной двигать горы, и полноты даяния до любви агапе.
По причине преобладания темы любви в Первом Коринфянам 13, мы упускаем из виду последовательное продвижение, которое шаг за шагом поднимет нас на каждый из шести уровней духовной зрелости и в итоге приведет к любви агапе.
«В таком случае, брат Роберсон, мне интересно узнать об этом обратном порядке», — скажете вы. Давайте фразу за фразой разберем первые три стиха из Первого Коринфянам 13 и посмотрим, о чем на самом деле говорит Павел. В процессе этого исследования мы обнаружим божественный путь к любви агапе. Шесть шагов к духовной зрелости В этих трех первых стихах перечислены шесть отдельных уровней духовной зрелости, через которые Святой Дух будет проводить каждого верующего, уделяющего время молитве в Святом Духе.
Первый уровень.
Давайте еще раз обратимся к первому стиху.
Если я ГОВОРЮ ЯЗЫКАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ И АНГЕЛЬСКИМИ, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Когда мы получили крещение Святым Духом и начали говорить на иных языках, это автоматически дало нам право подняться на первый уровень духовной зрелости — неограниченный доступ к языкам.
Фраза «человеческие языки» относится к случаям, когда Святой Дух дает сверхъестественную способность проповедовать на любом из существующих на земле языков, которых раньше человек не знал. «Ангельские языки» — это языки, используемые на небесах. Я полагаю, что когда мы молимся на языках с целью назидания или произносим в Духе тайны Божьего плана для нашей жизни, в большинстве случаев мы говорим на ангельских языках.
Создается впечатление, что этот стих обесценивает языки, отдавая предпочтение любви. В действительности он говорит если я крещен Святым Духом и имею способность говорить на иных языках, это не принесет мне никакой пользы, если я не буду использовать этот дар, чтобы назидать себя на своей святейшей вере, молясь Духом Святым и сохраняя себя в Божьей любви (Иуды 20,21).
Существует огромное количество церквей, где верующие крещены Святым Духом и говорят на языках, но несмотря на это, полны раздоров и непрощения. Я лично знал нескольких так называемых исполненных Духом людей, которым было разрушить жизнь человека как раз плюнуть.
Таким образом, человек может говорить на языках, но они будут бесполезны до тех пор, пока он не
подчинится очищающей работе Святого Духа, которая
в конечном итоге приведет его к агапе. Просто невозможно, чтобы человек провел длительное время в молитве на языках, и в нем не произошли изменения.
Второй уровень.
Далее, второй стих говорит: