Бронзовые монеты — 1, 2, 3 и 5 коп.
Одновременно было принято решение повысить золотое содержание рубля и курс рубля по отношению к иностранным валютам. С 1 января 1961 г. рубль содержал 0,987412 г чистого золота. Американский доллар вместо 4 руб., как это было прежде, стал равен 90 коп. Таким образом, рубль был девальвирован по отношению к золоту и доллару США в 4,6 раза. Однако формально золотое содержание оказалось выше, чем оно было в период золотого монометаллизма накануне Первой мировой войны. Только за 1971-1985 гг. количество денег в обращении возросло в 3,1 раза при увеличении производства товаров народного потребления в 2 раза. За тот же период сумма вкладов в сберкассах увеличилась в 4,7 раза. В 1986-1987 гг. отставание розничного товарооборота от доходов населения продолжалось. Снизилось качество денег как покупательного средства. В стране образовалось множество цен: государственных, потребительской кооперации, колхозных и т. п. Таким образом, к началу 1990-х гг. денежное обращение страны оказалось расстроенным. Проведение рыночных реформ стало насущной необходимостью.
Попытка упорядочения денежного обращения в 1991 г.
В СССР 23 января 1991 г. была осуществлена последняя попытка некого преобразования денежной системы. В «целях борьбы со спекуляцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег» из обращения были изъяты денежные купюры в 50 и 100 руб. Купюры обменивались на новые банкноты того же номинала в размере месячного оклада. Обмен был ограничен тремя днями. Это мероприятие по своему замыслу отдаленно напоминало конфискационный характер реформы 1947 г. Однако общество было уже совсем иным. Мероприятие подверглось ожесточенной критике со стороны СМИ и политических деятелей демократического толка и по существу оказалось сорванным.
Денежное обращение России после 1991 г.
Расстройство денежного обращения было не просто наследием административной системы, но и результатом грубейших просчетов экономической политики 1985-1991 гг. Еще до распада СССР ситуация в денежно-кредитной сфере по существу вышла из под контроля. Динамика денежной массы испытывала огромное влияние негативных тенденций в экономике и финансах. За январь-июнь 1991 г. совокупная денежная масса выросла на 42%, в то время как произведенный национальный доход но сравнению с соответствующим периодом снизился на 12%. После событий 19-21 августа 1991 г. единая бюджетная система страны окончательно разрушилась. Произошла дезинтеграция центральных банков союзных республик. В ноябре 1991 г. Россия приняла решение об упразднении союзных министерств и ведомств, в том числе Госбанка и Внешэкономбанка СССР. В то же время не было предпринято усилий по заключению межгосударственного банковского соглашения. Ряд суверенных государств заявил о намерениях перехода к использованию национальных валют. В обороте рублевой зоны появились разнообразные денежные суррогаты.
На протяжении почти всего 1991 г. Центральный банк России проводил политику денежно-кредитной экспансии. За январь-октябрь 1991 г. количество наличных денег в обороте почти удвоилось, а совокупная денежная масса выросла в 1,7 раза. Таким образом, уже к началу либерализации цен (2 января 1992 г.) была накоплена избыточная ликвидность, достаточная для запуска механизма гиперинфляции. Освобождение цен приняло хаотичный характер. Денежная дезинтеграция бывшего СССР. После развала СССР бывшие советские республики поставили целью создать собственные независимые денежные системы, что превратило дезинтеграцию зоны рубля в реальность.
Факторы дезинтеграции рублевой зоны сводились к следующему:
Дезинтеграция рубля осуществлялась либо на основе бесконтрольного рублевого кредитования ЦБР центральных банков других республик, либо этими центральными банками самостоятельно. Центральные банки бывших союзных республик обладали правом создавать рублевые кредиты до мая 1993 г., после чего их права на рублевую эмиссию были приостановлены.
Помимо бесконтрольной эмиссии рублевая зона испытала очень высокий уровень инфляции. Желание оградиться от импорта инфляции стимулировало республики к выходу из рублевой зоны. Руководство МВФ официально заявило, что оно желало бы, чтобы большинство бывших союзных республик покинуло рублевую зону к концу 1993 г., и обещало при этом материальную помощь для введения новых валют.
Одновременно с резким падением уровня материального производства в России ее возможности оказания помощи странам СНГ стремительно сокращались. Таким образом, сокращение экономического потенциала России многократно усиливало центробежные тенденции на постсоветском пространстве.
Фактор политического суверенитета играл главную роль в стремлении покинуть рублевую зону теми бывшими советскими республиками, которые ни при каких условиях не желали присоединиться к СНГ (Эстония, Латвия, Литва и Грузия). Их правительства с самого начала объявили о намерении ввести собственную национальную валюту для укрепления государственной независимости.
Еще одним фактором, влияющим на разрушение рублевой зоны, явилась дифференциация во времени проведения и последовательности экономической либерализации в бывших советских республиках. Россия первая начала программу либерализации экономики в январе 1992 г.