Сущность, виды и принципы конкуренции
Конкуренция – 1.соперничество экон. субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; -2. элемент рын. механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Виды:
1)Совершенная конкуренция - это такая рыночная структура, для которой характерны наличие множества, как правило, не очень крупных фирм, производящих однородную продукцию, свобода входа и выхода из рынка, доступность информации для всех субъектов рынка.
2)Чистая монополия - рыночная структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.
3)Монополистическая конкуренция - рыночная структура, занимающая промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. На рынке действует множество фирм, выпускающих разнородную продукцию, имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации, вход на рынок достаточно свободный. Это положение типично для розничной торговли, производства одежды, обуви и т.д.
4)Олигополия характерна для рынка, на котором действует небольшое число фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в областях получения информации и в ценообразовании. Данная рыночная структура типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.
Принципы конкуренции:
-принцип наличия предмета конкуренции
-принцип альтернативности вариантов, т.е.наличие множества продукции и производителей
-принцип конкурентной среды
-принцип многообразия субъектов конкуренции
-принцип спроса –формирование спроса на данный вид продукции
-принцип риска
-принцип обязательности рекламных обещаний
-личностный принцип-авторитет и высокая ответственность предпринимателей перед обществом
Оценка конкурентоспособности предприятия, отрасли,гос-ва
Конкурентоспособность государства – способность государства увеличивать и сохранять долю продукции на мировом рынке.
Определяется на основе след. фактов:
-динамизм экономики
-эфективность производства – опред. путем определения затрат на оплату труда персонала
-динамизм рынка – включает объем потребительских расходов на душа населения и тд
-развитие финансовой системы
-людские ресурсы
-роль гос-ва
-ресурсы и инфраструктура
-стимуляция торговой д-ти
-политики гос-ва в отношении инновационного развития
-социально политическая обстановка в обществе
Оценка конкурентоспособности предприятия. Критерии:
-выбор и анализ рынка для реализации товаров и услуг
-анализ конкурентов
-выбор и анализ конкурентоспособности товара –аналога
-определение необходимых групп аналогов
- определение групп показателей по соответствующим параметрам
-выбор методики расчета
-выработка товарной политики
При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать
-конкурентные факторы товаров конкурентов
-практику конкурентов в рекламе сбыте и тд
- привлекательные стороны товаров конкурентов и тд
Конкурентото способность отрасли оценивается по след. показателям
-темп роста натуральных показателей
-обеспеченность населения продукцией
-наличие объединений в отрасли
-динамика импорта
-наличие барьеров в отрасли
Определение места предприятие:
-Как предприятие оценивают клиенты
-Какие процессы могут обеспечить предприятию конкурентные преимущества
-Каким образом можно достичь улучшения состояния предприятия
- Как оцениваю предприятия акционеры или смежники