Виды поощрений, применяемых в организации.
В организации могут применяться материальные и моральные формы поощрений работников.
В настоящий момент руководители организаций не придают большого значения моральным видам поощрений. К этому есть существенные основания. Такие виды морального поощрения, как почетная грамота, объявление благодарности, назначение лучшим по профессии в организации во многом дискредитировали себя в прошлые годы.
Однако с учетом специфики сегодняшнего дня в организации могут быть разработаны свои виды моральных поощрений, которые будет весьма эффективны при стимулировании персонала.
В качестве примера можно привести представительства иностранных компаний, работающие в России, в которых наравне с жесткой системой дисциплинарных взысканий, мерами материального поощрения действует развернутая система морального стимулирования работников.
Примером морального поощрения, хорошо зарекомендовавшим себя в российских организациях, могут служить досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, а так же включение в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
Статья 191 ТК РФ перечисляет меры поощрения, применяемые к работникам в организации, в том числе:
· меры морального поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение почетной грамотой;
- представление к званию «Лучший по профессии»;
- представление к государственным наградам;
· материального поощрения:
- выдача премии;
- награждение ценным подарком.
Перечень, приведенный в ТК РФ, не является исчерпывающим. В нем предусмотрены лишь основные виды мер поощрения, получившие широкое распространение на практике.
Коллективным договором, положением о премировании, иными локальными нормативными актами организации могут быть предусмотрены и другие виды поощрений работников. При этом применение мер поощрения все же стоит рассматривать как право, а не обязанность работодателя. Однако это правило действует лишь в том случае, если в организации не действуют локальные нормативные акты, содержащие обязательства работодателя применять меры поощрения в случае наступления тех или иных обстоятельств (выполнение плана работником, отделом, организацией в целом, достижение определенных экономических успехов).
Порядок применения мер поощрений к работникам.
В системе поощрения, действующей в организации, важное место занимает механизм представления работников к поощрениям.
В положении о поощрении следует разделить права руководителей различного уровня по применению каждого вида поощрения.
Так, вполне логичным видится применение руководителем структурного подразделения (отдела, цеха и так далее) мер поощрения, которые не связаны с серьезными материальными расходами организации, например, объявление благодарности, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, выплата бонусов (разовых премий) в небольших размерах лучшему работнику отдела и другие.
Более широкими полномочиями по применению мер поощрения к сотрудникам может обладать руководитель организации. Система поощрений более эффективна, если и его полномочия распространяются лишь на применение поощрений, носящих индивидуальный разовый характер (в отношении конкретного работника). При этом, механизм премирования основной массы работников осуществляется в соответствии с действующими в организации правилами, которые закреплены документально.
Система поощрений в организации эффективно действует лишь в том случае, если работники организации осведомлены о принципах ее функционирования, понимают ее. Большое значение имеет также их убежденность в справедливости этой системы.