Тема: СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1. Понятие и состав себестоимости продукции [46]
2. Основные показатели себестоимости и методы их анализа [47]
1.
В процессе своей производственной деятельности предприятия осуществляют затраты, которые можно разделить на три группы:
- ТЕКУЩИЕ затраты на производство и реализацию продукции;
- КАПИТАЛЬНЫЕ затраты – расходы на расширение и обновление основных фондов;
- ПРОЧИЕ затраты. Они не являются необходимыми для осуществления процесса производства, например, расходы на культурно-бытовое обслуживание своих работников.
Текущие затраты, или издержки производства, связаны с использованием рабочей силы, основных средств, сырья, материалов, топлива и др. Для обеспечения непрерывности процесса производства они должны постоянно возмещаться из выручки от реализации продукции.
СЕБЕСТОИМОСТЬ – это денежное выражение суммы всех текущих затрат на производство и реализацию продукции.
В себестоимость включаются не только текущие затраты, прямо связанные с производством продукции, но и затраты на подготовку и освоение производства, обеспечение нормальных условий труда, затраты на переподготовку кадров, а также обязательные отчисления в различные социальные фонды (ФСЗН).
Не включаются в себестоимость продукции:
- затраты связанные с финансовыми вложениями (приобретение акций и других ценных бумаг);
- затраты на содержание объектов социально-культурного назначения;
- различные выплаты работникам в соответствии с коллективным договором, не связанные прямо с оплатой их труда.
Различают ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ и ПОЛНУЮ себестоимость продукции. Производственная себестоимость включает все затраты, связанные с изготовлением продукции или оказанием услуг, включая контроль качества и сдачу на склад готовой продукции. Однако кроме этих расходов предприятия несут затраты, связанные с реализацией готовой продукции (на рекламу, хранения, погрузку, транспортировку). Эти затраты называются коммерческими расходами.
Производственные затраты и коммерческие расходы образуют ПОЛНУЮ себестоимость продукции.
Выделяют следующие ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ:
1) материальные затраты;
2) расходы на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных средств;
5) прочие затраты.
2.
Исходным показателем на всех предприятиях является себестоимость единицы продукции. Данный показатель рассчитывается по формуле:
где Z – средние затраты на единицу продукции; zi – себестоимость продукции; gi – количество единиц продукции.
В анализе себестоимости единицы продукции применяются показатели:
- себестоимость единицы продукции за предыдущий год (z0);
- планируемая себестоимость единицы продукции (zпл);
- фактическая себестоимость продукции (z1).
Пример: Имеются данные по предприятию добывающей промышленности:
Показатель | Значение |
Выпуск продукции, тыс.т. | |
по плану | |
фактически | |
Себестоимость 1 т., тыс. руб. | |
в предыдущем году | |
по плану на предстоящий год | |
фактические за отчетный год |
Рассмотрим методику анализа перечисленных показателей.
1) Индекс планового задания по снижению себестоимости:
iпл.з. = zпл ÷ z0 = 106 ÷ 108 = 0,981 или 98,1%
т.е. себестоимость единицы продукции планируется снизить на 1,9%.
2) Индекс выполнения плана равен:
iвып.пл.. = z1 ÷ zпл = 105 ÷ 106 = 0,991 или 99,1%
т.е. себестоимость снизилась на 0,9%.
3) Динамика себестоимости единицы продукции составит:
i = z1 ÷ z0 = 105 ÷ 108 = 0,972 или 97,2%
т.е. произошло снижение себестоимости единицы продукции по сравнению с предыдущим годом на 2,8%.
Экономия от снижения себестоимости по сравнению с прошлым годом определяется по формуле:
Э = (z1 - z0) × g1
Э = (105 - 108) × 280 = - 840 млн. руб.
Обобщающими показателями себестоимости являются затраты на единицу объема отгруженной продукции и затраты на рубль выручки от реализации.