Способности и результаты менеджеров/работников
Долгосрочный успех фирмы во многом зависит от осуществляющих стратегии людей. Достаточно ли у компании человеческих ресурсов для обеспечения текущих и будущих стратегий? Соответствуют ли принимаемые в организацию работники ее потребностям или пробелы в некоторых специальностях и навыках, по существу, так и остаются незаполненными? Компания Tandem Computers добилась устойчивого роста именно за счет продуманной кадровой политики и специальной подготовки сотрудников к очередной стадии развития. Причиной банкротств многих быстрорастущих фирм стало то обстоятельство, что менедж-
Часть II. Стратегический анализ
менту не удалось приспособить свои системы, структуры и персонал к расширению деятельности.
Оценивать необходимо не только то, насколько компания преуспевает в привлечении человеческих ресурсов, но и то, как она умеет развивать их. Здоровая организация состоит из мотивированных, заинтересованных, довольных и стремящихся к развитию профессиональных навыков сотрудников. Оценка каждого из этих показателей может осуществляться при помощи опросов работников или групповых дискуссий. Нет никаких сомнений в том, что именно отношение производственных рабочих стало главным фактором качества и ценовых преимуществ японских автомобильных фирм над американскими на протяжении последних трех десятилетий. В сфере услуг, например в банковском деле и общественном питании, ключевым фактором успеха является умение поддерживать позитивное настроение работников по отношению к клиентам и к своей деятельности.
Детерминанты стратегических опционов
Рис.7.3. Детерминанты стратегических опционов и выбор между ними |
Второй подход к внутреннему анализу заключается в рассмотрении детерминантов стратегических опционов (возможностей). Какие характеристики компании не позволяют ей осуществить тот или иной вариант стратегии без кардинальных организационных преобразований? Какая характеристика является центральной при выборе лучшего варианта стратегии? Ответы на эти вопросы опять же зависят от ситуации, но, как показано на рис. 7.3, особое внимание следует уделить пяти областям.
Глава 7. Внутренний анализ
Бенчмаркинг .
Бенчмаркинг предполагает сопоставление результатов бизнеса фирмы с другими компаниями. Их цель — генерирование предложений по улучшению деятельности, а также разработка соответствующих внутрикорпоративных стандартов. Одним из ориентиров для сравнения могут быть конкуренты: каковы достигнутые ими уровни затрат и результатов? Как они были достигнуты? Знание того, в чем именно компания отстает от соперников, — первый шаг к созданию программ по сокращению разрывов. Еще одна задача — сопоставление практики компании с лучшими методами работы. Так, многие сравнивают постоянство сервиса с Disney, а в качестве эталона э-коммерции и технической поддержки покупателей рассматривается компания Dell. Выход за рамки собственный отрасли обычно помогает нарушить сложившееся в компании статус-кво и инициировать усилия, направленные на завоевание реальных преимуществ.
Прошлые и текущие стратегии
Для того чтобы идентифицировать факторы успехов компании в прошлом и выбрать наиболее подходящие стратегические опционы, необходимо аккуратно оценить использовавшиеся и текущие стратегии. Иногда в процессе осуществления стратегия изменяется до неузнаваемости. Например, одна из позиционировавшихся как инновационные фирм (поначалу ее действия полностью соответствовали заявлениям) выделяла большие средства на И И Р. Однако аккуратный анализ ее деятельности на протяжении последних двадцати лет показал, что успехи компании в значительно большей мере определяются организацией производства и эффектом масштаба. Все более или менее существенные инновации в отрасли были сделаны другими фирмами. Понимание того факта, что ИИР способствовали улучшению технических возможностей продукта, его надежности и снижению цены, но никак не созданию кардинально новых товаров, помогло компании в структурировании новых стратегических опционов.
Стратегические проблемы
Еще одним релевантным и весьма полезным конструктом являются стратегические проблемы (т. е. проблемы, имеющие стратегические последствия). К примеру, недоверие потребителей к компании Ford и, в частности, к ее внедорожникам «Explorer», вызванное частыми разрывами шин «Firestone», потребовало разработки программ исправления ситуации и надлежащего управления задействованными в конфликте торговыми марками. Другой случай: если сборка и отделка автомобилей определенной марки в сравнении с конкурентами оцениваются как
Часть II. Стратегический анализ
недостаточно качественные, компания должна предпринять ряд направленных на изменения в дизайне и производстве стратегических шагов. Не следует путать стратегические проблемы со слабыми сторонами или недостатками бизнеса, т. е. отсутствием определенных активов (к примеру, благоприятного расположения) или компетенций (навык вывода на рынок новых товаров). Слабости и недостатки посредством корректировки стратегии должны постепенно устраняться. Стратегические проблемы, напротив, требуют активного решения, даже если его выполнение потребует значительных средств и усилий.