Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на

текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)

определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных

средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций

государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с

помощью государственного бюджета денежные средства, государство через

финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом

политических, экономических и социальных функций, а именно содержание

государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение

социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде

никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на

покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования

общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и

расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по

срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и

взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой

системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной

государственной собственности на средства производства и наличия мощного

госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей

государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства

предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в

начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.

Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло

изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало

возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших

направлений реформирования государственных финансов стало расчленение

единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет,

бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к

демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали

переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена

монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация

государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным

изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном

устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система -

основанная на экономических отношениях и государственном устройстве

Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального

бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов

государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято

понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от

формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств

включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У

государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными

бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии,

Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в

России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты

нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного

государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский

бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных

округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные

бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах

региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических

и статистических целей.

Наши рекомендации