Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами
Синтаксические нормы. Типичные случаи нарушения синтаксических норм
№ | Типичные случаи | Ошибка | Исправление ошибки |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Музей-квартира М.А. Булгакова приобрела личные вещи писателя. | Музей-квартира М.А. Булгакова приобрёл личные вещи писателя. | |
Ошибка в приложении при указании на вид произведения его названия (употребляется в Им.п.) | В картине Сурикова «Боярыне Морозовой» отражён один из сюжетов истории раскола. | В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отражён один из сюжетов истории раскола. | |
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки (сущ. употребляется в Дат. п.) | Согласно приказа директора завода введена новая должность. | Согласно приказу директора завода введена новая должность. | |
Ошибка в употреблении предлогов по приезде, по окончании, по завершении, по прибытии | По окончанию лекции у студентов была возможность задать вопросы преподавателю. | По окончании лекции у студентов была возможность задать вопросы преподавателю. | |
Ошибка в построении предложения с однородными членами | Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. | Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов. | |
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом | Студенты помогали археологам, приехавшие из Москвы. | Студенты помогали археологам, приехавшим из Москвы. | |
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть. | Поднимаясь по лестнице, я подумал, что на площадке кто-то есть. | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым в сложноподчинённом предложении (СПП) | Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность. | Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечали её поэтичность и живописность. | |
Неуместное употребление указательного слова при построении СПП | Автор показывает то, как человек может посвятить жизнь просвещению народа. | Автор показывает, как человек может посвятить жизнь просвещению народа. | |
Неправильное построение предложения с косвенной речью | Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не замечать падения нравственности в обществе. | Президент фонда в ответ на слова оппонента удивился тому, что можно не замечать падения нравственности в обществе. |
Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами
№ | Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий | В вольере содержались обезьяны и шимпанзе. | В вольере содержались горилы и шимпанзе. | |
Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий | По улице шли солдаты, мужчины и женщины. | По улице шли мужчины и женщины. | |
Соединение в одном ряду семантически несоединимых понятий | Шел дождь и два студента. | Шел дождь. Два студента торопились домой. | |
Соединение в одном ряду логически несоединимых понятий | Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. | Демонстранты шли со счастливыми и радостными лицами. | |
Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары | Побывали не тольков Москве, а такжев Санкт-Петербурге. | Правильно: ...не только в Москве, но ив Санкт-Петербурге. | |
Нарушение порядка слов в предложении с двойным союзом Примечание: каждая из частей двойного союза должна быть перед однородным членом | Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голосаптиц. | Мой отец хорошо знал не только повадки зверей, но и голоса птиц. | |
Пропуск предлога в падежных формах | Туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах. | Правильно: ... на улицах, площадях, в скверах. | |
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия. | Правильно: представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. | |
Употребление в качестве однородных компонентов различных элементов предложения. | Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. | …учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих… | |
Использование разных морфологических структур как однородных | Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров. | Необходимо снижать себестоимость продукции и повышать качество товаров. | |
Использование полной и краткой форм прилагат. как однородных | Решение продуманное и объективно. | Решение продуманно и объективно. | |
Нарушение норм управления. Примечание: однородные члены требуют разных падежей управляемого слова | Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами. | Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними. | |
Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них опорным словом в предложении | В ходе прений были внесены предложения и замечания. | В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания. |