Предпринимательская перспектива
Однажды мне довелось слышать рассказ о Томе Уотсоне, основателе компании «Ай-Би-Эм». Говорят, что когда его спросили, чему он приписывает феноменальный успех «Ай-Би-Эм», он ответил так:
«Ай-Би-Эм" является тем, чем является сейчас, по трем особым причинам. Первая причина заключается в том, что уже в самом начале я видел перед собой четкую картину того, как будет выглядеть компания, когда она в конце концов будет создана. Другими словами, в своем уме я держал модель того, как она будет выглядеть, когда моя мечта — мое видение в отношении нее — будет осуществлена.
Вторая причина состоит в следующем: как только я представил себе эту картину, я сразу же спросил себя, как должна будет действовать компания, которая выглядит таким образом. Тогда я представил себе картину того, как действовала бы "Ай-Би-Эм", если бы она уже существовала.
Третья причина, почему "Ай-Би-Эм" оказалась столь успешной, заключается в том, что, как только я представил себе картину того, как будет выглядеть "Ай-Би-Эм", когда мечта будет осуществлена, а также как должна будет действовать такая компания, я понял, что, если только мы не станем работать таким образом с самого начала, мы ничего и никогда не добьемся.
Другими словами, я понял, что, для того чтобы "Ай-Би-Эм" стала великой компанией, ей придется действовать как великой компании задолго до того, как она действительно ею станет.
С самого начала "Ай-Би-Эм" формировалась по шаблону моего видения в отношении нее. И мы изо дня в день пытались добиться соответствия развивающейся компании этому шаблону. В конце каждого дня мы задавали себе вопрос, насколько хорошо мы поработали, выискивали разницу между тем, где мы находились, и тем, где должны были находиться в соответствии со взятыми на себя обязательствами, а в начале следующего дня принимались за дело, чтобы наверстать упущенное.
Каждый день работы в "Ай-Би-Эм" был посвящен развитию бизнеса, а не занятию бизнесом.
Мы не занимались бизнесом в "Ай-Би-Эм", мы его создавали ».
Да, прошло больше тридцати лет с тех пор, как Том Уотсон Старший рассказал о причинах успеха «Ай-Би-Эм», и я сознаю, что могут сказать люди сейчас об этой, владеющей 64 миллиардами долларов, компании. Что теперь эта компания испытывает затруднения. Что она сбилась со своего пути. Что она едва ли может служить примером для подражания какому-нибудь владельцу предприятия. Но если бы Уотсон был жив сегодня, уверен, что все было бы по-другому. Убежден, что гений предприимчивости, который способствовал восхождению «Ай-Би-Эм» на вершину успеха, смог бы, если бы он присутствовал и сегодня — при этом не могу утверждать наверняка, что его нет, хотя все признаки и свидетельствуют об этом, — смог бы быть задействованным в процессе повторного «изобретения» компании. Это столь же верно, как и то, что он использовался для этого множество раз, чтобы сформировать будущее в соответствии с тем, как того требовало само это будущее.
Короче говоря, может быть, тот, кто рассказал мне эту историю, и не передал слова Тома Уотсона дословно, однако важно то, чему нас учит эта история.
Она раскрывает нам глаза и дает понимание того, что делает великое предприятие действительно великим.
Она объясняет нам, кроме того, почему другие предприятия в лучшем случае могут лишь влачить жалкое существование, а в худшем становятся совершенно невыносимы.
Говорит и о том, что самые лучшие предприятия созданы на основе модели предприятия, которое работает само по себе.
Сообщает нам о том, что только предпринимательская перспектива способна показать, что важен не сам по себе товар и не работа. Важен бизнес: как он выглядит, как он делает то, что должен делать.
Говорит о том, что сам Том Уотсон Старший испытывал страстное желание заниматься своим предприятием.
И о том, к сожалению, что большинство людей, которые занимаются бизнесом, не испытывают ничего подобного.
Что большинство людей, которые начинают заниматься бизнесом, не имеют перед глазами модели бизнеса, который мог бы работать; напротив, они видят лишь саму работу — перспективу специалиста, которая отличается от предпринимательской перспективы следующим:
• Предпринимательская перспектива задает вопрос: «Как должен работать бизнес?» Перспектива специалиста спрашивает: «Какую работу необходимо выполнить?»
• Предпринимательская перспектива рассматривает бизнес как систему для производства внешних результатов — для потребителя, — приносящих прибыль.
Перспектива специалиста рассматривает бизнес как место, где люди работают, чтобы производить внутренние результаты — для специалиста, — принося доход.
• Предпринимательская перспектива начинается с картины четко представляемого будущего, после чего возвращается в настоящее с целью изменить его таким образом, чтобы оно соответствовало видению предпринимателя. Перспектива специалиста начинается с настоящего, а затем заглядывает в неясное будущее с надеждой сохранить его в значительной степени таким же, как и настоящее.
• Предпринимательская перспектива рассматривает бизнес в его целостности, на основе которой определяет его составные части. Перспектива специалиста рассматривает бизнес частями, из которых пытается составить целое.
• Предпринимательская перспектива представляет собой целостное видение мира. Перспектива специалиста — фрагментарное.
• У предпринимателя сегодняшние обстоятельства формируются в соответствии с мечтой о будущем. У специалиста будущее формируется на основе сегодняшних обстоятельств.
Так надо ли удивляться тому, что предпринимательская перспектива абсолютно необходима для создания великого бизнеса, в то время как специалист способен прийти лишь к абсолютно противоположному результату?
Предпринимательская перспектива применяет более крупный и всеохватывающий масштаб. Она рассматривает бизнес как набор прилаженных друг к другу деталей, каждая из которых способствует работе более крупного элемента системы таким образом, чтобы вместе они могли произвести запланированный конкретный результат — это системный подход к ведению бизнеса.
Каждый этап в развитии подобного бизнеса может быть измерен если не количественно, то, по крайней мере, качественно. Существует определенный стандарт для ведения данного бизнеса — способ его существования, который может быть описан набором конкретных, характерных именно для него требований к тому, что надо сделать сегодня. Такой бизнес функционирует в соответствии с четко установленными правилами и принципами. Он имеет ясную, узнаваемую форму.
В перспективе специалиста, напротив, масштаб меньше, он охватывает меньшее количество деталей, ограничивается, главным образом, выполняемой работой.
В результате бизнес специалиста приобретает во все большей степени угнетающий характер, приносит меньше удовлетворения, отгораживается от остального мира.
Его дело сводится к этапам, которые не могут привести его никуда, кроме как к повторению того, что было.
Рутина начинает определять каждодневную работу.
Специалист работает ради самой работы, забывая о других, более высоких целях, не заботясь о смысле ее выполнения и ограничиваясь лишь констатацией того, что ее необходимо сделать.
Специалист не видит никакой связи между тем, куда двигается его бизнес, и тем, где он находится теперь.
Так как у него отсутствуют более крупный масштаб и способность вести дело в соответствии со своим планом, что ярко проявляется в предпринимательской модели, специалист вынужден переносить одну и ту же модель на каждую стадию своего пути.
Однако единственная модель, на базе которой он может конструировать свою деятельность, является его прошлый опыт — модель его прошлой работы. То есть совершенно противоположное тому, что требуется для того, чтобы бизнес мог освободить его от привычной каторги.
Предпринимательская модель
Что же такое видит вдали предприниматель, что не доступно взгляду специалиста? Что конкретно представляет собой предпринимательская модель?
Это — модель такого бизнеса, который удовлетворяет подразумеваемые потребности определенного сегмента потребителей совершенно новым образом.
Предпринимательская модель рассматривает бизнес так, словно это какой-нибудь продукт, лежащий на полке и соревнующийся за внимание покупателя с другими лежащими на полке товарами (или предприятиями) конкурентов.
Если выразить то же самое, но другими словами, предпринимательская модель в меньшей степени определяет то, что делается в данном бизнесе, и в большей — как это делается. Товар сам по себе не важен — важно то, как он
Когда предприниматель создает свою модель, он оглядывается на мир и спрашивает себя: «Где для ее применения есть благоприятная возможность?» Определив свою нишу, он переходит к чертежной доске и конструирует решение, способное устранить «голод» определенной группы потребителей. Решение в виде предприятия, которое выглядит и действует в весьма специфической манере — манере, которая диктуется потребителем, а не предпринимателем.
«Как мое дело будет выглядеть с точки зрения потребителя?» — задает себе еще один вопрос предприниматель. «За счет чего мое предприятие будет выделяться на фоне всех остальных?»
Таким образом, предпринимательская модель начинается не с абстрактной картины дела, которое захотелось вдруг создать, а с представления о потребителе, для которого и создается данное предприятие.
При этом предприниматель хорошо понимает, что без четкого представления о потребителе ни один бизнес не может преуспеть.
Специалист, напротив, смотрит не наружу, а внутрь, стремясь претворить в жизнь свои навыки, и только потом обращается к остальному миру, задавая вопрос: «Как мне продать произведенную продукцию?»
В результате такого подхода предприятие практически неизбежно фокусирует свое внимание на вещах, которые оно продает, а не на способе ведения дел и не на потребителе, которому они должны быть проданы.
Такой бизнес предназначен для удовлетворения амбиций специалиста, который основал его, а не запросов потребителя.
Для предпринимателя бизнес — это продукт. Для специалиста продукт — это то, что он поставляет потребителю.
С точки зрения специалиста, потребитель — это всегда источник проблемы. Потому что потребитель, с его точки зрения, никогда не хочет покупать то, что может предложить специалист по устраивающей его цене.
По мнению же предпринимателя, потребитель всегда представляет собой благоприятную возможность для ведения дел. Потому что предприниматель знает, что внутри потребителя бурлит непрерывный поток то и дело меняющихся желаний, которые требуют удовлетворения.
Все, что надо сделать предпринимателю, это выяснить, что представляют собой эти желания и как они будут выглядеть в будущем.
В результате мир ему представляется островом сокровищ, который полон сюрпризов.
С точки зрения специалиста, мир, напротив, — это место, в котором ему никогда не дают делать то, что он хочет; этот мир редко рукоплещет его усилиям, еще реже оценивает его работу и уж почти никогда не ценит его самого. По его мнению, мир всегда хочет чего-то, что недоступно пониманию специалиста.
Тогда возникает вопрос: можно ли предложить предпринимательскую модель специалисту таким образом, чтобы он смог понять и использовать ее?
Ответ такой: ж сожалению, это невозможно.
Специалист не заинтересован в этом.
У специалиста есть другие дела, которыми он может заняться.
Поэтому, если мы хотим преуспеть в своем деле, нам необходимо заняться неразвитым предпринимателем, сидящим в каждом из нас, и дать ему ту информацию, которая ему необходима для роста и выхода за пределы зоны комфортного состояния, установленной специалистом, чтобы его могла осенить идея такого бизнеса, который мог бы работать.
Значит, нам надо изобрести модель, которая пробудит искру предприимчивого воображения в каждом из нас, которая, в свою очередь, разгорится в такое пламя, что к тому времени, когда специалист успеет опомниться, будет уже слишком поздно: предприниматель разорвет сковывающие его цепи и вырвется на простор.
Но, вместе с тем, если мы хотим, чтобы эта модель заработала, если хотим, чтобы она разбудила сидящего внутри каждого из нас предпринимателя с тем, чтобы он занялся перестройкой нашего бизнеса на основе предпринимательской перспективы, которая жизненно необходима для его процветания, — надо, чтобы менеджер и специалист получили свои собственные модели.
Потому что если предприниматель служит как бы двигателем для бизнеса, то менеджер должен убедиться в том, что у него хватит топлива, а также что двигатель и шасси отремонтированы и находятся в полном порядке.
В свою очередь, чтобы и специалист был доволен, эта модель должна удовлетворять его потребность в непосредственной работе с болтами и гайками.
Короче говоря, для того чтобы наша модель бизнеса работала, она должна быть сбалансирована и обязана включать в себя все эти элементы, чтобы и предприниматель, и менеджер, и специалист, — чтобы все они нашли в ней свое естественное место и могли заниматься наиболее подходящей для каждого из них работой.
Для того чтобы обнаружить такую модель, давайте рассмотрим революционный подход, который смог удивительным образом преобразовать американский малый бизнес.
Я называю его революцией «под ключ».
Настало время, когда Сара должна была открыть свой магазин. А нам предстояло выполнить еще очень много работы.
— Я вернусь сегодня вечером, — сказал я. — Могу я ответить на какие-нибудь вопросы, прежде чем уйду?
— Да, — улыбнулась Сара. — Как скоро мы сможем начать?
РЕВОЛЮЦИЯ «ПОД КЛЮЧ» НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА БИЗНЕС
РЕВОЛЮЦИЯ «ПОД КЛЮЧ»
Теория систем рассматривает мир через призму взаимозависимости всех явлений,