Понятие административного процесса.
Понятие административной ответственности.
Под административной ответственностьюпонимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:
1. Она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;
2. Основанием административной ответственности является админист-ративное правонарушение; ,
3. За административные правонарушения предусмотрены администра-тивные взыскания;
4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц;
5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей;
6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;
7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством.
Основания освобождения от административной ответствен-ности.
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть в определенных случаях освобождено от административной ответственности.
Такое освобождение возможно:
1) при малозначительности правонарушения;
2) с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность;
3) в связи с примирением с потерпевшим (если совершено правонарушение, влекущее ответственность по требованию потерпевшего).
Кроме того, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение администра-тивного правонарушения влечет уголовную ответственность.
Лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного правонарушения, личность лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства.
Также освобождается от административной ответственности лицо, совершившее правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 УК РБ, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 182, 187 УК РБ.
Понятие административного процесса.
Административный процесспредставляет собой урегулированный законом порядок разрешения определенных индивидуальных дел в сфере государственного управления в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. Административный процесс - один из способов реализации норм материального административного права. Их применение не всегда облекается в форму урегулированной законом процессуальной деятельности, как это имеет место, например, в уголовном праве. Но такая процессуальная форма необходима при решении спорных ситуаций и три применении мер государственного воздействия.
Необходимость в процессуальном порядке применения административно-правовых норм, как правило, возникает при решении вопросов, связанных с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан, а также спорных ситуаций между подчиненными данному органу субъектом управления и другой организацией. Вместе с тем административный процесс полностью охватывает всю деятельность органов управления и некоторых других государственных органов либо должностных лиц (например, судей) то применению мер административного принуждения, т.е. по осуществлению административ-ной юрисдикции.
Под административной юрисдикциейпонимается деятельность государственных органов по разрешению в предусмотренных законом случаях спорных вопросов применения норм административного права, оценке действий конкретных лиц с точки зрения соответствия их этим нормам и применению в необходимых случаях административных взысканий.
Задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.
Принципыадминистративного процесса:
1) законность при осуществлении административного процесса;
2) обеспечение защиты прав и свобод;
3) неприкосновенность личности;
4) уважение чести и достоинства личности, деловой репутации;
5) неприкосновенность жилища и иных законных владений;
6) презумпция невиновности;
7) обеспечение права на защиту;
8) публичность административного процесса;
9) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
10) право устно или письменно делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении на родном языке или на языке, которым он владеет;
11) равенство перед законом, равенство защиты прав и законных интересов;
12) независимость судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс;
13) открытое рассмотрение дела;
14) прокурорский надзор за исполнением законов при ведении административного процесса;
15) право обжалования процессуальных действий и постановлений.