Для студентов заочной формы образования, 2016-2017 уч. год
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
по курсу ”Бизнес-планирование”
для студентов заочной формы образования, 2016-2017 уч. год
Лекция 1 Бизнес-планирование в реализации коммерческих предложений и общей стратегии развития организации
Основные характеристики бизнес-плана:
1. Бизнес-план излагает цели, оценки и финансовые прогнозы. Тем самым помогает определить текущее положение организации, направление деятельности и способы для достижения поставленных целей.
2. Бизнес-план является постоянно действующим руководящим документом. Он должен систематически актуализироваться (обновляться), в него должны вноситься необходимые изменения, связанные как с внутрифирменными, так и с происходящими во внешнем окружении (на микро, мезо и макро уровнях) изменениями.
3. Бизнес-план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
4. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия.
5. Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.
Бизнес-план имеет две группы пользователей:
§ внутренние (инициатор бизнес-идеи - учредители и персонал организации): В данном случае предприниматель выясняет финансовую состоятельность нового (осуществляемого) им дела;
§ внешние (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры)– в этом случае - в эффективности бизнеса необходимо убедить других.
Отличия технико-экономического обоснования от бизнес-плана
Параметр | Технико-экономическое обоснование | Бизнес-план |
Выполняемые задачи |
|
|
Потенциальный читатель |
|
|
Типовая структура |
|
|
В каких ситуациях может понадобиться? |
|
|
Сравнительная характеристика стратегического, тактического и бизнес-плана
N п/п | Отличительные характери- стики | Стратегический план | Тактический план | Бизнес-план |
1. | Охват сфер влияния | глобальное влияние на деятельность организации, определяет ее успех в будущем | предусматривает необходимые и возможные меры, реализация которых обеспечивает успех сегодня и содействует достижению стратеги-ческих целей и задач (внутренние проб-лемы организации) | целенаправленное воздействие на деятельность организации (решение внутренних проблем при внешнем вмешательстве) |
2. | Целевой аспект | генеральные цели развития организации | соподчинены стратегическим целям, предоп-ределяется иерар-хией целей стратеги-ческого плана | конкретные цели, могут быть соподчинены стратегическим целям и предопределять тактические |
3. | Временной аспект отличия | рассчитано на продолжительную перспективу и его следствия проявляются через определенный период времени и влияют на результаты деятельности организации в течение продолжительного периода | рассчитано на короткий период (до 1 года), конкре-тизирует и до-полняет стратеги-ческий план и подлежит опера-тивному регулированию | Имеет конкретные сроки, определяемые временным интервалом реализации бизнес-плана |
4. | Уровень управленческой иерархии | сосредоточено по вертикальным уров-ням управленческой иерархии «сверху — вниз». | сосредоточено по горизонтальным уровням управления «снизу – вверх» (продуктовые, региональные, функциональные уровни) | встречное планирование |
5. | Информационное обеспече-ние | информация, в большей степени базирующаяся на предвидении, подвержена риску | более активная, полная информация и менее рискованна | внутренняя и внешняя информация конкретного назначения |
6. | Характеристика отража-емых показателей | представлены показатели не только количественного, но и качественного характера | Представлены системой конк-ретных цифровых результатов, что позволяет выраба-тывать наиболее точный тактический план | система взаимоувязанных экономически обоснованных показателей |
7. | Характер планиро-вания | Гибкий («индикативный») характер | Директивный характер | Системный характер |
Главными проблемами планирования в торговле можно назвать следующие:
- специфика условий становления бизнес-планирования: социально-экономическая среда, правовые условия, в которых работают белорусские организации, отсутствие развитой инфраструктуры, необходимого информационного обеспечения;
- плохой анализ торговой деятельности (в 95% случаев анализ системно не применяется);
- ошибки в планировании бюджета;
- отсутствие четких конкретно доведенных до каждого уровня управления целей плана;
- отсутствие элемента “предвидения” и торговой стратегии менеджмента как таковой;
- низкая степень привлечения торговой команды к планированию и её права собственности;
- постоянный дефицит времени для планирования;
- плохая информация по запланированным результатам деятельности - враг самых хороших планов;
- отсутствие текущего контроля выполнения плановых показателей (контролируются только конечные результаты в конце периода);
- допускаемые ошибки в бизнес-планировании, обусловленные подменой планирования интуицией и практическим опытом, недостаточная квалификация менеджеров и т.п.
Ряд проблем в сфере планирования можно и продолжать, конкретизируя на формат ритейлера. Задача заключается не в том, чтобы указать на проблемы, а в том, чтобы предложить пути их решения.