Объект налогообложения. Налоговая база. Порядок определения среднегодовой стоимости имущества. Ставки
Объектомналогообложения являетсядвижимое и недвижимое имущество, принадлежащее организациямна праве собственности, переданные в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, а также в совместную деятельность.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Так, в соответствии с бухгалтерским стандартом ПБУ/6 «Учет основных средств» (в ред. приказа МФ РФ от 12.12.05 № 147-ФЗ) к основным средствам относится имущество, учитываемое не только на счете 01 «Основные средства», но и счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
В то же время Кодекс не относит к объектам налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Следовательно, организации имеют право для целей налогообложения имущества выбирать один из четырех предусмотренных ПБУ 6/01 методов начисления амортизации, в то время, как для целей налогообложения прибыли используются только два метода в соответствии с главой 25 Налогового кодекса.
Если же для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость таких объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, считается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:
по местонахождению организации (месту госрегистрации) или месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации:
имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс:
каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс:
имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая база по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, определяется только в отношении имущества, относящегося к недвижимости. Движимое имущество в налоговую базу таких подразделений не включается.
Если подлежащий налогообложению объект недвижимого имущества, фактически находится на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (инвентаризационной стоимости ) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Поскольку отчетным периодом по налогу на имущество считаются первый квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года, а налоговым периодом – календарный год, расчет средней (среднегодовой) стоимости имущества может быть представлен в виде следующей формулы:
Сср. I кв. = (Сна 1.01 отч. г. + Сна 1.02.отч.г. + Сна 1.03 отч.г. + Сна 1.04.отч.г.)/3+1
Сср. п/г = (Сна 1.01. отч.г. + Сна 1.02.отч.г. + … + Сна 1.07. отч.г.)/6+1
Сср. 9м-в = (Сна 1.01.отч.г. + Сна1.02.отч.г. + … + Сна 1.10. отч.г.)/9+1
Сср. год = (Сна 1.01.отч.г. + Сна1.02.отч.г. + …+ Сна 31.12. отч.года)/12+1, где:
Сср. – средняя (среднегодовая) стоимость за соответствующий отчетный (налоговый) период;
Сна 1.01 отч г. (и т.д.) – стоимость имущества по состоянию на 1-ое число каждого месяца отчетного (налогового) периода.
Например, стоимость имущества по месту нахождения организации за отчётный период (I квартал 2012г.) составила: по состоянию на 01.01.2012 – 400 тыс. руб., по состоянию на 1 февраля 380 тыс. руб., по состоянию на 1 марта – 410 тыс. руб., по состоянию на 1 апреля – 410 тыс. руб. Среднегодовая стоимость имущества по месту нахождения организации составит 400 тыс. руб. (1600 тыс. руб. / 4), то есть сумму четырёх основных средств делим на 4 (3 месяца в квартале плюс единица).
Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января налогового периода.
Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.
Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые льготы.
В соответствии с Налоговым кодексом освобождаются от налогообложения следующие организации и виды имущества:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (отменяется с 1.01.06);
организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (отменяется с 1.01.06);
организации - в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения (утратила силу с 1.01.05);
организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (отменена с 01.01.2013);
организации - в отношении космических объектов;
имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
имущество государственных научных центров;
научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности (отменяется с 1.01.06).
организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
организации в отношении судов, зарегистрированных и российском международном реестре судов;
организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре Сколково»;
организации, получившие статус участника проекта исследований по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре Сколково»;
организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность;
судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, в в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны
организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и учитывающие на балансе недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ в течение 10 лет
Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы, действующие на территории соответствующих регионов, а также продлевать срочные льготы (например, льгот по объектам социально-культурной сферы), действие которых в общероссийском масштабе закончилось в 2005 году.