Рыбак рыбака зовет издалека

На тихой страсти тысяч россиян — рыбной ловле — могут зарабатывать не только организаторы рыболовных туров на Кольский полуостров и в Астрахань. Любой правильно созданный пруд способен принести доход его владельцу.

Организованному лицензионному лову на небольшом оборудованном пруду или озере — около 2–3 лет. Пока этот бизнес находится еще на самой ранней стадии и многое постигает методом проб и ошибок. Немало затрудняет развитие этого весьма привлекательного направления законодательный «туман» в сфере рыболовства. Не совсем ясны условия аренды естественных водоемов и создания искусственных прудов. Но, несмотря на препятствия, в Московской и прилегающих областях созданы довольно успешные и интересные проекты. Из наиболее известных — «Рыбацкая деревня», «Рыбацкая деревня на Дубешне», рыболовный пруд в пос. им. Воровского ООО «Двенди», и другие. Там за несколько сотен рублей в день заядлые рыбаки и любители получают гарантированное удовольствие: осетр, сиг, форель клюют практически всегда.

Успешность бизнеса подтверждает открытие все новых прудов. Не так давно организованы «Супер Карп», «Клевая фишка», «Клевый берег». Как показывает опыт существующих проектов, основатели рассматривают платную рыбалку как бизнес для души и уверены в долгосрочности своих предприятий. Быстрых денег они не ждут, но делают все возможное, чтобы их водоемы были чисты и полны здоровой рыбы.

Пруд пруди

Чтобы получить право вести бизнес в рыболовной сфере, прежде всего необходима лицензия на пользование водными ресурсами. Уполномоченным государственным органом по регулированию рыболовства является Комитет по рыболовству РФ и его региональные отделения. Приобрести лицензию не сложно, однако надо учитывать, что она накладывает определенные обязанности на владельца пруда: очистка берегов, мелиорация, осушение прибрежных болот и заселение водоема рыбой. Государственные органы проверяют соблюдение санитарно-экологических норм с известной периодичностью: 2–3 раза в год. Этими посещениями дело не ограничится: бюрократические согласования будут отнимать много сил. «Хотелось бы, конечно, уделять больше времени основному, непосредственному делу, а не просиживать у кабинетов чиновников», — мечтает Игорь Мищенков, генеральный директор комплекса «Рыбацкая деревня».

Есть два пути стать частным предпринимателем в этой области и получить водоем. Первый, самый сложный, — арендовать у государства обычный естественный пруд, очистить его, облагородить и огородить. Основные недостатки: большие расходы и отсутствие гарантий, что на следующий год вам продлят договор. Аренда естественного водоема — нерентабельна, так как затраты на поддержание экосферы сравнимы с затратами на создание собственного искусственного пруда. Владимир Смирнов, предприниматель из Твери, готовил свои пруды около 10 лет: расчищал место ветровалом, сжигал, выравнивал бульдозером, выкапывал экскаватором, сеял траву на откосах. И только после десяти лет непрерывного труда смог заселить водоемы 10 тоннами рыбы.

По этому же пути пошли создатели «Рыбацкой деревни». Несколько лет назад группа энтузиастов из бывших военных вышла на руководство ВВЦ с намерением взять в аренду пруд (семь сотых гектара, длина около 130 метров, средняя глубина — около двух), где раньше зимовали утки. Между ВВЦ и научно-производственным предприятием «Алпаси» был заключен договор об аренде заросшего пруда. За четыре месяца водоем вычистили.
Второй способ консультанты признают наиболее легким, поэтому большинство идет именно по этому пути. Необходимо взять у рыбхоза подготовленный водоем (так называемый «карповник») в аренду на несколько лет. Рыбхозов же в стране немало, только в Подмосковье — Клинский, Бисеровский, Егорьевский, Латынино, Рыбхоз в Наре.

Таким образом, стартовые вложения напрямую зависят от избранного варианта и многих других параметров — будет ли это просто пруд с карпами, или целая досуговая инфраструктура с теплыми коттеджами, летними домиками. Мини-вариант избирают, как правило, в регионах, где у рыбаков нет возможности платить за вылов осетра или форели по весу. На Брянщине несколько лет уже существует подобный семейный бизнес. Отец и двое сыновей арендовали у колхоза приличный прудик, зарыбили карасем и карпом, в трех метрах от берега по периметру поставили столбы с «колючкой». За одну удочку берут 50 рублей в сутки, за три — 100. Место, несмотря на довольно скромные услуги, пользуется спросом. А забот у хозяев — профилактические работы: раз в 2 года спускать воду, проводить санобработку, чистить пруд, заселять свежей рыбой. При сбросе «старого» карпа продают. Деньги, со слов основателя, требуются на аренду, небольшой домик и рыбу. Пруд окупает себя полностью, но дело это хлопотное. Для организации такого «клевого места» хватит 2000 долларов, чистая же прибыль при удачном раскладе может составить около 15 тысяч долларов за год. Обычно такие «простые» пруды зарыбляют карпом, недаром их и прозвали «карповниками». Тонна подрощенного (500 г) карпа стоит порядка 1000 долларов, дальнейший его рост зависит от водоема и корма. Через два года карп будет размножаться, однако это вовсе не означает, что затраты снизятся. Вообще, карп считается неприхотливой рыбой, кормить его можно всякими зерновыми. Однако он теплолюбив (в прохладной воде растет медленнее и ест больше) и не так популярен, как другая рыба. За «свои кровные» народ предпочитает иные породы: форель, сома, сига и даже… осетра. Чаще всего рыболовы ездят на такие пруды ради развлечения — только здесь можно поймать крупную и редкую в наших краях форель или ту рыбу, которую по закону круглый год ловить нельзя, например щуку.

Окупаемость проекта зависит от выбранного района, где расположен пруд, не везде проект реализуется успешно. Николай Бородин, заместитель директора «Рыбацкой деревни», советует выбирать место, которое находится недалеко от города, не больше чем в получасе езды. «Наш комплекс вообще расположен в 20 минутах от центра, при этом уголок тихий, и рыбачить здесь — одно удовольствие», — рассказывает он.

У большинства владельцев небольших прудов дела идут более или менее хорошо. Но не у всех. Так, Борис Гловацкий, предприниматель из г. Острога Ровенской области, уверяет, что «водоем, который он арендовал некоторое время назад, прибыли не приносит, и дела там идут — никак». Одна из причин — неплатежеспобность населения, к тому же воровство и другие трудности (болезни рыбы, необходимость тратить средства на корма). Эту услугу непросто «раскрутить» в местах, где нет бизнесменов и не бывает корпоративных тусовок. Начиналось же все, как рассказывает предприниматель, довольно радужно: «Пруд взяли в аренду, чтобы проверить рентабельность бизнеса, у одного из арендаторов имелся небольшой опыт. Теоретические подсчеты сулили, как минимум, 1000% прибыли. Если б всё удалось, обсуждался бы вопрос выкупа земли водного фонда». Путей развития было два: сдавать водоем под лов (по билетам и т. п.) и развивать небольшую базу отдыха или разводить промышленные породы (карпа, толстолобика, белого амура) для последующей реализации через торговую сеть. Выбрали второй вариант. Я выступал в роли «денежного мешка». Вложено было около 1000 долларов на закупку малька и на расходы. Делать ничего не пришлось — пруд площадью 2,7 га был готов к зарыблению полностью. Договор аренды заключили на 10 лет без особых трудностей под 40 долларов в год (действует и сейчас). Поставили сторожевую будку, провели свет, набрали штат охранников. Разводить решили карпа, толстолобика, белого амура и дикую рыбу — карася, окуня. За рыбой ухаживать особенно не пришлось — ее нужно кормить, проверять кислотность воды и на болезни. Основная трудность — сберечь малька от краж, дать ему вырасти до товарного вида (700–1000 г), и главное — найти куда продать рыбу оптом по интересующей цене (1,3 доллара за 1 кг). При этом затраты получаются следующие: закупка малька (2 доллара за 1 кг), кормов, оплата сторожам. Все остальное было не обязательным, в лишних клиентах мы не нуждались, пытаясь сберечь свой товар (за билет в 1 доллар можно поймать рыбы на 10 долларов, клев из-за большой ее плотности — сумасшедший). Подобных проектов в этом районе действовало около 10, явно удавшимся можно было назвать только один. Причинами успеха Борис называет большую площадь (28 га), хорошую структуру грунта, остаток рыбы от прошлых хозяев. «Остальные пошли по нашему пути, но чтобы кто-то разбогател — не слышал… На сегодня я зарабатываю в другом бизнесе от 50 до 300 долларов в день и согласен этим заниматься, если только пруд будет давать столько же, при одинаковых затратах времени, средств и сил. Когда у меня есть лишняя тысяча долларов, я знаю, как минимум, 5 способов, где ее применить, чтобы она заработала хотя бы 100 долларов в неделю без особых потерь времени и сил», — подводит итог Борис Гловацкий.

Хлопоты другого уровня связаны с так называемым макси-вариантом, когда на базе водоема (естественного или искусственного) создают настоящий рыбацкий аттракцион. Место, где можно не только поймать рыбу, но и отдохнуть душой и телом. Рыбой занимается рыбовод-профессионал, а досуг организует обслуга: повара, официанты, банщики. На территории «Рыбацкой деревни на Дубешне», помимо водоема площадью 6 га, береговая линия которого оборудована рыбацкими мостиками, беседками и мангалами, построены трактир, дома для проживания, бани, пейнтбольная площадка, тир, действует прокат спортивного автомобиля багги. В «Рыбацкой деревне» на ВВЦ отапливаемые домики и сауна стилизованы под соответствующую тематику, зимой действует каток, а летом — открытое кафе со сценой. Инвестиции отличаются от мини-варианта на порядок: 50–70 тысяч уйдет только на подготовку платформы без дополнительной инфраструктуры (на оформление документов, очистку водоема, закупку помпы, зарыбление). Окупится такое предприятие минимум через 2–3 года. Прогнозы некоторых экспертов еще менее оптимистичны. И. Мищенков, генеральный директор комплекса отдыха «Рыбацкая деревня» на ВВЦ, оценивает время окупаемости в 5–8 лет. По его мнению, это обычный срок для предприятия с высоким уровнем обслуживания, удобным подъездом, сложившейся репутацией. Прибыль круглый год приносит далеко не каждый платный пруд, но зато, если удастся, доход будет значительным.

Рыбак рыбака зовет издалека

Как же распределяются вложения? На первом месте находится обустройство пруда. Чтобы водоем просуществовал не один год, затраты на полный комплекс необходимых работ должны составлять порядка 8 долларов на 1 кв. м. Небольшой пруд имеет свои преимущества — понадобится гораздо меньше средств, чтобы облагородить водоем, сделать его пригодным для жизни рыб.

За шесть лет существования «Рыбацкой деревни» озеро углубили с метра до четырех. «Стояло себе болотце с лягушками, — вспоминает И. Мищенков. — Сделали ложе пруда, создали проточность, поставили очистные сооружения, завезли рыбу. Теперь прекрасно себя чувствует форель, что является для нас критерием успеха». В общем, строили капитально, как признается Николай Бородин. И, судя по отзывам видавших виды рыболовов из Финляндии, Австрии и других стран, команде удалось достичь «европейского уровня».

Следующий этап — зарыбление. Выбор рыбы зависит от потенциальной клиентуры и, разумеется, от природных условий и средств, которые вы готовы вложить, чтобы обеспечить своему основному товару хорошие условия для существования и размножения. В такие пруды запускают щуку, форель, судак — рыбу дорогую и привередливую. Поэтому основной штатной единицей рыболовного хозяйства является опытный рыбовод. Выбором пород, поставками подращенной рыбы, а также уходом за ней в «Рыбацкой деревне» занимается Павел Терентьев. Он заключает договоры с рыбхозами, подбирает рыбу определенного «товарного» веса, достаточно взрослую и интересную для рыбака. Осетр и форель содержатся в специальных садках, из которых часть выпускают в пруд, а часть отправляют в ресторан. Выловленную рыбу постоянно учитывают и запасы пополняют. В летние месяцы, по словам Н. Бородина, в сельской местности расход корма существенно снижается: достаточную пищу обеспечивает прикормка, которой, в свою очередь, за дополнительную плату снабжают рыбаков.

Один килограмм карпа стоит 50–80 рублей. Килограмм форели, достигшей 200 г, стоит около 180 рублей, втрое дороже карпа, зато и растет она гораздо быстрее. «Овес» для форели нынче так же дорог, как и сама рыбка: корма идут по цене 1 доллар за кг. Основные затраты рыбного предпринимателя связаны с прикормом и перевозкой рыбы и мальков. Мальков надо привозить примерно два-три раза в месяц. Прикорм приходится покупать чаще.

Перевозят рыбу в специальных рыбовозках — живорыбицах, цена таких машин 70–100 тысяч долларов, альтернатива — 200-литровые баки, стоимостью около 4 тысяч долларов. Ловля на удочку — далеко не единственный способ извлечения прибыли. Во-первых, рыбу можно разводить на продажу или подавать в своем же ресторане. В несезонное время, когда наступают холода (любителей подледной и холодной рыбалки много меньше, чем жаждущих отдохнуть летом), можно развивать такие направления, как школа рыбалки, пейнтбольные бои. Соревнования и другие конкурсы — важный инструмент удержания клиентуры. Именно несезон станет настоящей проверкой для нового предприятия. Кроме того, надо постоянно следить за своим хозяйством, обеспечивать должную охрану, потому что воровство — проблема номер один. В Твери с двумя прудами справляются один сторож и специально обученные собаки. В рыбхозах, где выращивают особо ценные породы, штат охранников нередко достигает 10–20 человек!

Итак, предприятие может оказывать следующие услуги: непосредственное обслуживание рыбаков, ресторан, «зарыбление» водоемов, продажа живой рыбы с доставкой до потребителя, кэтеринг, помощь другим хозяйствам при перевозке живой рыбы специальным автотранспортом, если уж вы полностью вложились в инфрастуктуру. Есть даже такая экзотическая услуга как дежурство над поплавком. Пока клиент «отрывается» со своей дружной компанией, сторожит поклевки мальчик.
Летом и ранней осенью, по словам Николая Бородина, рыбачат до 150–200 человек, некоторые корпоративные вечеринки собирают до 300 клиентов. В Тверской области посещаемость скромнее: 15–20 человек, но и арендные ставки ниже. Основной поток дает «сарафанное радио»: клиент, поймавший хорошую форель, приводит друзей. Поэтому основные инвестиции вкладываются в развитие сервиса. Какие же устанавливать цены на рыбу и ловлю? Главный принцип: цена дневной лицензии должна быть не ниже стоимости пойманной рыбы. Где-то за рыбу берут дополнительные деньги, где-то ставят условием приготовление ее в ресторане. В «Рыбацкой деревне на Дубешне» путевки продают по клубному принципу: исключительная (2700 рублей), спортивная (1000), в будни (500). Самая дорогая из них — «исключительная», позволяет находиться на водоеме весь световой день, ловить в эксклюзивных местах; в стоимость входят 6 кг выловленной рыбы. Вход в зону рыбалки у тверского предпринимателя Владимира Смирнова стоит 100 рублей, далее рыбак платит за каждый килограмм рыбы: окуня 30 рублей, карася — 50, щуки — 60, судака — 70 рублей. В «Рыбацкой деревне» путевка стоит 200–300 рублей, прейскурант на пойманную рыбу — отдельный.

Средний чек отдыхающего в Подмосковье рыбака составляет 50–100 долларов за рыбалку и 50–150 долларов за проживание, аренду лодок, мангала и услуги. В регионах эти суммы покажутся астрономическими, однако демпинговать тоже не следует. Рыбалка по принципу гарантированного клева ориентирована на клиента с доходами выше среднего уровня. На тех, кто любит рыбачить, отдыхать, а ехать за 300 км от работы просто не в состоянии.

Рыбалка в Англии

Рыбалка в Англии — национальное развлечение. В дорогих частных школах даже существует такой предмет в старших классах. На каждом озере или речушке можно встретить человека с удочкой. В глаза бросается огромное количество снаряжения у местных рыболовов, которое они носят с собой постоянно. Между прочим, вся пойманная рыба, за небольшим исключением, выпускается.
Рыбалка не бесплатна. Чтобы закинуть удочку, необходимо приобрести лицензию на ловлю рыбы в пресной воде (примерно 25 фунтов за год или 3 фунта за день). Эти деньги идут в организации, которые заботятся о дикой природе. Так, за последний год в г. Шеффилде потратили на очистку реки Дон несколько миллионов фунтов, полученных за лицензии. На лицензии даже есть лозунг: «Fishing for better environment».
Кроме того, нужно также купить у владельца водоема билет, дающий право на ловлю рыбы в его владениях. Очень часто на озере стоит обычный аппарат, вроде тех, что используются на автомобильных парковках. Рыбалка без билета приравнивается к мелкому воровству и сурово наказывается. Билет на день стоит от 1–2 фунтов на простеньких водоемах без искусственно разводимой рыбы до 200–300 фунтов на северных реках Шотландии, где семга сама прыгает в садок к рыболову. Существует много гостиниц на 1–2 номера с небольшим прудиком, где можно посидеть с удочкой в свое удовольствие. Червяков и другую приманку покупают прямо у хозяина постоялого двора. Единственная трудность: номер в такой гостинице надо бронировать за несколько месяцев — слишком много желающих.
С собой позволяется брать только некоторые виды рыб, но обычно за отдельную плату. Так что улов хранят в садке до конца рыбалки, а потом выпускают. Крупную рыбу взвешивают, фотографируют, показывают соседям-рыбакам, сбрызгивают обезболивающим раствором и… тут же пускают на волю.
Для тех, кто считает, что рыбалка заканчивается тогда, когда рыба подается на стол, — существует морской лов. Использовать можно любые снасти (вплоть до сетей), разрешается уносить рыбу с собой, и даже лицензию покупать не нужно.

Источник: http://www.planagro.ru/biznes-plan-organizacii-platnoy-rybalki.html

Наши рекомендации