Факторный анализ рентабельности активов коммерческой организации

Рентабельность представляет собой характеристику эффективности хозяйственной деятельности, которая отражается в виде относительных величин – показателей. На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных и коммерческих факторов: уровень организации производства и управления; структура активов и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и продажу; конъюнктура рынка, а также другие факторы.

Особенность показателей рентабельности в том, что в качестве результата хозяйственной деятельности в расчет принимается прибыль: валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Величина прибыли может соотноситься с величиной активов, собственного капитала, доходов и расходов организации.

Для исчисления рентабельности активов организации может использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, а также чистая прибыль (см. таблицу 3.5).

Таблица 3.5 – Показатели рентабельности активов

Формула для расчета коэффициента рентабельности активов организации Условные обозначения Экономическое содержание
  Ra = Пв / Аср Пв – валовая прибыль Аср – среднегодовая стоимость имущества (активов) Сколько валовой прибыли приходится на один рубль активов организации
  Ra = Пп / Аср   Пв – прибыль от продаж Сколько прибыли от продаж приходится на один рубль активов
  Ra = Пч / Аср   Пв – чистая прибыль Сколько чистой прибыли приходится на один рубль активов

Коэффициент рентабельности собственного капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала организации.

Ra = Пч / СК

Коэффициент рентабельности собственного капитала важен при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже. Рентабельность может выражаться не только в виде коэффициента, но и в виде процентов. В этом случае необходимо значение коэффициента умножить на 100%.

Формула расчета рентабельности активов отличается от рентабельности собственного капитала величиной знаменателя. В первом случае оцениваются все источники финансирования, в том числе заемные, а во втором случае – лишь собственные источники средств. Если заемный капитал приносит больше прибыли, чем уплата процентов за эти заемные средства, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Когда рентабельность активов меньше, чем проценты уплаченные по счетам заемных средств, то деятельность организации по привлечению денежных ресурсов оценивается отрицательно.

Прибыль организации, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля прибыли в выручке от продажи, т.е. имеется прямая связь между рентабельностью продаж и коэффициентом оборачиваемости активов.

Ra = Rпр * Коб

Где, Rпр – коэффициент рентабельности продаж, исчисляемый как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж (Rпр = Пп / Вп);

Коб – коэффициент оборачиваемости, исчисляемый как отношение выручки от продаж к среднегодовой стоимости активов (Коб = Вп / Аср).

Приведенная формула зависимости указанных показателей прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота хозяйственных средств. В свою очередь оборачиваемость активов зависит от того, насколько рациональна структура имущества, имеются ли сверхнормативные запасы, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и т.п. Рассмотрим на конкретном примере (см. таблицу 3.6).

Таблица 3.6 – Сведения для факторного анализа активов организации

Наименование показателей Прошлый год Отчетный год Отклонение (+, -)
1. Выручка от продаж (нетто), т.р. + 12355
2.Прибыль от продаж, т.р. + 1890
3. Среднегодовая стоимость активов, т.р.      
4. Рентабельность продаж, % (2:1*100) 9,844 11,196 + 1,352
5. Коэффициент оборачиваемости активов (1:3)   1,102   1,110   + 0,008
6. Рентабельность активов, % (2:3*100) 10,843 12,425 + 1,582

Данные таблицы свидетельствуют о том, что рентабельность активов организации повысилась по сравнению с прошлым годом на 1,582 процентных пункта. Это произошло в результате воздействия двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Степень влияния каждого фактора определим следующими расчетами.

1. Влияние изменения рентабельности продаж

∆1 Ra = (Rпр1 - Rпр0) * Коб0 = (11,196 – 9,844) 1,102 = 1,490 %

2. Влияние изменения оборачиваемости активов

∆2 Ra = Rпр1 (Коб1 – Коб0) = 11,196 (1.110 – 1.102) = 0,092 %

3. Проверка: общая сумма влияния двух факторов составляет:

1,490 + 0,092 = 1.582 %

Таким образом, увеличение рентабельности продаж привело к росту рентабельности активов на 1,490 %. Ускорение оборачиваемости средств также привело к росту уровня рентабельности активов на 0.092 %. Суммарное увеличение рентабельности активов составило 1, 582%.

Наши рекомендации