Контртеррористический комитет Совета Безопасности («КТК», «СТС»). 2 страница
Среди обсуждавшихся на XI международном криминологическом конгрессе была проблема интернационализации преступности и унификации способов совершения преступлений. Хорошо это или плохо с позиции органов, ведущих борьбу с преступностью? Как показывает мировая практика, процесс интернационализации преступности приводит к совершенствованию способов совершения преступлений, способствует сближению национальных преступных группировок. Однако, с другой стороны, при надлежаще налаженной системе сотрудничества соответствующих правоохранительных органов задача выявления, расследования и предупреждения преступлений существенно упрощается. Особенно эффективно и реально осуществимо, как отмечалось на конгрессе, сотрудничество в борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками, экономическими преступлениями, преступлениями в области охраны окружающей среды.
Большое значение в деятельности МКО придается организации и проведению международных криминологических курсов. Цель данных курсов, направленных на углубление знаний в области криминологии, заключается в том, чтобы поощрить развитие криминологии в различных регионах мира, в периоды между конгрессами оперативно обмениваться новыми знаниями о преступности и методами борьбы с ней. Курсы обычно проходят в университетах по инициативе руководства МКО или местных властей страны-организатора. Содержание работы курсов таково, что они рассчитаны как на академическую аудиторию, так и на практических работников. С лекциями на курсах выступают наиболее известные ученые и практические работники из разных стран. За время своего существования МКО провело 47 международных курсов практически на всех континентах - в Европе, Азии, Африке. Первые курсы были проведены в Париже в 1952 г.
А 16-й Мировой Конгресс Международного Криминологического Общества (5-9 августа 2011) состоялся в г. Кобе (Япония).
Что касается тематики Конгресса, то обращает внимание большое количество выступлений о подростково-молодежной преступности, делинквентности и соответствующих мерах социального контроля. Много сессий было посвящено сексуальным преступлениям. Неожиданно много сессий и докладов были по клинической криминологии и психологии преступности.
Продолжилась устойчивая тенденция преобладания выступлений по проблемам социального контроля над преступностью и ее видами (от превенции и «community policing» до тюремных проблем и смертной казни, увы, актуальной в странах Юго-Восточной Азии).
Аналогичную двум вышеперечисленным организациям работу по своему профилю проводят Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
§ 3. Направления, задачи и формы сотрудничества структурных подразделений СНГ участвующих в борьбе с преступностью.
Сотрудничество в сфере борьбы с преступностью в рамках СНГ осуществляется по нескольким приоритетным направлениям:
1. В сфере борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических средств.
2. В сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
3. В сфере миграции и борьбы с торговлей людьми.
На территориях государств – участников СНГ продолжается рост масштабов угрозы, исходящей от организованной транснациональной преступности, которая нередко связана с терроризмом, а также является одним из источников финансирования террористов. Активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом. Существует тенденция к усилению влияния криминальных групп на различные виды бизнеса не только внутри стран, но и за рубежом.
С принятием главами государств СНГ в 1996 году Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территориях государств – участников СНГ и последующих аналогичных программ сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный, динамичный характер.
Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, преступностью, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Принят ряд конвенций, в том числе базовый документ – Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В настоящее время по пяти наиболее актуальным направлениям совместного противодействия преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции и торговле людьми создана комплексная правовая база сотрудничества в виде концепций, международных договоров, межгосударственных программ.
Существенно расширена международно-правовая база участия государств – участников СНГ в международном сотрудничестве путем присоединения их к основным договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также Совета Европы.
В соответствии с программами проводятся совместные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по розыску преступников, противодействию незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, нелегальной миграции, по пресечению контрабанды сырьевых ресурсов и культурных ценностей, деятельности международных преступных группировок на транспорте и т. д.
Активно реализуются совместные мероприятия по противодействию преступности в приграничных регионах государств – участников СНГ.
Создан и функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств – участников СНГ.
Осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств – участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.
В последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких, как сокрытие и занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами.
Особую тревогу вызывают негативные процессы, происходящие в последнее время в сфере трансграничного оборота обычного оружия. В частности, террористическими организациями довольно активно используется одна из новых форм международного военно-технического сотрудничества, как заключение так называемых "коммерческих" контрактов на экспорт оружия. В этом случае выявление конечных потребителей оружия бывает весьма затруднительно, что создает реальные условия для оседания части вооружений или денежных средств у неизвестных посредников из негосударственных структур. Подобные операции предоставляют возможность террористическим организациям получать финансовые средства и отдельные виды вооружения, которые могут быть использованы как в зонах вооруженных конфликтов, так и для совершения террористических акций. Вопросы развития сотрудничества в сфере борьбы с трансграничным оборотом оружия требуют дополнительных усилий действующих в настоящее время советов правоохранительной направленности. Главами государств СНГ подписано предусмотренное Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, которое призвано создать условия для более эффективного взаимодействия правоохранительных органов государств – участников СНГ в этой сфере. Также полезной будет реализация принятой Советом глав правительств СНГ Концепции единой системы маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия государств – участников СНГ.
В условиях финансовой глобализации и интернационализации преступности борьба с коррупцией невозможна без координирования усилий в противодействии легализации криминальных средств в международном масштабе. Меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с многосторонними усилиями и действиями. Только такое сочетание может дать желаемый эффект и не позволить преступным капиталам свободно перетекать. Это, согласно документам ООН и ее специализированных учреждений, требует принятия государствами – участниками СНГ надлежащих совместных мер и создания адекватных регламентационных механизмов. В этой связи в соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 годы разработаны и находятся в стадии согласования проект Соглашения о сотрудничестве в борьбе с коррупцией, а также проект Соглашения об образовании Межгосударственного совета о противодействии коррупции.
Целью такого межгосударственного сотрудничества является совместная защита интересов человека, общества и государств – участников СНГ в информационной сфере.
Сотрудничество государств – участников СНГ в борьбе с преступностью осуществляется на основе принципов:
уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, норм и принципов международного права;
укрепления доверия между компетентными органами государств –участников СНГ;
приоритета защиты прав и свобод человека;
равноправия сторон.
Задачи по противодействию преступности направлены прежде всего на борьбу с:
- терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;
- "заказными" и серийными убийствами;
- похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;
- наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;
- незаконным пересечением государственной границы государств –участников СНГ террористическими группами и другими преступными элементами;
- незаконной миграцией;
- фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб государствам – участникам СНГ;
- преступлениями, связанными с незаконным производством и оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;
- незаконным производством и оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- преступлениями в сфере интеллектуальной собственности;
- преступлениями в сфере компьютерной информации;
- взяточничеством, подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений государств – участников СНГ;
- нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы государств – участников СНГ;
- преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб государствам – участникам СНГ;
- преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;
- нелегальным алкогольным, антикварным, игорным бизнесом, а также порнографией и проституцией;
- любыми преступлениями, совершаемыми преступниками - "гастролерами", действующими на территориях государств – участников СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи;
- нелегальным автомобильным бизнесом и иными преступными посягательствами на автотранспортные средства.
Основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются:
- совместный анализ состояния, структуры, динамики и последствий транснациональной преступности, результатов работы по выявлению, предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений, исполнению наказаний;
- выполнение, в пределах своей компетенции, совместных программ борьбы с преступностью, ее отдельными видами;
- совместные следственные, оперативно-разыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий;
- обобщение практики исполнения межгосударственных договоров, принятых в рамках СНГ;
- подготовка информации о борьбе с преступностью Совету глав государств, другим органам СНГ, а также органам государственной власти государств – участников СНГ;
- разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности государств – участников СНГ в борьбе с преступностью, в том числе по вопросам передачи уголовного преследования;
- изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с преступностью, распространение опыта в этой области;
- создание правовой основы упрощенного порядка выдачи лиц, совершивших преступления;
- сотрудничество в области защиты прав потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса;
- согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем государств – участников СНГ;
- профессиональная подготовка и переподготовка кадров государств –участников СНГ;
- разработка, изготовление, производство и поставка для нужд компетентных органов государств – участников СНГ криминалистической техники и специальных средств.
Основными формами сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с преступностью являются:
а) осуществление совместных следственных, оперативно-разыскных действий и иных мероприятий на территориях государств-участников СНГ;
б) оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками компетентных органов другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников. Это содействие выражается в форме предоставления другой стороне транспортных средств, криминалистической техники, связи, оргтехники, необходимой оперативной информации, организации работы переводчиков, экспертов, осуществления иных конкретных мероприятий;
в) обмен информацией и опытом работы компетентных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;
г) выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств – участников СНГ;
д) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;
е) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств – участников СНГ;
ж) проведение совместных научных исследований;
з) сотрудничество компетентных органов государств – участников СНГ в международных организациях;
и) сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;
к) развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.
Борьба с наркобизнесом
Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности за 2010 год свидетельствует о том, что в сфере наркопотребления происходит переход на новые наркотики и новые рынки: сокращается культивирование опиумного мака и коки; производство героина, а потребление синтетических наркотиков приобрело более широкие масштабы, чем потребление опиатов и кокаина вместе взятых.
Сотрудничество государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основе концепции, соглашения, среднесрочных программ. Главами государств СНГ 10 декабря 2010 года утверждена Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011–2013 годы.
Сотрудничество осуществляется на основе принципов:
уважения суверенитета государств – участников СНГ и их национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, равноправия сторон;
приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина;
признания координирующей роли межгосударственных органов СНГ и выполнения принятых ими решений;
создания в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств – участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий в этом направлении.
Задачами сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками, являются:
выработка и реализация согласованной политики и совместных мер борьбы, координация деятельности компетентных органов государств –участников СНГ в этой области;
создание единого правового пространства в данной сфере;
повышение эффективности сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ в предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, розыске и выдаче лиц, их совершивших.
Основными направлениями сотрудничества являются:
совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
разработка и реализация совместных программ и планов противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
осуществление согласованных мер для выполнения положений конвенций ООН, других международных договоров, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
мониторинг, анализ и прогнозирование наркоситуации, разработка системы мер противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;
совершенствование приграничного сотрудничества в пресечении контрабанды наркотиков и прекурсоров, а также их незаконного транзита через территории государств – участников СНГ;
подготовка и переподготовка кадров и специалистов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
разработка, производство и поставка компетентным органам государств – участников СНГ специальных средств, техники и оборудования.
Основные формы сотрудничества предусматривают:
обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии наркопреступности, новыми образцами наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте, информацией для пополнения единого банка данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
проведение совместных следственных действий, специальных операций, оперативно-профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, в том числе с использованием метода контролируемой поставки, и оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам, создание и укрепление специализированных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оснащение их современными приборами обнаружения и идентификации;
осуществление анализа состояния, структуры, динамики и последствий незаконного оборота наркотиков и прекурсоров, результатов работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ним, выработка на его основе рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования, форм и методов совместной деятельности;
проведение скоординированной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров в рамках соответствующих международных организаций;
разработка и принятие согласованных мер, препятствующих использованию банковских, коммерческих и других структур для легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков и прекурсоров;
совместное использование новейших научно-технических достижений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
обмен нормативными правовыми актами и методическими пособиями;
проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
обмен опытом работы компетентных органов государств – участников СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций и совещаний;
осуществление совместных мероприятий по выявлению и уничтожению незаконных посевов наркосодержащих культур;
разработка и принятие согласованных мер профилактики злоупотребления наркотиками;
формулирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование методики и тактики сотрудничества с ними в профилактике злоупотребления наркотиками;
развитие системы реабилитационных центров, осуществление совместных разработок и производств новых лекарственных препаратов, современного медицинского оборудования для лечения больных наркоманией.
Информационное и научное обеспечение включает:
проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также в противодействии наркомании;
создание специализированных банков данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
разработку методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также противодействия наркомании, в том числе по совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере;
проведение информационно-профилактической и информационно-правовой работы по противодействию распространению наркомании;
совместную разработку единых информационно-аналитических методик, обеспечивающих сопоставимость уголовно-статистической и иной информации;
разработку механизма предоставления пользователям в согласованных объемах и формах информации о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.
Механизм реализации сотрудничества предусматривает:
выработку согласованных подходов к вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками;
выполнение положений договоров, заключенных в рамках СНГ;
принятие и выполнение программ совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
координацию деятельности правоохранительных органов государств – участников СНГ по противодействию незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
подготовку информационных материалов Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств.
Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляются Исполнительным комитетом СНГ.
Борьба с киберпреступлениями
Одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса является стремительное развитие и повсеместное внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий. Проникая во все области человеческой деятельности, они формируют глобальную информационную сферу, представляющую собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Эта сфера, по сути, является системообразующим фактором жизнедеятельности общества и уже сегодня активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, экологической, социальной и других составляющих безопасности государств – участников СНГ.
В этой связи государства – участники СНГ сотрудничают в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации.
Первого июня 2000 года ими было подписано соглашение, где в соответствии с национальным законодательством в качестве уголовно наказуемых были определены следующие деяния, если они совершены умышленно:
а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;
б) создание, использование или распространение вредоносных программ;
в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;
г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.
При этом определение понятий "существенный вред", "тяжкие последствия" и "существенный ущерб" относится к компетенции сотрудничающих сторон.
Сотрудничество между государствами непосредственно реализуется их компетентными органами.
Такое сотрудничество осуществляется в формах:
а) обмена информацией, в том числе:
- о готовящихся или совершенных преступлениях в сфере компьютерной информации и причастных к ним физических и юридических лицах;
- о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере;
- о способах совершения преступлений в сфере компьютерной информации;
- о национальном законодательстве и международных договорах, регулирующих вопросы предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации;
б) исполнения запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также процессуальных действий в соответствии с международными договорами о правовой помощи;
в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;
г) оказания содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров и учебных курсов;
д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;
е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации;
ж) обмена нормативными правовыми актами, научно-технической литературой по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации;
з) в других взаимоприемлемых формах.
В настоящее время в рамках СНГ реализуется Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и проект Комплексного плана мероприятий по ее реализации.
Целью такого межгосударственного сотрудничества является совместная защита интересов человека, общества и государств – участников СНГ в информационной сфере.
Практические мероприятия по реализации сотрудничества планируется осуществлять в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, разработке и производстве соответствующих средств защиты информации, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам. В частности, планируется обеспечить:
согласованную разработку международных договоров, национальных нормативных правовых актов и нормативно-методических документов, регламентирующих отношения и действия субъектов в информационной сфере;
разработку правовых механизмов недопущения в СНГ противозаконных информационных воздействий на сознание личности и общества;
активизацию деятельности компетентных правоохранительных органов государств – участников СНГ по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере;
законодательное стимулирование развития производства в государствах – участниках СНГ средств информатизации и, в первую очередь, средств защиты информации;