ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки

Деятельность оптовых ярмарок

Оптовая ярмарка— самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех производителей-продавцов и покупателей. Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с целью заключения договоров купли-продажи по выстав­ляемым образцам и формирования региональных, межрегио­нальных и межгосударственных хозяйственных связей.

В настоящее время правовой статус ярмарок и процедура их проведения не урегулированы отдельным законом. Традиционно ярмарки организуются следующим образом:

1) центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет;

2) в ярмарочный комитет входят представители органов управ­ления промышленности и торговли;

3) комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки — дирекцию, арбитраж, отделы;

4) дирекция решает вопросы непосредственной организации
и управления деятельностью ярмарки, определяет сроки про­
ведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взно­
сов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает
график мероприятий, анонсирует проведение ярмарки в СМИ.
После всего этого в течение определенного срока в определен­
ном месте проводится работа ярмарки, в ходе которой устанавли­
ваются прямые связи между продавцами и покупателями, а также
посредническими организациями, в сжатые сроки устанавли­
ваются многочисленные договорно-хозяйственные связи, реша­
ются вопросы сбыта и снабжения, осуществляется купля-прода­
жа товара, демонстрируются образцы большого количества
товаров самых разных отраслей экономики.

Задачами оптовых ярмарок являются:

1) усиление влияния торговли на формирование планов произ­водства товаров;

2) воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров;

3) внедрение в производство новых изделий;

4) снабжение розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций и с учетом покупательского спроса.

Признаки оптовых ярмарок:

1) эпизодический характер;

2) предварительно установленные сроки проведения ярмарок;

3) определенное место проведения ярмарки;

4) ведение торговли в форме гласного публичного торга;

5) торговля товарами осуществляется по образцам, стандар­там, сертификатам, каталогам и описаниям.

По масштабу своей деятельности оптовые ярмарки могут быть:

1) международные;

2) общероссийские;

3) региональные;

4) местные;

5) отраслевые;

6) межотраслевые.

По товарной специализации ярмарки делятся на:

1) универсальные;

2) специализированные.

Выставки

Выставка— это публичная демонстрация достижения тех или иных отраслей материальной или духовной сферы общества, основная цель которой — обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы. Функ­ции выставки заключаются в том, что на выставках проводятся маркетинговые исследования в конкретном сегменте рынка, презентации собственной продукции, обмен информацией между юридическими лицами, а также заключаются договоры по сбыту своей продукции, технологии производства товаров.

Выставки классифицируются:

1) по географическому составу экспонатов;

2) по тематическому (отраслевому) признаку;

3) по значимости мероприятия для экономики;

4) по времени функционирования:

а) постоянные;

б) временные;

5) по территории:

а) национальные;

б) международные;

6) общеотраслевые и специализированные.

Субъектами выставочно-ярмарочной деятельности являются:

1) экспонент — представитель продукции, действующий с целью поиска ее покупателей либо поиска партнеров для совместной деятельности; государство участвует в выставочной деятель­ности в качестве экспонента оружия;

2) выставочное предприятие (организатор) — юридическое лицо, которое занимается организацией и проведением выста­вок либо отдельных экспозиций;

3) посетители — это специалисты, которые преследуют свои профессиональные или коммерческие интересы. Организаторами направляется информация о проведении

выставки, которая называется безотзывной офертой.Она носит адресный характер и сообщается в прессе, в нее включаются все существенные условия. Участие в выставке осуществляется на основании заявки, оформление которой называется акцептом. Экспонент обязан уплатить обязательный регистрационный сбор. При отказе от участия сбор возврату не подлежит. Предме­том договора является выставочная площадь. Выставочное предприятие представляет экспоненту на период монтажа, демонтажа, работы оборудование в состоянии, пригодном для использования в указанных целях. Приемка и сдача арендуемой площади оформляется актами, которые подписываются уполно­моченными на то лицами сторон.

Существенными условиями договора выставочно-ярмарочного обслуживания являются:

1) сроки проведения выставки;

2) предоставление площади, которая подразделяется на не­оборудованную и оборудованную стену под ключ. Определя­ется минимальный размер сдаваемой в аренду площади, при

этом выставочная площадь, не занятая экспонентом за 24 ч до открытия выставки, рассматривается как свободная; 3) страхование выставочным предприятием сдаваемых в арен­ду помещений, осуществляемое за счет экспонента. Это обязательное условие.

Экспонент обязан:

1) обеспечить доступ к экспонатам выставки;

2) сохранить экспонаты, которые не могут быть вынесены или убраны, проданы до окончания выставки. Экспонент осуществляет все виды рекламной деятельности,

но только в пределах арендуемого стенда и в соответствии с тема­тикой выставки. Если экспонент отказывается от дополнитель­ных услуг, то он обязан возместить сумму расходов, а при отказе от заказанного персонала — выплачивает неустойку. Экспонент имеет право сократить площадь выставки либо отказаться от участия в ней, при этом он обязан оплатить неустойку:

1) если он отказался за 2 месяца до начала выставки — 50%;

2) если он отказался за 1 месяц до начала выставки — 100%. Демонтаж выставки должен быть осуществлен в договорные

сроки, в противном случае выставочное предприятие освобож­дает выставочную площадь за счет экспонента, не неся при этом ответственности за причиненный экспоненту ущерб, и взыски­вает неустойку в трехкратном размере арендной платы.

Организатор выставки:

1) в указанный срок предоставляет площадь или стенд;

2) самостоятельно проводит инженерные и другие виды услуг, работ;

3) страхует сданные в аренду площади;

4) обеспечивает временную охрану. Если изменяются сроки проведения выставки или выставка

отменена, а организатор предупредил об этом за 3 месяца, то он освобождается от ответственности. Также выставочное пред­приятие не несет ответственности в случае обстоятельств форс-мажора.

Наши рекомендации