Мнимая и притворная сделка
Субъект вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов договорных отношений. На этом и построен метод замены отношений, т. е. операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на другую, позволяющую достичь примерно ту же цель и при этом иметь «облегченный» вариант налогообложения.
Виды сделок, которые привлекают внимание налогового инспектора:
• нетипичные сделки, особенно с фирмами, имеющими льготный режим налогообложения;
• сделки, сущность которых противоречит их форме;
• сделки, исполненные нетипичным для данного хозяйствующего субъекта способом и, особенно, происшедшие в конце налогового (отчетного) периода;
• значительная доля сделок с некоторыми контрагентами в ущерб другим;
• явно убыточные сделки;
• сделки, в которых цена превышает рыночную.
Относительно сделок, сущность которых противоречит их форме,
можно привести следующий пример. Организация приобретает у гражданина имущество в виде печатных материалов (отчет, чертеж, программа), принадлежащие этому лицу на праве собственности. По договору купли-продажи (в отличие от договора подряда на выполнение подобных работ) у организации не возникает объекта обложения ЕСН, а гражданин даже имеет право на применение имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц. То есть сумма в пределах 125 тыс. руб. в год вообще не затрагивает чистого располагаемого дохода данного гражданина.
При всем том необходимо учитывать, что нормы законодательства (ст. 11 НК, ст. 23 ГК) в части налогообложения индивидуальных предпринимателей применяются не только к физическим лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей без образования юридического лица, но и к лицам, фактически осуществляющим предпринимательскую деятельность. Тем самым систематическая деятельность от продажи имущества может рассматриваться как предпринимательская, и поэтому лиц, занимающихся ею, налоговые органы вправе принудительно привлекать к регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти негативные налоговые последствия следует учитывать при минимизации обложения ЕСН в качестве ограничения для замены договоров.
Таким образом, заменяться должны именно правоотношения (права и обязанности) и все существенные условия договора, а не только формальная сторона сделки. Замене подлежит весь договор, и все фактические действия сторон должны свидетельствовать об исполнении нового, измененного соглашения. То есть замена не должна содержать признаков притворности, мнимостиили фиктивности. Иначе налоговые органы в судебном порядке могут провести переквалификациюсделки и использовать порядок налогообложения, соответствующий фактическому содержанию операции.
Каждая сделка, создающая налоговые преимущества, является недействительной, если она не достигает деловой цели.
Любой договор — это сделка, а правила о признании сделок недействительными регулирует Гражданский кодекс (ГК). Недействительные сделки могут быть оспоримыми и ничтожными (ст. 166 ГК). Любая недействительная сделка влечет за собой одинаковые последствия— субъекты возвращаются в исходное состояние, бывшее до заключения такой сделки. Но если сделка ничтожна, то не нужно доказывать ее недействительность — она недействительна в силу закона и признается такой с момента ее заключения. Если же сделка оспорима, то нужно доказывать ее недействительность в суде.
В гражданском законодательстве приведены общие основания для признания сделок недействительными (ст. 168-179 ГК). Но в первую очередь недействительными признаются мнимая и притворная сделки (ст. 170 ГК).
Мнимая сделка — сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Мнимая сделка является ничтожной, т. е. недействительной с момента заключения, независимо от признания ее таковой в суде. Мнимая сделка является таковой независимо от формы ее заключения и фактического исполнения сторонами их обязательств. Последствия мнимой сделки в ст. 170 не определяются, поэтому должны применяться общие правила о последствиях недействительности сделки, установленные ст. 167 ГК.
Притворная сделка — это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Притворная сделка также не направлена на возникновение вытекающих из нее правовых последствий, прикрывает иную волю участников сделки и в силу этого признается ничтожной. В этих случаях применяются правила о сделке, которую участники действительно имели в виду (если вместо купли-продажи имущества стороны оформили его дарение, подлежат применению правила о договоре купли-продажи и т. д.).
Доказывать мнимый и притворный характер сделки можно с использованием всех допускаемых гражданским процессом доказательств.
С позиций налогоплательщика одна из важных проблем, которая возникает перед ним, — убедить налоговые органы, что представленная схема налогового планирования является логическим продолжением бизнеса, а не разработана специально для ухода от налога. Разумное обоснование схемы не позволит контролирующим органам оспорить всю схему целиком или просто «замучить» налогоплательщика постоянными проверками.
Взаимозависимые лица
Взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы исходя из этой зависимости могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными. В подобных случаях шансов у налогоплательщика выиграть дело значительно меньше, а у налоговых органов — значительно больше.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Пункт 1 ст. 20 Кодекса устанавливает три случая признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами:
1) участие одной из организаций в другой, когда доля такого участия составляет более 20%;
2) зависимость одного лица от другого по должностному положению;
3) брачные отношения, а также отношения родства или свойства. Пункт 2 ст. 20 Кодекса, кроме того, устанавливает:
4) суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Охарактеризуем указанные случаи признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.
Участие одной организации в другой. Вне судебной процедуры взаимная зависимость двух организаций может быть установлена налоговыми органами в том случае, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой не менее чем на 20%.
В ст. 20 Кодекса речь идет только о зависимости организаций при участии одной из них в другой, но не упоминается о возможности участия третьей организации в двух первых. Правила, по которым определяются доли участия организаций, неприменимы в любых ситуациях, где в разветвленных схемах взаимного участия появляются «замкнутые циклы» (например, компания А участвует в компании В, В участвует в С, а последняя участвует в компании А).
Налоговое законодательство отмечает только процентное участие, не принимая во внимание, что возможность давать обязательные для юридического лица указания может вытекать и из иных особенностей его статуса. Возможна ситуация, когда одно общество будет признано дочерним по отношению к другому, но они не будут рассматриваться как взаимозависимые лица с точки зрения Кодекса. Например, снижение доли участия, не связанное с утратой контроля за организацией, может быть осуществлено путем применения простой линейной схемы последовательного участия.1
Взаимная зависимость по формальным признакам не может быть установлена между «неблизкими» родственниками, между двумя лицами, подчиняющимися по должности одному и тому же третьему лицу, между акционерами одной и той же компании и в ряде других случаев. По формальным основаниям не может быть установлена взаимная зависимость: двух «сестринских» (являющихся дочерними по отношению к одной и той же «материнской») компаний; компаний с одними и теми же акционерами; компаний, управляемых одними и теми же лицами; между компанией и ее акционерами.
Регулируя данные отношения, законодатель установил возможность признания лиц взаимозависимыми, четко разделяя их на взаимозависимые юридические лица и взаимозависимые физические лица. Никаких «смешанных цепочек» не предусмотрено. Поэтому если владелец контрольного пакета акций общества с ограниченной ответственностью осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, такой акционер легко может манипулировать ценами в целях снижения налогового бремени. При этом к его отношениям с обществом не будут применяться нормы о взаимозависимости, поскольку он не является юридическим лицом.
В дальнейшем в налоговое законодательство могут быть внесены дополнительные поправки, которые расширят возможности установления взаимной зависимости на основе формальных признаков и детализируют правила расчета долей косвенного участия. Поэтому в настоящее время налогоплательщикам следует учитывать возможные риски при заключении договоров и соглашений.
Это тем более актуально, что во всех приведенных случаях, когда формальные признаки не позволяют установить взаимную зависимость, суды, скорее всего, согласятся с налоговыми органами и признают взаимную зависимость, что может повлечь масштабное доначисление налогов.
Зависимость по должностному положению. Подчинение одного физического лица другому по должностному положению, бесспорно, может образовать отношения взаимозависимости между ними. Трудовое право предусматривает как подчиненность, так и подконтрольность одного лица другому. Налоговое право указывает лишь на подчинение по должностному положению. Для целей налогообложения руководитель и подчиненный по отношению друг к другу являются взаимозависимыми лицами.
Разумеется, все работники организации так или иначе подчинены генеральному директору и каждый из них будет являться взаимозависимым лицом по отношению к нему. Это неограниченно расширяет круг взаимозависимых лиц, а столь широкое толкование позволяет налоговым органам злоупотреблять правом налогового контроля цен сделки.
Отношения брака, родства, свойства, попечительства. Это — третье основание признания лиц зависимыми между собой. Здесь ключевым вопросом является установление круга родственников, между которыми образуется налоговая взаимозависимость. По данному вопросу имеется отсылка к норме семейного законодательства, которая в нем заведомо отсутствует.
Так, Семейный кодекс РФ не содержит общего указания на то, какие лица являются родственниками, а какие — нет. Для целей налогообложения лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством в брачных отношениях, являются взаимозависимыми лицами. В то же время для прекращения отношений взаимозависимости достаточно расторжения брака. Причем взаимозависимость прекращается не только между супругами, но и между всеми лицами, у которых она основывалась на отношениях свойства.
Признание лиц взаимозависимыми в судебном порядке. Кодекс содержит понятие реализации только применительно к деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 39), а применение
данной нормы к гражданам, не являющимся предпринимателями, затруднено указанной неопределенностью (см. п. 2 ст. 20 Кодекса).
Поэтому решение этого вопроса зависит от позиции судебных органов.
Следовательно, весь спектр проблем, связанных с установлением статуса взаимозависимости, выявляет судебная практика, которая и дает ответы на поставленные вопросы. При этом налогоплательщику необходимо иметь в виду, что не ему, а налоговым органам необходимо устанавливать характер отношений между сторонами и доказывать в суде то, что эти отношения могут повлиять на результаты сделок.
Также необходимо учитывать, что в настоящее время складывается несколько противоречивая арбитражная практика по искам налоговых органов об определении взаимозависимости лиц. По одному и тому же вопросу разные судебные инстанции могут принять неоднозначные решения, поскольку решение отдается на усмотрение судьи.
4. Контроль ценообразования для целей налогообложения
Правила ценообразования предусмотрены Налоговым кодексом. Налоговым органам предоставляется право контроля ценообразования лишь в следующих случаях:
• между взаимозависимыми лицами;
• по товарообменным (бартерным) операциям;
• при совершении внешнеторговых сделок;
• по сделкам, характеризующимся тем, что цены продавца по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) существенно (более чем на 20%) меняются в течение непродолжительного промежутка времени.
Следовательно, Кодекс определяет исчерпывающий перечень условий, когда налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен. Однако при этом у налогоплательщика возникает много вопросов из-за неясности используемой терминологии.
Законодательство о налогах и сборах позволяет учесть дополнительные обстоятельства, влияющие на цены конкретных сделок. Это колебания уровня потребительского спроса; истечение сроков годности или реализации товаров; маркетинговая политика компании; продвижение на рынок опытных моделей и др.
Поскольку в настоящее время отсутствуют соответствующие методики, немалое значение для их последующего применения имеют судебные решения. При этом одной из главных является проблема сопоставимости
ориентироваться на цены сделок, совершаемых в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Но большинство сделок, как правило, обладает только им присущей индивидуальностью.
Таким образом, налогоплательщик должен учитывать возможные конфликты с налоговыми органами по поводу ценообразования. Он должен не только оценить своих торговых партнеров и операции с ними с точки зрения возможности применения к ним упомянутых контрольных процедур, но и заранее позаботиться об обосновании цен по отдельным сделкам.
С этой целью налогоплательщику следует постоянно отслеживать складывающиеся на рынке цены, подкреплять эти сведения данными из официальных источников, биржевыми котировками, маркетинговыми исследованиями и любыми другими документами. Обоснованием применяемых цен, которое может быть учтено налоговыми органами или судом, могут служить и внутренние документы (приказы, распоряжения) организаций по маркетинговой или ценовой политике.
Определение рыночной цены.Налоговые органы осуществляют контроль за ценами, которые устанавливают взаимозависимые лица.
Не все сделки между взаимозависимыми лицами подпадают под контроль.
Налоговики будут проверять те сделки (за исключением особых случаев), сумма доходов по которым превышает 1 млрд руб. за календарный год (в 2012 году – 3 млрд руб., в 2013 году – 2 млрд руб.).
Есть и иные ограничения. Например, по сделкам, одна из сторон которых является плательщиком ЕСХН или ЕНВД, предельный размер доходов в календарном году должен превышать 100 млн руб., а по сделкам с компаниями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими по нему нулевую ставку, – 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
В том случае, если проверяющие выявят отклонение цены сделки от рыночных цен, учреждение могут привлечь к ответственности в соответствии со статьей 129.3 Налогового кодекса РФ. Штраф за неуплату налога в результате применения нерыночных цен составит 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. В таком размере санкция будет применяться только при вынесении решений за налоговые периоды, которые начнутся в 2017 году. В 2012–2013 годах штраф назначаться не будет, а в 2014–2015 годах сумма штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).