Сущность и виды расходов государственного бюджета
Введение.
Для современного этапа развития общества характерны ускоренные темпы расширения социально – бытовой инфраструктуры. Многие отрасли социально – бытовой инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. В России бюджетные ресурсы, направляемые на социально – культурные мероприятия, доводятся до населения в основном по каналам территориальных бюджетов. Таким образом, с ростом общественных фондов потребления связан рост объема этих бюджетов.
Главное назначение всех бюджетов – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости т характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Сущность и виды расходов государственного бюджета
Формы реализации государственных расходов имеют национально – исторические особенности и специфичны для каждой страны. В России к таким формам относятся: трансфертные платежи населению (пенсии, стипендии, пособия; субсидии, дотации, субвенции отдельным предприятиям и публичным образованиям, в том числе налоговых льгот и беспроцентных кредитов; финансирование целевых программ; выплаты по государственному долгу; оплата труда государственных и военнослужащих; сметное финансирование государственных учреждений; прямое финансирование казенных предприятий; закупки продукции для государственных нужд, реализуемые в рамках размещения государственного заказа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодальные акты РФ» под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (далее РФ) и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков ( в том числе для реализации целевых программ), для исполенения международных обязательств РФ.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходит в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета.
В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства РФ исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов не включенные в капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность и включает в себя статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформулирован бюджет развития.
Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития, главные статьи расходов которого – строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно – изыскательных, землеустроительных работ идр.
Предоставление бюджетных средств предоставляется в следующих формах:
· ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
· средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
· ассигнований на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
· бюджетных кредитов юридическим лицам;
· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
· средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства:
· на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
· трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
· командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
· оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных и муниципальных контактов.