Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного

страхования

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1.Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федера­ции являются федеральной собственностью, не входят в состав дру­гих бюджетов и изъятию не подлежат.

2.Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норма­тив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Прави­тельства Российской Федерации федеральными законами в поряд­ке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обяза­тельного пенсионного страхования не взимается.

Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Россий­ской Федерации

1.Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации форми­руется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения -(инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачи­ваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством Россий­ской Федерации.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату ба­зовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенси­онному обеспечению, установленных в соответствии с федеральны­ми законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федера­ции», включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунк­том 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в со­став доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Статья 18. Расходованиесредств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и международными договорами Российской Федерации тру­довых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пен­сионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пен­сионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установ­ленном федеральным законом порядке.

2. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в

полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем по­рядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пен­сии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенси­онного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г.

(с изменениямиот 25 июля, 31 декабря 2002г.)

Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4920. Извлечение 1

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конститу­цией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации» уста­навливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Статья 16. Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца

6. Вслучае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахован­ного лица о порядке распределения средств, учтенных в специаль­ной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.

При отсутствии указанного заявления застрахованного лица вы­плата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновите­ли), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от воз­раста и состояния трудоспособности, в следующей последователь­ности:

1) в первую очередь — детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);

2) во вторую очередь — братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй оче­реди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, ука­занных в настоящем пункте, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.

Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 13. Ст. 1104.

В целях создания системы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, а также усиления их социальной защищенности в этой области постановляю:

1. Считать целесообразным установление:

квоты для приема на работу инвалидов для предприятий, учреж­дений и организаций независимо от формы собственности;

обязательной платы предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в Государственный фонд заня­тости населения Российской Федерации при несоблюдении ими квоты для приема на работу инвалидов;

порядка представления органам Государственной службы заня­тости населения Российской Федерации предприятиями, учрежде­ниями и организациями независимо от формы собственности сведе­ний, необходимых для осуществления деятельности по профессио­нальной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

лицензирования деятельности предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от формы собственности по осуществлению про­фессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.

Координационному комитету по делам инвалидов при Прези­денте Российской Федерации совместно с Министерством труда Российской Федерации, Федеральной службой занятости России, Министерством социальной защиты населения Российской Федера­ции, другими заинтересованными министерствами, государствен­ными комитетами и ведомствами Российской Федерации, а также общественными объединениями инвалидов подготовить до 1 мая 1993 г. для направления в Верховный Совет Российской Федерации предложения о внесении в действующее законодательство измене­ний и дополнений по вопросам, изложенным в настоящем пункте, а также другим вопросам социальной защиты инвалидов в области профессиональной реабилитации и обеспечения занятости.

2. Возложить на:

Федеральную службу занятости России анализ рынка труда ин­валидов и разработку предложений по проведению государственной политики в области их профессиональной реабилитации и обеспечения занятости, организацию работы органов Государственной службы занятости населения Российской Федерации по профессио­нальному консультированию, профессиональной ориентации, под­готовке и переподготовке безработных инвалидов, сохранению и созданию для них рабочих мест и трудоустройству инвалидов;

министерства, государственные комитеты и ведомства Россий­ской Федерации обеспечение профессиональной подготовки и пе­реподготовки инвалидов в подведомственных образовательных уч­реждениях.

3. Органам Государственной службы занятости населения Российской Федерации до 1 июля 1993 г.:

создать в своей структуре специализированные подразделения (группы) по профессиональной реабилитации и обеспечению заня­тости инвалидов;

рекомендовать общественным объединениям инвалидов, ассо­циациям предприятий, применяющих труд инвалидов, и иным орга­низациям, представляющим интересы инвалидов, войти в состав координационных комитетов содействия занятости населения с це­лью выработки согласованных решений по определению и осущест­влению политики в области занятости инвалидов на республикан­ском и местных уровнях.

4. Федеральной службе занятости России:

готовить ежегодно предложения о размере части финансовых средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, которые должны использоваться исключительно на профессиональную реабилитацию и обеспечение занятости инвали­дов и учитываться отдельно;

утвердить до 1 июля 1993 г. порядок учета финансовых средств, предназначенных для профессиональной реабилитации и обеспече­ния занятости инвалидов;

утвердить до 1 июля 1993 г. примерное положение о специали­зированных подразделениях (группах) по профессиональной реаби­литации и обеспечению занятости инвалидов в органах Государст­венной службы занятости населения Российской Федерации.

5. Федеральной службе занятости России, Министерству труда Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию, Министерству образования Российской Федерации:

создать до 1 июля 1993 г. в своей структуре специализированные подразделения (группы) по вопросам профессиональной реабилита­ции и обеспечения занятости инвалидов;

разработать в 3-месячный срок совместно с Министерством со­циальной защиты населения Российской Федерации, Министерст­вом здравоохранения Российской Федерации, Министерством эко­номики Российской Федерации и Министерством финансов Россий­ской Федерации федеральную целевую программу профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

подготовить до 1 июля 1993 г. рекомендации по разработке ре­гиональных целевых программ профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

6. Министерству образования Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию, Министерству труда Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральной службе занятости России и Главному управлению по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации принять меры по подготовке начиная с 1993 г. кадров для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.

7. Федеральной службе занятости России с участием Министерства труда Российской Федерации, других заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, а также общественных объединений инвалидов определять начиная с 1993 г. приоритетные профессии и специальности (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

8. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Федеральной службе занятости России, другим заинтересованным министерствам, государственным комитетам и ведомствам Российской Федерации:

организовывать начиная с 1993 г. в подведомственных образова­тельных учреждениях профессиональную подготовку и переподго­товку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда;

подготовить до 1 июля 1993 г. предложения по совершенствова­нию организации профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов.

9. Министерству труда Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Министерству науки и технической политики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике совместно с отраслевыми министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации разработать в 3-месячный срок требования к специальным рабочим местам для инвалидов.

10.Министерству труда Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию, Министерству образования Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Федеральной службе занятости России определить до 1 июля 1993 г. порядок взаимодействия по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.

11.Совету Министров — Правительству Российской Федерации предусмотреть при необходимости увеличение численности работников Министерства труда Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства образования Российской Федерации и Федеральной службы занятости России для создания специализированных подазделений (групп) по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов.

12. Рекомендовать правительствам республик в составе РоссийскойФедерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

разработать региональные целевые программы профессиональ­ной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

принять меры по оздоровлению экономического и финансового состояния специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, в целях предотвращения их банкротства, а также по тру­доустройству инвалидов, высвобождаемых с предприятий, признан­ных банкротами;

проводить льготную финансово-кредитную политику, способст­вующую созданию специализированных предприятий, учреждений и организаций, применяющих труд инвалидов, а также предусмат­ривать в бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов;

принять меры по расширению надомного труда инвалидов;

выплачивать работодателям из местных бюджетов и иных источ­ников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследст­вие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применять другие меры стимулирования их дея­тельности по профессиональной реабилитации и обеспечению заня­тости инвалидов;

оказывать всемерную поддержку и помощь предприятиям, учре­ждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частич­но функции по профессиональной реабилитации и обеспечению за­нятости инвалидов;

проводить мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования деятельности по профессиональной реабили­тации и обеспечению занятости инвалидов.

13. Возложить контроль за исполнением настоящего Указа на Координационный комитет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах»

(с изменениями от 26 июня 1995 г.)

Бюллетень Минтруда РФ. 1992. № 7—8.

[Извлечение]

В целях улучшения обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами в условиях либерализации цен Прави­тельство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что все инвалиды при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, имеют право на получение мотоколяски бесплатно.

2. Предоставить право всем инвалидам при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, не имеющим права на получение автомобиля «Запорожец» бесплатно, приобретения автомобилей с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости мотоколяски.

3. При приобретении инвалидами, имеющими право на получение автомобиля «Запорожец» бесплатно, автомобилей других марок органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям суммы в размере действующих на момент продажи свободных (рыночных) цен на автомобиль «Запорожец» с ручным управлением соответствующей модификации.

4. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием Сберегательного банка Российской Федерации разработать в двухмесячный срок порядок и условия выдачи инвалидам ссуд на приобретение автомобилей с ручным и обычным управлением.

5. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и размеры выплаты инвалидам компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание принадлежащих им транспортных средств и запасные части к ним, а также выплаты инвалидам Великой Отечественной войны, которым по состоянию здоровья затруднительно управлять автомобилем, компенсации расходов на транспортное об­служивание с учетом дальнейшего изменения цен и представить их Правительству Российской Федерации.

6. Снизить до 0,5 процента установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 74 «О ставках акцизов на отдельные виды товаров» размер ставки ак­циза на автомобили «Ока» с ручным управлением, реализуемые в соответствии с настоящим постановлением инвалидам, проживаю­щим на территории Российской Федерации.

7. Министерству финансов Российской Федерации при формировании республиканского бюджета Российской Федерации предусматривать начиная со II квартала 1992 г. выделение дополнительных ассигнований для обеспечения мер, определенных настоящим постановлением, с учетом дальнейшего изменения цен.

8. Рекомендовать правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, трудовым коллективам и общественным организациям за счет собственных средств территориальных фондов социальной поддержки населения и привлечения других внебюджетных средств (фондов) устанавливать дополнительные льготы по обеспечению инвалидов ранспортными средствами и их транспортному обслуживанию.

9. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок разработать и представить Правительству Российской Федерации предложения о признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием настоящего постановления.

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»

(с изменениями от 17 апреля 2002 г.)

Собрание законодательства РФ. 1995, № 49. Ст. 4798.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов» (Собрание зако­нодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198) Прави­тельство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установить на основе федерального перечня, указанного в пункте 1 настоящего постановления, территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Приложение

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания

Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания:

1. Материально-бытовые услуги:

предоставление жилой площади, помещений для организации реабили­тационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-быто­вого обслуживания б стационарном учреждении социального обслуживания;

предоставление в пользование мебели согласно утвержденным норма­тивам;

содействие в организации предоставления услуг предприятиями торгов­ли и связи;

компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации.

2. Услуги по организации питания, быта, досуга: приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и

постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;

обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскур­сии и иное);

оказание помощи в написании писем;

обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;

обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;

создание условий для отправления религиозных обрядов.

3. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социаль­ных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помогли;

организация прохождения диспансеризации;

госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учрежде­ния, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-ку­рортное лечение (в том числе на льготных условиях);

оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;

содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;

обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;

обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещени­ях и местах общего пользования.

4. Организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей:

создание условий для дошкольного воспитания детей и получения об­разования по специальным программам:

создание условий для получения школьного образования по специаль­ным программам.

5.Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности;

проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.

6. Правовые услуги:

помощь в оформлении документов;

оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предостав­ления других социальных выплат;

содействие в получении установленных действующим законодательст­вом льгот и преимуществ;

содействие в получении консультативной помощи;

обеспечение представительствования в суде с целью защиты прав и ин­тересов;

содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, уста­новленном действующим законодательством;

содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента по­ступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от ус­луг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое по­мещение.

7. Содействие в организации ритуальных услуг.

Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инва­лидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:

1. Услуги по организации питания, быта и досуга:

покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

помощь в приготовлении пищи;

покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходи­мости;

доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

содействие в организации предоставления услуг предприятиями торгов­ли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

оказание помощи в написании писем;

содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;

содействие в посещении театров, выставок и других культурных меро­приятий.

2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: обеспечение ухода с учетом состояния здоровы;

содействие в проведении медицинской помощи в объеме базовой про­граммы обязательного медицинского страхования граждан Российской Фе­дерации, целевых программ и территориальных программ обязательного ме­дицинского страхования, оказываемой государственным и муниципальны­ми лечебно-профилактическими учреждениями;

содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

содействие в проведении реабилитации иных мероприятий (медицин­ских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуаль­ных программ реабилитации;

содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными сред­ствами и изделиями медицинского назначения;

оказание психологической помощи;

содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечеб­но-профилактические учреждения;

посещение в стационарных учреждениях: здравоохранения в целях ока­зания морально-психологической поддержки -

помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;

содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении технически ми средствами ухода и реаби­литации.

3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями я умственными способностями.

4. Содействие в трудоустройстве.

5. Правовые услуги:

помощь в оформлении документов;

содействие в получении установленных действующим законодательст­вом льгот и преимуществ;

оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предостав­ления других социальных выплат;

содействие в получении юридической помощи в иных правовых услуг.

6. Содействие в организации ритуальных услуг.

Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделе­ниями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социаль­ного обслуживания или при органах социальной защиты населения (соци­ально-медицинское обслуживание на дому):

наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи;

выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначе­нию лечащего врача;

оказание санитарно-гигиенических услуг;

кормление ослабленных больных;

проведение санитарно-просветительной работы.

Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципаль­ными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслужи­вание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в соци­альной поддержке):

обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходи­мости;

оказание материальной помощи;

содействие в предоставлении временного жилого помещения;

обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми набо­рами;

организация экстренной медико-психологической помощи;

содействие в трудоустройстве;

организация юридических и иных консультаций.

Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах со­циального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства:

1. Услуги по организации питания, быта и досуга: обеспечение горячим питанием;

предоставление постельных принадлежностей и спального места в спе­циальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям; обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным.

2. Социально-медицинские услуги:

содействие в получении медико-психологической помощи;

оказание санитарно-гигиенических услуг;

организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицин­ских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуаль­ных программ реабилитации.

3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями: создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам;

создание условий для получения школьного образования по специаль­ным программам;

проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам в целях социально-трудовой реабилитации, восстановления лично­стного и социального статуса.

4. Правовые услуги:

помощь в оформлении документов;

содействие в получении юридических и иных консультаций.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г, № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (с изменениями от 17 апреля 2002 г.)

Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 2002.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов» (Собрание зако­нодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198) Прави­тельство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

2. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок утвердить формы примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

в месячный срок утвердить по представлению органов социаль­ной защиты населения субъектов Российской Федерации тарифы на платные социальные услуги, оказываемые гражданам пожилого воз­раста и инвалидам государственными и муниципальными учрежде­ниями социального обслуживания;

рассмотреть возможность введения для граждан пожилого воз­раста и инвалидов дополнительных льгот по оплате социальных ус­луг, предоставляемых им государственными и муниципальными уч­реждениями социального обслуживания.

4. Дополнить перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 11. Ст. 997), включив в него социальные услуги, предостав­ляемые населению Российской Федерации государственными и му­ниципальными учреждениями социального обслуживания.

5. Признать утратившими силу постановления Совета Минист­ров РСФСР от 9 января 1969 г. № 26 «О платных пансионатах для престарелых граждан» (СП РСФСР. 1969. № 2—3. Ст. 9) и от 9 но­ября 1978 г. № 526 «О частичном изменении пункта 4 Положения о платном пансионате для престарелых граждан» (СП РСФСР. 1978. № 23. Ст. 170).

Приложение

Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания

1.Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг (далее именуются — социальные услуги), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (далее именуются — учреждения социального обслуживания) бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

2.Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно:

одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским па­рам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного ми­нимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами (далее именуются —

объективные причины) обеспечить им помощь и уход, при условии, что раз­мер получаемой этими гражданами пенсии ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установлен­ного для данного региона.

3. Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на усло­виях частичной оплаты:

одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским па­рам) и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для дан­ного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожи­точного минимума, установленного для данного региона.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предостав­ляемых на дому, не должен превышать;

для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов — 25 процентов от разницы между получаемой пенсией и про­житочным минимумом, установленным для данного региона;

для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, 25 процентов от разницы между получаемой этими гражданами пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;

для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, 25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожи­точным минимумом, установленным для данного региона.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предостав­ляемых в полустационарных условиях, не должен превышать:

для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов — 50 процентов от разницы между получаемой пенсией и про­житочным минимумом, установленным для данного региона;

для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, 50 процентов от разницы между получаемой этими гражданами пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;

для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, 50 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожи­точным минимумом, установленным для данного региона.

Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационар­ных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточ­ным минимумом, установленным для соответствующего региона;

4. Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты:

одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским па­рам) и инвалидам, размер пенсии которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии пре­вышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для дан­ного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

5. Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, установленных для данного региона.

6. В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов и обеспечению соблюдения санитарных правил в учреждениях социального обслуживания, финансирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Дополнительные услуги, не входящие в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными для данного региона тарифами на платные социальные услуги, если иное не установлено законодательством.

8. Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания, оказывающего эти услуги, на основании представляемых гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения, с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующего региона, а также платы, взимаемой за стационарное обслуживание.

9. Граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные представители подают в учреждение социального обслуживания заявление о предоставлении социальных услуг и предъявляют документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 16-летнего возраста; заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на терри­тории Российской Федерации; справку об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выда­ваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина).

К заявлению прилагаются следующие документы:

справка, свидетельство, удостоверение или иной документ установлен­ного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законода­тельством;

справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспече­ние, о размере пенсии.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законо­дательством их содержать, представляют также:

справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (служ­бы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.

Документы могут быть представлены в подлиннике или в копии, заве­ренной в установленном порядке.

10. При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.

Изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

11.Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой с граждан пожилого возраста и инвалидов платы за социальные услуги пересматриваются администрацией учреждений социального обслуживания при изменении размеров пенсий граждан пожилого возраста и инвалидов, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают или проживали до поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, прожиточного минимума в данном регионе, платы за стационарное обслуживание, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг, но не реже двух раз в год.

12.Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счета учреждений социального обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников этих учреждений в размере, определяемом органами социальной защиты населения, в ведении которых находятся указанные учреждения, сверх бюджетных ассигнований.

Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»

Собрание законодательства РФ. 1996. №27. Ст. 3274.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социаль­ного обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4872) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами.

2. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок утвердить примерный договор между государственными социальными службами и гражданами (их законными представителями) на предоставление гражданам платных социальных услуг.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утвердить тарифы на социальные услуги, оказываемые населе­нию государственными социальными службами; \ установить основания для оказания гражданам материальной помощи и утвердить порядок ее оказания;

рассмотреть вопросы о возможности установления дополни­тельных оснований для предоставления гражданам бесплатного со­циального обслуживания и о зачислении средств, поступающих от оплаты социальных услуг, на счета государственных социальных служб для направления их на дальнейшее развитие социального об­служивания и стимулирование труда работников этих служб.

Приложение

Наши рекомендации