Едружественные присоединения. Методы защиты от недружественных поглощений.

онятие корпоративного конфликта. Причины и участники конфликтов.

ипы корпоративных конфликтов и их урегулирование.

спользование процедуры банкротства в корпоративных конфликтах.

едружественные присоединения. Методы защиты от недружественных поглощений.

- 1 вопрос-

Корпоративный конфликт – это столкновение интересов корпоративных субъектов, выражающееся в совершении как юридически значимых, так и не имеющих юридических последствий действий с целью завладения корпоративным контролем над какой-либо корпорацией.

Корпоративные конфликты - это споры, возникающие между акционерным обществом, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над акционерным обществом

Корпоративные конфликты неразрывно связаны с отношениями между людьми и собственностью. Эти конфликты могут возникать между группами собственников, между собственниками и трудовым коллективом, между существующим и потенциальным инвестором. Чем более успешным является бизнес, тем большую ценность он представляет в качестве предмета корпоративного захвата или передела.

Причинами возникновения конфликтов служат следующие ситуации:

1. Одним из основных видов нарушений в сфере акционерного права стало "размывание" уставного капитала с целью уменьшения доли внешних инвесторов. Зачастую менеджмент решает этот вопрос, не допуская некоторых акционеров на собрание. Проводятся дополнительные эмиссии акций и конвертируемых облигаций, которые размещаются среди аффилированных лиц, доли миноритарных акционеров выкупаются по заниженной цене, активы и финансовые средства перекачиваются в подконтрольные менеджменту компании.

2. Достаточно часто крупные акционеры российских компаний заинтересованы в контроле над финансовыми потоками, а не в повышении прибыльности бизнеса компании. В результате цена такого бизнеса оказывается никак не связана с его оценкой рынком капитала, а реальные права крупных и мелких акционеров таких компаний становятся неодинаковыми.

3. Затруднение доступа акционеров на собрание из-за несвоевременного получения информации о его проведении, и отказ директоров, чьи полномочия были прекращены общим собранием акционеров, передать власть и обеспечить доступ к финансовой информации, и осуществление директорами компании крупных сделок без одобрения совета директоров.

4. Часто встречаются нарушения, связанные с низким качеством правового регулирования отдельных корпоративных действий. Среди них – искусственное банкротство или запрет распоряжения акциями, проведение параллельных собраний акционеров и избрание параллельных исполнительных органов.

5. Еще один вариант нарушений прав акционеров – использование преимущественного положения основного акционера. Пользуясь этим, менеджмент осуществляет действия, необходимые для решения своих собственных проблем, а не для обеспечения прав внешних акционеров.

Под корпоративными спорами понимаются – споры, возникающие по поводу управления деятельностью хозяйствующего субъекта между его участниками.

Субъектами корпоративного спора являются:

- юридические лица, коммерческие организации независимо от организационно-правовой формы;

- участники юридических лиц (учредители, акционеры);

- лица, входящие в органы управления, ревизионные комиссии, в коллегиальные исполнительные органы, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа или ревизора юридического лица;

- держатели реестра владельцев ценных бумаг, депозитарии;

- органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц;

- органы, осуществляющие государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и др.

едружественные присоединения. Методы защиты от недружественных поглощений. - student2.ru Наиболее распространенные нарушения прав акционеров в России:

- нерегулярное и/или неполное информирование акционеров о результатах деятельности компаний, корпоративных событиях, затрагивающих их интересы и влияющих на стоимость принадлежащих им акций;

- прямой или косвенный контроль компаний и их менеджеров над регистраторами, которые осуществляют регистрацию имущественных прав акционеров;

- отказ регистрации передачи прав на акции во время их продажи одним акционером другому (или незаконная перерегистрация акций из простых в привилегированные с целью лишить их владельца права голоса)

- игнорирование положений закона о том, что эмиссии акций должны быть одобрены общим собранием акционеров;

- несоблюдение требования закона «Об акционерных обществах» о том, что распоряжение активами компаний, составляющими от 25 до 50% общей стоимости ее активов, требует единогласного решения совета директоров;

- несвоевременное предоставление или непредставление компаниями акционерам информации о времени, месте проведения общего собрания и его повестке дня;

- отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или не предоставление им возможности принять участие в голосование под формальными предлогами;

- дополнительные эмиссии акций, размещаемых среди аффилированных с менеджментом или крупными акционерами лиц;

- предложение выкупа акций у акционеров (в случае приобретения пакеты свыше 30% акций одним из акционеров) по заниженной цене

- перекачивание активов и финансовых средств дочерних компаний в материнскую без какой-либо существенной компенсации и т.д.

- 2 вопрос -

Различают следующие типы корпоративных конфликтов:

1.Нарушение норм законодательства. Конфликты, связанные с неумышленным нарушением норм и процедур корпоративного права, воспринимаемым акционерами как посягательство на их интересы. В конфликты данного типа часто оказываются втянутыми органы государственного управления.

Рассмотрим пример. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" не устанавливает максимальный срок, в течение которого акционерное общество обязано зарегистрировать выпуск ценных бумаг. В то же время сделки с акциями, выпуск которых не зарегистрирован в установленном законом порядке, являются ничтожными. В результате имеются случаи, когда инвестор, приобретая акции акционерного общества, созданного еще в начале 1990Нх годов, в скором времени узнает, что он приобрел "воздух" и не может пользоваться законными правами акционера, в то время как эмитент в собственных интересах или интересах кого-либо из "старых" акционеров сознательно уклоняется от регистрации выпуска ценных бумаг.

2. Поглощения. Конфликты, возникающие в процессе попытки группы акционеров (стороннего инвестора) установить контроль над предприятием. В статистическом отношении данный тип конфликтов является лидирующим.

3. Конфликты по поводу дивидендов. Конфликты между крупными и мелкими акционерами по поводу использования прибыли предприятия. Российская действительность такова, что крупный акционер часто извлекает доход от подконтрольного предприятия не через дивиденд, а через участие в финансовых потоках. Классический пример из практики. Группа крупных акционеров обеспечивает принятие решения о назначении подконтрольного им генерального директора предприятия, производящего пользующуюся спросом пищевую продукцию, и одновременно учреждает новое юридическое лицо: торговый дом. Предприятие всю выпускаемую продукцию продает торговому дому по ценам, близким к себестоимости. Торговый дом, в свою очередь, продает продукцию магазинам по реальным оптовым ценам, существенно превышающим себестоимость ее производства. Вся прибыль остается в торговом доме (т.е. в распоряжении мажоритарных акционеров). Акционерное общество работает с убыточным балансом. В связи с отсутствием прибыли дивиденд акционерам не выплачивается. О дивидендной политике акционерных обществ мы также поговорим ниже.

4. Конфликты с менеджерами. Конфликты между акционерами и менеджерами акционерного общества по поводу эффективности управления компанией и добросовестности действий менеджеров. Однако, так как менеджеры российских предприятий, как правило, являются и их крупными акционерами.

5. Конкуренция. Конфликты, направленные на подрыв финансового состояния и конкурентоспособности акционерного общества. Чаще всего выражаются в попытке поглощения акционерного общества или возбуждения в отношении него процедуры банкротства.

6. Корпоративный шантаж. Конфликты с участием миноритарных акционеров, направленные на побуждение акционерного общества или его крупных акционеров выкупить у миноритариев принадлежащие им пакеты акций по цене, превышающей их рыночную стоимость, или выплатить отступного для прекращения конфликта. Данный тип конфликтов становится все более распространенным. В его основе лежат разнообразные схемы корпоративного шантажа.

Выявление и своевременное устранение корпоративных конфликтов может быть достигнуто последовательным проведением следующих мероприятий:

- мониторингом эффективности взаимодействия органов управления обществом;

- выявлением конфликта;

- установлением причин возникновения корпоративных противоречий;

- осуществлением согласительных процедур между участниками конфликта;

- разрешением корпоративного конфликта.

Основной целью проведения мониторинга эффективности взаимодействия органов управления общества является непосредственное выявление предпосылок возникновения конфликтов.

Корпоративные конфликты между владельцами бизнеса и членами органов управления оказывают серьезное влияние на развитие общества. В ряде случаев они могут принести положительный эффект, но чаще всего разрушающе влияют на общество. Собственникам бизнеса следует прилагать значительные усилия для своевременного выявления предпосылок возникновения корпоративных противоречий и оперативно устранять уже появившиеся конфликты.

Урегулирование корпоративных споров относиться к компетенции Арбитражного правосудия. К корпоративным спорам в соответствии со статьей 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2009, N 29, ст. 3642) относятся, в том числе, следующие споры:

- споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией эмитента;

- споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном капитале эмитента и т.д.;

- споры по искам учредителей, участников эмитента о возмещении убытков, причиненных эмитенту, признании недействительными сделок, совершенных эмитентом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;

- споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля эмитента;

- споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг эмитента, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги эмитента;

- споры о созыве общего собрания участников (акционеров) эмитента;

- споры об обжаловании решений органов управления эмитента и т.д.

Так же разрешение корпоративных конфликтов регулируется Федеральным Законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка учета прав собственности при разрешении корпоративных конфликтов» от 19.07.2009 № 205-ФЗ.

- 3 вопрос –

Процедура банкротства преследует цель ликвидации убыточного предприятия, а также защиту прав должника и кредитора при проведении процедуры. При этом различаются два типа кредиторов: конкурсные - юридические лица и граждане, перед которыми должник имеет денежные обязательства. Второй тип - кредиторы по обязательным платежам права голосовать на определенных собраниях кредиторов.

Этапы процесса по признанию банкротом:

1. Наблюдение. В собраниях по согласованию процедуры наблюдения принимают участие и кредиторы пообязательным платежам, и конкурсные кредиторы. Целью этого этапа является обеспечениесохранности имущества должника от посягательств кредиторов, а также подготовкапредложений по реформированию предприятия и получения долгов.

2. Финансовое оздоровление. Данная процедура применяется к должнику с целью восстановления эффективностипроизводства и осуществления своевременных выплат кредиторам в соответствии сграфиком.

3. Внешнее управление. Если на собрании решается, что возможно достижение доходности предприятия в течения1-1,5 года, формируется предложение о «внешнем управлении», которое предполагаетразработку комплекса мер по восстановлению безубыточной хозяйственной деятельности ипогашение задолженностей.

4. Конкурсное производство. В случае, когда члены собрания кредиторов принимают решение о невозможности длякомпании в дальнейшем осуществлять эффективную деятельность и у нее не хватает средствдля покрытия задолженностей, предполагается введение «конкурсного производства».Эта процедура подразумевает назначение арбитражным судом конкурсного управляющего и передачу ему всех полномочий по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

5. Процедура «мирного соглашения». В случае, когда в процессе наблюдения выявляется способность должника креформированию бизнеса и расчету с долгами, но иным способом, нежели это предписанозаконом (за более быстрый или долгий срок, чем 1-1,5 года). При условии, что кредиторы

согласны с планом реформирования предприятия и долговых выплат заключается «мировое соглашение» с прекращением дела о банкротстве.

Важной причиной частых заказных банкротств является упрощенная схема инициации процесса объявления банкротом. Раньше объявление компании несостоятельной происходило в случае, если стоимость активов была меньше по сравнению с догами предприятия. Однако подобный способ выявления активно критиковался, так как оценка стоимости всех активов

требует большого количества времени.

В соответствии с настоящим законодательством согласно п.2 Статьи 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: “Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены”. Также в законе указывается, что «дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей».

Наши рекомендации