Уставной фонд и стартовые инвестиции
Общие положения и маркетинг рынка
1.1. Мини-маркетинг украинского рынка.
Финансовые затруднения, с которыми столкнулись многие, еще недавно вполне респектабельные украинцы, и острый хронический дефицит кредитных средств в стране открыли зеленую улицу ломбардам: только за полгода 2008 года они сумели удвоить свои доходы. Один из немногих рынков, где все еще можно хорошо заработать, уже привлек внимание потенциальных инвесторов: ссужать деньги под заоблачные проценты взялись как новые ломбарды, так и продавцы комиссионного товара и частные ростовщики. Благо, что приученные к жизни взаймы горожане уже не опасаются задешево закладывать имущество.
Ростовщики на удивление хорошо переживают финансовый кризис. Государственная налоговая администрация обнародовала данные о поступлениях от субъектов хозяйствования за первое полугодие 2009 года. На фоне стремительного падения отчислений предприятий, работающих в большинстве отраслей отечественной экономики, фискалов приятно удивили ломбарды, вдвое увеличившие платежи по налогу на прибыль. За шесть месяцев они заплатили в казну 4,75 млн грн. против 2,23 млн. за аналогичный период прошлого года, а официальная совокупная прибыль ростовщиков в текущем году выросла до более чем 18 млн. грн. Существенно увеличился и объем выданных ростовщиками займов. По информации регулирующего данный рынок Госфин-услуг, если по состоянию на конец 2008 г. кредитный портфель ломбардов составлял около 600 млн грн., то сейчас — более 780 млн грн. Не менее 40% этой суммы взяли взаймы киевляне, которые стали их наиболее активными клиентами.
1.2. Мини-маркетинг ломбардного рынка Одессы.
Очевидно в развитии ломбардного бизнеса резкое отставание от столицы регионов, и Одесса – не исключение…
Резкое увеличение оборотов подтверждают и сами ростовщики. Коммерческий директор компании Dbroker Владимир Сорочан говорит, что за 2010 год число клиентов у них выросло в 2-2,5 раза.
В 2011–2013 годах, несмотря на некоторое снижение темпов развития, сети лмбардов продолжают открывать новые точки и наращивать свои обороты.
Объясняя рост как обнищанием граждан, которые вынуждены закладывать приобретенное в более благополучные времена имущество, так и невозможностью получить деньги из других источников, ведь ни банки, ни кредитные союзы, с которыми ранее конкурировали ломбарды, кредитов практически не выдают. Ломбарды же по-прежнему располагают деньгами и готовы ссужать их всем желающим. От сложностей в бизнесе, с которыми столкнулись другие финансовые учреждения, ростовщиков спас достаточно высокий запас прочности (проценты по займам составляют от 72 до 240% годовых), заниженная оценка залогового имущества и готовность к массовым неплатежам. Если те же банки не спасает даже изъятие у должников залогового имущества, на которое финансисты не могут найти нового покупателя, то практически все ломбарды имеют договоры с комиссионными магазинами или же создали свои сети торговых точек.
К примеру, компания «Скарбниця» даже сумела построить на своем основном бизнесе торговую сеть по продаже драгоценностей «Ювелирная карта». Директор ломбарда «Комод» Александр Горбач отмечает, что официальная доля невозвратов у них составляет 20-30%, однако, поскольку залоговое имущество выставляется на продажу по цене на треть ниже рыночной, продается оно достаточно быстро.
Заметим, что неофициальная доля невозвратов составляет 30-52 %% !
Как информирует г-н Горбач, к ростовщикам обращаются представители практически всех слоев общества, но в последнее время стало заметно больше представителей среднего класса и состоятельных горожан, которые испытывают временные финансовые сложности. Специально для них компании существенно расширили перечень предметов залогов, добавив в этот список, помимо традиционных драгоценностей, бытовой и аудиотехники, мехов и прочего, антиквариат, швейцарские часы и даже ценные бумаги. Все большее число ломбардов принимают в качестве залога автомобили и недвижимость. Директор «Альянса автоипотечных кредиторов» Сергей Стецков подчеркивает, что желающих получить взамен движимого и недвижимого имущества живые деньги с каждым днем становится все больше, несмотря на немаленькие проценты (0,17- 0,33% в день). Ведь продать ту же машину или квартиру сегодня не так просто.
Эксперты отмечают, что входной порог на данный рынок относительно невысок — от 300 тыс. грн. (из них 200 тыс. грн., согласно законодательству, составляет уставный фонд), причем эти вложения с лихвой можно отбить уже в течение первого года работы.
В этой связи, в Одессе открываются десятки мелких ломбардов, которые пока не имеют филиальной сети. По экспертным оценкам – в борьбу за клиентов включились и частные ростовщики – на сегодняшний день в Одессе работают не менее сотни подпольных кредиторов, готовых сужать граждан нужными суммами под 180-320% годовых. Причем в отличие от ломбардов, которые, опасаясь невозврата денег, с начала кризиса ограничили максимальную сумму ссуды в 100 тыс. грн., частники не сдерживают аппетитов заемщиков, однако тут же просят оформить договор купли-продажи на залоговое имущество. «Таким образом, они вгоняют клиентов в огромные долги, с которыми многие просто не могут рассчитаться, и забирают их собственность за пол- и даже треть (!) цены и даже. Тем не менее, отсутствие ограничений на кредитную сумму привлекает влезших в долги граждан.
Несмотря на официальное снижение темпов роста ломбардного бизнеса в целом по стране, эксперты утверждают, что в Одессе ломбардный бум только набирает обороты, и прогнозируют, что к концу года (всего за 3 месяца!) в Одессе появятся еще, как минимум, 3–5 новых ломбардов.
На сегодняшний день активную рекламную компанию в интернете ведут 153 ломбарда Одессы (см. http://www.048.ua/catalog/48/355).
1.3. Месторасположение создаваемого ломбарда и его основные конкуренты.
С точки зрения имиджа и коммерческой активности трудно в Одессе найти лучшее место для ломбарда, чем пересечение улиц Дерибасовской и Преображенской, напротив не менее знаменитого «Пассажа». Естественно, это понимаем не только мы – «свято место пусто не бывает» - сейчас в радиусе километра от выбранного нами места работают 67 ломбардов; в том числе на улицах: Дерибасовской – 5; Преображенской – 16; Греческой – 2; Ришельевской – 5; Пушкинской – 6; Екатерининской – 9: Ланжероновской – 1; Бунина – 1; Садовой – 10; Пастера – 3; Гаваной – 1, Успенской – 2… на площадях Веры Холодной – 1, Соборной – 4! Причем данные ломбарды работают под серьезные имиджевыми марками, не только нашего потенциального партнера – сети «Капитал», но и: «Швидки Гроши», «Синдикат Плюс», «Меркурий плюс», «Украина», «Благо», «Би Эл Джи Микрофинанс», «Одесса», «Аурум», «Золотой дом», «Карат», «Атлант», «Комод», «Юрен», «Универсальный», «Золотой сундук», «Франко О.М. и компания», «Эспас», «Кристалл-Н», «Феникс», «Центральный», «Червонец», «Оберіг», «Премиум», «Лик» и др. Очевидно, что создаваемый ломбард столкнется с жесточайшей конкуренцией в своем сегменте.
Уставной фонд и стартовые инвестиции
2.1. Уставной фонд (УФ) ломбарда по украинскому законодательству не может быть менее 200 тыс. грн. В этой связи, стартовый УФ планируется в размере 200 тыс. грн. с возможностью пополнения его по мере необходимости расчетной прибыли, оставшейся после всех взаиморасчетов с государственным и местным бюджетами.
2.2. Приобретение франшизы – 24 тыс. грн.
2.3. Регистрация предприятия, открытие р/с в банке, визитки – 1000 грн.
2.4. Ремонт арендованного помещения – 16000 грн.
2.5. Необходимое стартовое оборудование и мебель:
2.5.1. Бронированное стекло – 2000 грн.
2.5.2. Бронированная дверь – 2800 грн.
2.5.3. Стол рабочий – 950 грн.
2.5.4. Два кресла для сотрудников – 1650 грн.
2.5.5. Весы ювелирные – 2000 грн.
2.5.6. Сейф – 6000 грн.
2.5.7. Калькулятор – 120 грн.
2.5.8. Компьютер лап-топ – 3500 грн.
2.5.9. Принтер-сканер – 1200 грн.
2.5.10. Реактивы, камень для проверки золота – 300 грн.
2.5.11. Программное обеспечение, например,"1С:Предприятие 8. ВДГБ: Ломбард" – 2500 грн.
2.5.12. Светильник (энергосберегающий, эргономический) – 800 грн.
2.5.13. Электро-чайник (2 л) – 200 грн.
2.5.14. Шкаф-купе (для деловых бумаг, посуды, одежды и вещей персонала) – 4200 грн.
2.5.15. Установка автономной охранной сигнализации, включая сигнальную кнопку – 4000 грн.
2.5.16. Система автономного видеонаблюдения с видеозаписью – 4000 грн.
2.5.17. Телефон – 300 грн.
2.5.18. Стационарная реклама (вывеска) – 2400 грн.
2.5.19. Два выносных рекламных щита – 1800 грн.
2.5.20. Травматическое оружие (пистолет) с двумя обоймами боеприпасов – 4500 грн.
2.5.21. Огнетушитель – 300 грн.
2.5.22. Прочие, особо не поименованные и неучтенные (7 % от ст.ст. 2.4.1– 2.4.21) – 3190 грн.
2.5.23. Всего по ст. 2.4 – 48710 грн.
2.6. В инвестициях в подбор, обучение и переобучение персонала нет необходимости т.к. Управляющая-совладелец ломбарда приходит в данный бизнес со своим высококвалифицированным и проверенным персоналом.