Бухгалтерский учет и анализ
1. Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основные положения «Закона о бухгалтерском учете»
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам. Согласно ст. 20 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2) единство системы требований к бухгалтерскому учету;
3) упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
4) применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5) обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
6) недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
По действующему законодательству органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (федеральный орган исполнительной власти (Минфин), уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) и Центральный банк РФ. Помимо этого регулирование в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (ст. 22 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
В Российской Федерации создана УСЛОВНО "пятиуровневая" система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 6 декабря 2011 г., № 402-ФЗ). Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах РФ.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определяются роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Нормы Налогового кодекса РФ (НК РФ) устанавливают основополагающие начала построения налоговой системы, определяют виды взимаемых налогов и сборов и уровни их установления. Положения Налогового кодекса определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся федеральные стандарты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.
Федеральные стандарты (ныне положения по бухгалтерскому учету - ПБУ) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 24 ПБУ.
Федеральные стандарты регулируют следующие сферы:
1) общие вопросы организации бухгалтерского учета (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению);
2) бухгалтерский учет отдельных объектов (активов, обязательств, операций) (например, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и др.);
3) общие вопросы формирования бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»);
4) порядок раскрытия и представления информации об отдельных обстоятельствах деятельности организации в бухгалтерской отчетности (ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» и др.).
Третий уровень. Включает отраслевые стандарты, устанавливающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета обязательны для применения. Главной их функцией является адаптация бухгалтерского законодательства под ведение бухгалтерского учета в каждой отдельно взятой отрасли хозяйственной деятельности.
Разработкой отраслевых стандартов бухгалтерского учета занимается Минфин России. Также не исключено участие в этом процессе и саморегулируемых организаций предпринимателей, аудиторских сообществ и иных объединений деловых людей, заинтересованных в развитии бухгалтерского учета.
Четвертый уровень. Включает рекомендации в области бухгалтерского учета. Они представлены методическими указаниями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики, другими министерствами и ведомствами.
Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.
Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных.
Пятый уровень. Его составляют стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения и организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Документы этого уровня формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации. Назначение документов этого уровня иное — определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов.