Специфика ГЧП и его функции.

Недостаточное развитие инфраструктуры сдерживает экономический рост на региональном уровне и в целом в стране – это выражается в инфраструктурных ограничениях, обуславливающих несоответствие материально- сырьевой базы производства и потенциального спроса на продукцию предприятий в регионе.

В качестве основных причин, обуславливающих инфраструктурные ограничения, выделяются:

недостаток финансирования инфраструктуры из бюджетных источников;

ошибки государственного и муниципального планирования и управления, неверное распределение публичных ресурсов, приводящие к выбору инфраструктурных проектов, менее эффективных с точки зрения экономического роста;

завышение сроков реализации и финансирования проектов, а также применение устаревших технологий при строительстве объектов инфраструктуры;

низкая эффективность и качество управления объектами инфраструктуры.

BOT – Build, Operate, Transfer – строительство-управление- передача (предполагает право пользования объектом частным партнером (без права собственности) в течение срока соглашения о ГЧП).

BOO – Build, Own, Operate – строительство-владение- управление (предполагает право собственности частного партнера на объект в течение и по завершении срока соглашения о ГЧП).

DBFM-Design, Build, Finance, Maintain – проектирование- строительство-финансирование-эксплуатация (предполагает обязательства частного партнера выполнить данные функции).

Формы государственно-частного партнерства с точки зрения источников дохода по проекту в том числе, за счет средств бюджета или выручки от оказания услуг населению с точки зрения правовой базы например, концессия, инвестиционный договор с точки зрения функции часной стороны например, ВООТ, DBFM с точки зрения права собственности например, ВОО, ВОТ Рисунок 2.

Классификация форм ГЧП, основные направления

ГЧП направлено на то, чтобы в определенной степени избежать данных проблем. Используя механизмы ГЧП, можно привлечь дополнительные финансовые ресурсы в проект из внебюджетных источников. Взаимодействие с частными инвесторами позволит использовать рыночные процедуры отбора наиболее эффективных проектов.

Опыт реализации ГЧП проектов свидетельствует о том, что случаи превышения сметной стоимости и сроков реализации намного реже, нежели при механизме государственного заказа (см. рис. 3).

Реализация проектов ГЧП также позволяет повысить качество оказания услуг и снизить затраты при эксплуатации объектов инфраструктуры.

Выделяются следующие преимущества и сложности применения механизмов ГЧП для преодоления инфраструктурных ограничений. 5

Потенциальные преимущества использования ГЧП

Снижение рисков по проекту.

Передача части рисков по проекту частному партнеру как стороне, способной справиться с ними с меньшими затратами и/или с лучшим результатом, чем публичная сторона.

Инновации.

Требования к качеству оказания услуг, а не ограничения на используемые ресурсы или технологии, а также проведение конкурентных конкурсных процедур способствует расширению поля для инноваций и привлечению наиболее технологически развитых исполнителей по проекту.

Сокращение общих затрат по проекту.

Передача как операций по строительству, так и эксплуатации инфраструктурного объекта одному лицу (частному партнеру) позволяет ему минимизировать затраты в течение всего срока реализации проекта ГЧП.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

Передача финансовых обязательств по привлечению средств на реализацию инфраструктурных проектов в частный сектор – одно из главных преимуществ ГЧП.

Повышение эффективности инфраструктурного объекта.

Частный партнер, привлекая финансирование и неся обязательства перед заемщиками и акционерами, заинтересован в увеличении денежных потоков от проекта и повышении эффективности управления им.

Потенциальные сложности использования ГЧП Потребность в более взвешенном бюджетном планировании.

Развитие сферы ГЧП рекомендуется сопровождать реализацией взвешенной бюджетной политики в целях оптимизации расходных обязательств в долгосрочном периоде.

Несмотря на то, что ГЧП обеспечивает финансирование капитальных вложений в объекты инфраструктуры за счет внебюджетных источников, отдельные проекты ГЧП (где источник доходов – это платежи из бюджета) способны увеличить общую нагрузку на бюджет в долгосрочном периоде, что важно учитывать при бюджетном планировании.

Управление проектами ГЧП требует от органов государственной и муниципальной власти новых управленческих компетенций.

Несмотря на то, что ГЧП повышает эффективность управления инвестиционными проектами, множество решений лежит на ответственных органах государственного и муниципального управления.

Поэтому развитие компетенций в управлении проектами в системе органов государственного и муниципального управления путем повышения соответствующего профессионального уровня исполнителей, а также совершенствование систем закупок и контрактации – важные условия успешности реализации проектов ГЧП.

Наши рекомендации