Утвердитесь в своей врожденной доброте

Однажды вы покинете этот мир. Кто-то станет вас оплакивать, а кто-то — поминать недобрым словом. Но помните, что с собой вы возьмете все добрые и все злые помыслы, которые были у вас в течение жизни. Поэтому ваш первейший долг — изучать себя, улучшать себя и делать всё, что в ваших силах. Если вы искренне хотите поступать праведно, не обращайте внимания на тех, кто вас хулит или строит вам козни. Я стараюсь никогда и ни с кем не вступать во вражду, и в глубине души знаю, что сделал все возможное, чтобы быть добрым по отношению ко всем. Но при этом меня заботит не мнение людей обо мне, будь то похвала или осуждение. Со мною Бог, и я с Богом.

Это может показаться хвастовством, но я на собственном опыте испытал великую радость от твердой уверенности в том, что никто не сможет спровоцировать меня ответить злом на зло. Я скорее ударю себя, чем обойдусь с кем-то плохо. Если вы поддерживаете в себе решимость быть добрым, то, как бы ни старались люди вас рассердить, вы все равно останетесь победителем. Подумайте над этим. Когда вам угрожают, а вы остаетесь спокойным и не боитесь, — знайте, что вы торжествуете победу над своим маленьким «я». Ваши враги не могут уязвить ваш дух.

Я не могу себе представить, что не буду добрым — даже по отношению к смертельному врагу. Мне от этого становится больно. Я вижу так много злобы в мире, что для меня непростительно добавлять к ней еще и свою. Когда вы любите Бога, когда вы видите Бога в каждой душе, вы не можете быть плохим. Если чье-то поведение причиняет вам боль, придумайте способ отнестись к этому человеку с любовью. А если он по-прежнему не хочет вести себя тактично, на какое-то время отстранитесь от него. Спрячьте свою доброту внутри, но не позволяйте ни малейшему проявлению недобрых чувств повлиять на ваше поведение. Одна из величайших побед, которые мы одерживаем над нашим маленьким «я», состоит в том, чтобы утвердиться в способности всегда быть внимательным и любящим, утвердиться в знании, что никто не заставит вас поступать по-другому. Поупражняйтесь в этом. Все власти Рима не смогли пробудить злобу у Христа. Даже за тех, кто распинал его, он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»[11].

Когда вы тверды во власти над собой, ваша победа выше победы диктатора — ибо эта победа останется безупречной пред судом вашей совести. Ваш судья — совесть. Пусть ваши мысли будут присяжными, а вы — ответчиком. Каждый день устраивайте себе проверку, и вы обнаружите, что всякий раз, когда совесть наказывает вас, всякий раз, когда вы выносите себе приговор быть добродетельным — то есть соответствовать своей божественной природе, — вы окажетесь победителем.

ПОБЕДА ДУШИ

Преклонный возраст — не оправдание тому, что мы не стараемся себя изменить. Победа — вопрос не молодости, но настойчивости. Развивайте в себе такую настойчивость, которая была у Иисуса. Сравните его образ мыслей в час расставания с телом с образом мыслей внешне преуспевающего свободного человека с улиц Иерусалима. До самого конца, во всех испытаниях, — даже когда враги Иисуса бросили его в темницу и распяли, — он был величайшим победителем. Он обладал властью над всей природой и играл со смертью, чтобы ее покорить. Тот, кто боится, позволяет смерти победить себя. Но тот, кто без страха встречается с самим собой и ежедневно стремится стать лучше, так же бесстрашно встретит смерть и одержит настоящую победу. Важней всего именно победа души.

Для меня больше не существует завесы, отделяющей жизнь от смерти, поэтому смерть совсем не пугает меня. Воплощенная душа подобна волне на поверхности океана. Когда человек умирает, душа-волна спадает и растворяется в океане Духа, из которого появилась. Правда о смерти скрыта от понимания заурядных людей, которые никогда и не пробовали познать Бога. Такие люди не могут постичь, что в них самих находится царство Божие, обильное чудесами Его. Там ни боль, ни бедность, ни тревоги, ни ночные кошмары не могут обмануть душу. Все, что мне нужно сделать, — это открыть око моего духа, и земля исчезнет и появится новый мир. В этой стране я встречу бесконечного Бога. Такое состояние возможно благодаря уравновешенному сочетанию деятельности и медитации. Необходима кипучая деятельность, но не с желанием служить себе, а с желанием служить Богу. И не менее важны ежедневные усилия постичь Его посредством глубокой медитации.

Наши рекомендации