Какие факторы, совокупности предопределили сначала возникновение, а затем и развитие рынка?
1) Потребности людей. Они по своей природе безграничны: сколько ни дай, все мало. Если мы посмотрим на теорию мотивации, то утверждается, что человека на какую-то деятельность мотивирует неудовлетворенная потребность. Как только потребность удовлетворяется, она человека больше не мотивирует. Таким образом, фактически по человеческой природе всегда нужно к чему-то стремиться. А если у человека все потребности удовлетворяются, то это его ни к чему не мотивирует, что вызывает глубокий внутренний диссонанс.
Представим себе, что вы хотите что-либо иметь. Например, вы сможете иметь все по мановению волшебной палочки, или, выдернув волос из головы и загадав желание, и оно тут же исполнится. Вскоре вам надоест то, что у вас появляется все, что вы хотите.
Человеческие потребности безграничны еще и потому, что человек развивается. И развивающийся человек постоянно выходит на какой-то новый уровень, в результате его потребности постоянно меняются. Таким образом, нельзя раз и навсегда удовлетворить все его потребности. Если это удастся, то человек не будет развиваться, у него не будет никаких стимулов развиваться, и это кончится плохо.
Этот постоянный рост потребностей побуждает производство благ, развитие производства благ. Нацеленность нас на глобальный научно-технический прогресс есть следствие неограниченности потребностей.
2) Ограниченность всех ресурсов производства.
Понимание ограниченности ресурсов заключается, например, в том, что на одном и том же участке земли не (?) принято заниматься различными видами деятельности. Хотя существует такое понятие как бизнес-центр, когда на одном участке земли самые разные люди занимаются самыми разнообразными видами деятельности, но бывает и довольно видов деятельности совершенно несовместимых друг с другом.
Например, мы хотим на одном месте производить химические продукты, а заодно растить пшеницу. Вокруг завода мы все засаживаем пшеницей. Но ее употреблять в пищу, скорее всего, будет нельзя.
Исходя из этого, возникает необходимость искать дополнительные пути повышения эффективности производства. Поэтому получается, что общественное разделение труда, которое повышает эффективность производства, создает материальную основу для широкого товарного обмена. А почему? Потому что эффективность производства связана с более высокой компетенцией специализации товаропроизводителя. Чем более товаропроизводитель специализирован, тем более эффективно его производство, но и тем больше ему требуется других товаропроизводителей, которые могли бы его снабдить всем остальным.
3) Экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности.
4) Самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Согласитесь, что рабство, крепостное право, феодализм сдерживали развитие рынка, потому что они нарушали условие свободы товаропроизводителя. Только тогда, когда товаропроизводители стали свободными, получили возможность принимать самые разнообразные решения, и возник рынок.
Рынок можно рассматривать с самых разнообразных точек зрения.
С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения производителя и потребителя. В этом смысле рынок представляет собой своеобразную информационную систему, которая связывает самых разнообразных участников рыночных отношений.
С точки зрения организации экономики, рынок называют общественной формой функционирования экономики, т.е. рынок представляет собой специфический институт со своими базовыми понятиями, со своей идеологией и т.д.
С позиции участников рынка мы можем определить рынок как некую форму связи между разнообразными субъектами хозяйства. Т.е. получается, что рынок можно представить как некую систему организационно-экономических отношений, которые через продажу связывают самых разнообразных субъектов экономической деятельности.
Функции рынка:
1) Регулирующая функция. Через рынок осуществляется регулирование общественного производства, дается ответ на вопрос: что? как? и для кого производить?
Мы понимаем, что регулировать экономическую систему можно не с помощью рынка, а с помощью государства.
2) Информационная функция. Через рынок устанавливаются связи производителей и потребителей. Вместе с тем, каждый участник рынка является одновременно и продавцом и покупателем, потому что например, он покупает на рынке необходимые для жизни или собственного производства товары и услуги, а продает рабочую силу, продукты, имущество или титульную собственность.
Замечание. Титульная собственность. Что это? Часто, когда мы продаем что-нибудь или передаем что-нибудь, мы передаем не само имущество, а право на собственность этим имуществом. Представьте, что вы продаете квартиру. Вы же не выламываете ее из дома и несете на рынок. Т.е. мы продаем и покупаем не сам объект, а свидетельство или титул собственности на сам объект. То что удостоверяет права собственности называется титулом собственности. В экономике многие вещи продаются не сами, а права собственности на них. Это могут быть ценные бумаги, договоры.
Зачастую в экономике продается не само благо, а собственность на него.
Функция учета затрат.
Рынок ведь определяет не только, что нужно производить, но и то, какие товары может позволить себе производитель. Более, того какие затраты может позволить себе общество, чтобы получить данный продукт. Если затраты будут слишком высоки, то данный продукт может не покупаться.
Иногда получается, что затраты товаропроизводителя невелики, а вот затраты общества очень велики. Когда они существенны, общество пытается оградить себя от избыточных затрат и либо переложить эти затраты на товаропроизводителя, либо помешать товаропроизводителю выпуску той или иной продукции.
Пример. В 1990-е годы был расцвет продажи «палёной» водки. До некоторых пор это мало кого трогало, пока у государства были другие заботы. Но как только эти заботы отошли на второй план, то возникла необходимость анализа этих вещей. И выяснилось, что эта паленая водка приносит государству такие издержки, что необходимо что-то делать. Как только это было осознано, то сразу были предприняты соответствующие меры, и количество этой водки существенно снизилось.
Второй момент. На рынке Юнона теперь не торгуют нелегальными дисками. Долгое время они никому не мешали. Вместе с тем, с некоторых пор затраты, которые несет общество от свободной торговли такими палёными дисками стали слишком высоки. А почему они стали слишком высоки? Перед страной встала преграда на пути во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) из-за несоблюдения прав собственности. Как только общество эти проблемы осознало, то эти проблемы были решены. Поэтому формально у нас никаких таких компакт-дисков не продается. А то, что они на самом деле продаются, это _____ . Но сейчас их продается гораздо меньше.
Мы понимаем, что понятие издержек общества может кардинально влиять на рыночную ситуацию. Это некий дополнительный ограничитель, который общество налагает на товаропроизводителя. Поэтому учет затрат это больше, чем учет затрат конкретного товаропроизводителя. Зачастую это учет затрат общества.
4) Функция установления цены.
Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. При прочих равных условиях если количество какого-то товара превышает спрос на него, то снижается цена. А это делает менее выгодным его производство. И производство начинает уменьшаться.
Высокие цены будут стимулировать производство до тех пор, пока не наступит равновесие спроса и предложения.
Почему при прочих равных? Потому что снижение цены может привести к тому, что данный товар будет гораздо более выгодным для потребителя, чем товары-заменители или субституты. И получится, что немножко понизив цену мы приведем к тому, что производство этого количества товара будет действительно невыгодно, но зато я смогу произвести товаров в 4 раза больше товаров, и смогу взять не максимум прибыли на конкретной единице товара, а максимум прибыли на продаже. Поэтому в экономике очень часто важным условием является использование условия «при прочих равных», потому что иногда ситуация может быть абсолютно иной, в зависимости от ситуации при снижении цены мы можем либо понизить прибыль, либо увеличить прибыль.
Таким образом функция установления цены является действительно крайне важной, и при установлении цены мы должны все эти вещи учитывать. Если рынок обладает достаточно жесткими формами конкуренции, то проблема установления цены усложняется, ибо мы должны еще учитывать разнообразные действия конкурентов, разнообразные возможности конкурентов, связанные с ее установлением.
Всем известно, что существует такое понятие как «равновесная цена», спрос равен предложению (?). Вместе с тем, равновесная цена очень часто не достигается, потому что мы, желая купить товар, очень часто от чего-то абстрагируемся, очень часто чем-то жертвуем.