А. Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток

28. Рабочая группа продолжает внимательно следить за ситуацией в Бугенвилле, Папуа-Новая Гвинея, и за сообщениями о предположительной деятельности фиджийских наемников в этой автономной островной провинции (А/61/341, пункт 81). По самой последней информации, полученной Рабочей группой, была сформирована новая группа "Борцы за свободу Бугенвилля", целью которой является борьба с предположительными наемниками-контрактниками, и были получены сообщения, согласно которым некоторые из указанных наемников получили ранения во время насильственных столкновений в конце ноября 2006 года.

29. Председатель-Докладчик приветствовала возможность принятия последующих мер в связи с неоднократными обращениями с просьбой посетить Папуа-Новую Гвинею и Фиджи, соответственно сделанными в ходе отдельных встреч с Постоянными представителями государств при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в ноябре 2006 года. В ходе встречи с Постоянным представителем Фиджи Председатель-Докладчик также отметила полученную информацию о том, что более тысячи фиджийских граждан в настоящее время служат по контракту с ЧВОП в Ираке и Кувейте. Постоянный представитель Фиджи проинформировал Рабочую группу о предпринимаемых правительством усилиях, включая направление должностных лиц в Папуа-Новую Гвинею с целью убедить восьмерых фиджийских бывших военных вернуться в Фиджи. Постоянный представитель также выразил понимание в связи с тем, что высокий уровень профессиональной подготовки фиджийцев, которые зачастую имеют военный или полицейский опыт, привлекает иностранные ЧВОП. В ходе обеих встреч Председатель подчеркнула целесообразность рассматривать указанную ситуацию в качестве уникального явления в региональном и глобальном контекстах и отметила, что посещение страны Рабочей группой могло бы способствовать обмену опытом и мнениями о последствиях соответствующих событий. Рабочая группа выражает сожаление в связи с тем, что правительства Папуа-Новой Гвинеи и Фиджи до сих пор не направили приглашения, и призывает правительства в позитивном ключе ответить на обращение о посещении региона.

30. Рабочая группа с удовлетворением отмечает положительный ответ, полученный от Генерального секретаря Тихоокеанского форума (ТФ) относительно проведения консультаций по вопросам, относящимся к данной ситуации, и, как представляется, указанное приглашение к консультациям будет принято в 2007 году.

31. Рабочая группа внимательно следит за развитием ситуации в Ираке и отмечает, что масштабное использование ЧВОП может привести к "приватизации" конфликта[2]. В 2006 году около 48 000 сотрудников этих ЧВОП действовали в интересах коалиционных сил, что превратило их фактически во вторые по численности "коалиционные силы" в Ираке после контингента Соединенных Штатов (численность которого в начале декабря 2006 года составляла 130 000 военнослужащих), но более многочисленные по сравнению с контингентом британской армии (примерно 7 200 военнослужащих)[3]. Услуги, предоставляемые частными военными и охранными компаниями (материально-техническое обеспечение, поставка транспорта коалиционным силам, вооруженная защита конвоев, лиц и зданий, а также переподготовка иракской армии), играют основную роль в поддержании безопасности в Ираке[4]. Вместе с тем, Рабочая группа признает, что указанные ЧВОП не действуют в качестве единого предприятия или под единым командованием. Как было отмечено Центральным контрольным управлением правительства Соединенных Штатов (ГАО), некоторые ЧВОП также принимали непосредственное участие в военных действиях, причиняя косвенный ущерб, главным образом связанный с вмешательством указанных частных компаний в деятельность военнослужащих Соединенных Штатов[5]. Что касается потерь в личном составе, то по состоянию на 15 ноября 2006 года в Ираке было убито 420 сотрудников ЧВОП, 2 853 военнослужащих армии США и 125 военнослужащих британской армии[6]. Как оказалось, коалиция предпочитает передавать частному сектору все больший объем обязанностей, связанных с обеспечением безопасности. ЧВОП в Ираке, как правило, действуют в условиях отсутствия контроля, транспарентности, выходящей за рамки самой частной компании, подотчетности и полной безнаказанности.

32. В Ираке примерно каждые трое из десяти военнослужащих регулярных вооруженных сил коалиции являются сотрудниками ЧВОП. Во время первой войны в Персидском заливе в начале 90‑х годов только один из 100 военнослужащих был завербован ЧВОП. Интенсивное расширение ЧВОП выражается не только в количестве наёмников, но также и в общей стоимости контрактов, которая в 2006 году составила более 100 млрд. долл. США[7].

33. Рабочая группа отмечает полученную информацию о том, что ЧВОП, действующие в Ираке, также занимаются вербовкой лиц с сомнительным прошлым, некоторые из

которых ранее работали на репрессивные режимы[8]. Можно сделать вывод, что многие из контрактников из Южной Африки, включая лиц, которые в настоящее время осуществляют переподготовку и оказывают поддержку иракской полиции, ранее служили в южноафриканской полиции и армии также во времена режима апартеида. Было сообщено, что два южноафриканца, работающие в Ираке, попали под амнистию после признания в совершении преступлений против человечности в Южной Африке, а один бывший полицейский, как утверждается, виновен в убийстве 15 активистов, выступавших против режима апартеида, и в закладке взрывных устройств в домах около 40‑60 политических активистов в Южной Африке[9].

34. В своем докладе Генеральной Ассамблее Рабочая группа выразила озабоченность в связи с причастностью сотрудников двух ЧВОП к нарушениям прав человека, которые произошли в тюрьме Абу-Грейб (А/61/341, пункт 69). Указанные сотрудники выполняли важные функции, не неся ответственности перед эффективными регулятивными и контрольными механизмами, поскольку, как утверждается, в их отношении не было проведено никакого расследования, и они не понесли никакого наказания. Их предположительная причастность совместно с другими лицами к скандально известным случаям применения пыток в Абу-Грейб "усилила подозрения, особенно со стороны военнослужащих США, в отношении благонадежности (частных) контрактников" и затрудняет усилия по восстановлению в Ираке[10]. Рабочая группа обеспокоена тем, что указанные случаи не единичны и могут представлять собой лишь часть всех дел. Как отметила одна правозащитная НПО, хотя коммерциализация ЧВОП, возможно, могла бы способствовать повышению эффективности, передача монополии на применение силы частным компаниям неизбежно приводит к возникновению обстановки безнаказанности, учитывая, что только один из 20 случаев предполагаемых правонарушений со стороны контрактников ЧВОП в отношении заключенных в Афганистане и Ираке становится объектом рассмотрения различных судов[11].

35. Рабочая группа отмечает исследование, проведенное Факультетом общественного здравоохранения им. Блумберга при Универтитете Джона Хопкинса, в результате которого было установлено, что около 655 000 иракцев погибли в ходе войны и оккупации их страны[12]. Указанные показатели оспариваются правительствами Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Ирака. Хотя точные цифры должны быть проверены, было бы также полезно определить, какое количество из погибших было убито контрактниками ЧВОП. В этом отношении Рабочая группа с обеспокоенностью отмечает репортаж о деятельности некоторых ЧВОП в Ираке, показанный по телеканалу Си-эн-эн в июле 2006 года, в который вошли отрывки из любительских видеозаписей, стрельбы по машинам на улицах Багдада со смертельным исходом[13]. Согласно показаниям лиц, находившихся в транспортном средстве, из которого были сделаны выстрелы, он находился в составе автоколонны ЧВОП[14]. По словам одного комментатора, частные контрактники по причине страха зачастую открывают неизбирательный огонь на улицах Багдада и других иракских городов с целью обеспечения приоритета в движении и сохранения дистанции от других транспортных средств[15].

36. Как и в случае традиционного правового определения понятия "наемник", основная мотивация которого заключается в личном обогащении и материальной компенсации, ЧВОП требует максимальное финансовое вознаграждение за услуги, предоставляемые клиентам. Такие мотивации ЧВОП, которые часто пытаются завербовать лиц за меньшее вознаграждение с целью увеличения прибыли, привели к ситуациям, при которых договоры, заключенные с правительством, например с Департаментом безопасности Соединенных Штатов или Государственным департаментом, передоверяются дочерним компаниям. Так, например, Рабочая группа получила информацию, что первоначальный договор может предусматривать вознаграждение в размере примерно 11 000 долл. США каждому охраннику в месяц за выполнение охранных функций в зонах конфликта. Вместе с тем обычной практикой для ЧВОП, действующих на основании оригинального договора, является привлечение в качестве субподрядчика второй, третьей или четвертой частной компании для выполнения первоначального договора полностью или частично. Такие процессы часто приводят к тому, что вербовкой и профессиональной подготовкой персонала в государствах с низкой стоимостью рабочей силы и высокими показателями безработицы занимаются компании, выступающие в качестве субподрядчиков. Рабочая группа получила информацию о лицах, действующих в соответствии с субдоговорами, получающих зарплаты, сниженные до одной или двух тысяч долларов США, при этом остаток денежных средств либо поступает на счет ЧВОП, действующих на основании изначального договора, либо делится между субподрядчиками. Кроме того, Рабочая группа озабочена тем, что данное увеличение прибыли ЧВОП может стать стимулом для дублирования платных услуг, что в большинстве случаев находится вне пределов судебной подотчетности, а также вне пределов компетенции регулярных военных сил и их командных инстанций.

37. Рабочая группа также выражает озабоченность в связи с тем, что в определенный момент мотивация ЧВОП, направленная на получение прибыли, может привести к ситуациям, когда лица нанимаются национальными филиалами крупных транснациональных ЧВОП для направления в зоны конфликта в качестве охранников, а по прибытии в назначенное место им в обязанности вменяется выполнение военных функций, не предусмотренных в подписанных ими контрактах. Такие же мотивации могут определенным образом влиять на такие ситуации, как случай, имевший место 31 марта 2004 года, когда были убиты сотрудники ЧВОП, ответственные за охрану конвоя Соединенных Штатов, переходящего через Фалуджу, Ирак. Четыре охранника были схвачены иракскими повстанцами и впоследствии сожжены; причем эти сцены транслировались по всему миру[16]. В январе 2005 года семьи этих охранников в отношении ЧВОП подали иск, мотивировав его тем, что не было обеспечено достаточного количества сотрудников и адекватных средств защиты[17]. В качестве аргументов в свою

защиту ЧВОП заявили, что охранники выполняли обычные военные задачи, и потребовали в связи с этим прекращения рассмотрения дела. В августе 2006 года Федеральный апелляционный суд Северной Каролины Соединенных Штатов принял к рассмотрению дело по иску, поданному одной из семей против ЧВОП.

38. Рабочая группа отмечает, что ЧВОП используют в целях пропаганды своей деятельности в государствах, находящихся в ситуации серьезных конфликтов, таких, как Ирак, два основных аргумента: эффективность и профессионализм. Не считая того, что принципиальную озабоченность Рабочей группы вызывает недостаточный учет ЧВОП норм международного права прав человека, международного гуманитарного права и международного публичного права, регулирующего применение силы, аргумент относительно "эффективности", как представляется, не соответствует действительности. Так, например, в 2005 году при заключении договора с Программой Госдепартамента США "Всемирная служба личной защиты" (ВСЛЗ), обеспечивающей охрану людей и действующей по всему миру, ЧВОП пыталась повысить свою прибыль путем представления различных департаментов одной и той же ЧВОП в качестве различных компаний. Контракт с ВСЛЗ, заключенный в 2004 году, был бы разделен между различными юридическими лицами, что привело бы к необъяснимому превышению почти на 100 млн. долл. США суммы, зафиксированной в заключенном договоре, если бы данная махинация не была раскрыта и не остановлена благодаря вмешательству властей[18]. Что касается аргумента, связанного с "профессионализмом", то верно, что многие ЧВОП нанимают бывших генералов, министров и высокопоставленных государственных служащих и что значительное количество компаний управляются бывшими военными сотрудниками из военных школ[19]. Вместе с тем, даже несмотря на уровень соблюдения ими этических норм при выполнении функций и на их эффективность и профессионализм, Рабочая группа считает, что их деятельность осуществляется незаконно[20].

Наши рекомендации