Вопрос 78. Договор коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии— это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без его указания право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства.
Договор коммерческой концессии двусторонний, возмездный, консенсуальный.
Стороны договора: правообладатель и пользователь.
Правообладателем могут быть любые физические лица.
Пользователем могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Предмет договора — исключительные права, право использовать изобретения.
Договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Соответственно, если стороны вносят изменение в договор, они также должнырегистрироваться в установленном законом порядке.
Существенными условиями договора выступают предмет договора и цена.
Правообладатель обязан:
1. передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
2. обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии;
3. оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
4. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Пользователь обязан:
1. использовать указанным в договоре образом при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя;
2. обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
3. соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
4. оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
5. не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
6. предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
7. информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
Ответственность сторон договора коммерческой концессии наступает независимо от вины, по правилам ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности.
Ответственность правообладателя наступает только при несоответствии качества, ассортимента, комплектности, сроков и иных условий договора пользователя с его контрагентом. Правообладатель в этом случае несет субсидиарную ответственность.
Договор прекращается в случаях:
1. одностороннего отказа от договора, заключенного без указания срока (любая из сторон, предварительно уведомив за шесть месяцев другую сторону, вправе отказаться от договора);
2. одностороннего отказа пользователя от договора в случае изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя;
3. прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами;
4. смерти правообладателя, если наследник в течение шести месяцев со дня открытия наследства не зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя;
5. объявления правообладателя или пользователя несостоятельными (банкротами) в установленном порядке; в иных случаях, предусмотренных гл. 26 ГК РФ.