Сущность и структура денежного обращения. Формы безналичных расчетов и инструменты платежа.(ДКБ)Схема 8 страница
Оборотный капитал прежде всего стоимостная категория. Он не является материальными ценностями, из него нельзя производить ГП. Являясь стоимостью в денежной форме, оборотный капитал уже в процессе кругооборота принимает форму ПЗ, НЗП, ГП. В отличии от тмц (активов), оборотный капитал не расходуется, не затрачивается, не потребляется, а авансируется, возвращаясь после каждого кругооборота и вступая в следующий.
А)производственные оборотные фонды.
Они выделяются из состава всего оборотного капитала по следующим признакам:
1.Оборотный капитал постоянно находится во всех стадиях кругооборота, а оборотные фонды только в производственном процессе. В процессе производства оборотные фонды полностью потребляются, переносят свою стоимость на готовый продукт и покидают предприятие, заменяясь новыми партиями сырья, топлива, основными и вспомогательными материалами. За год сумма оборотных фондов сожжет в 10-ки раз превысить сумму оборотного капитала.
2.Оборотные фонды выступают в единой форме – производственной, а оборотный капитал не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных частях пребывает в этих формах.
Состав оборотных фондов:
*ПЗ –производственные запасы:
Предметы труда – сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара и тарные материалы.
Орудия труда, функционирующие менее года – инструменты, сменное оборудование, запчасти и пр.
*НЗП – незавершенное производство.
*РБП – расходы будущих периодов – они отражают затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущему отчетному времени – это расходы на освоение новых производств, арендная предоплата, авансовые налоговые платежи и пр.
Основное назначение оборотных фондов – обеспечение непрерывного и ритмичного процесса производства.
Б)Фонды обращения:
-ГП на складах,
-Товары отгруженные,
-Денежные средства в кассе и на расчетных счетах,
-Дебиторская задолженность,
-Средства в прочих расчетах – это недостачи от потери имущества, перерасходы по целевым фондам, убытки от безнадежных долгов и т.д.
Основное назначение – обеспечение ресурсами процесса производства.
Оборот фондов обращения неразрывно связан с оборотом оборотных фондов, являясь его продолжением и завершением. Совершая кругооборот эти фонды переплетаются, образуя общий оборот, в процессе которого стоимость оборотных фондов переносится на ГП и переходит из сферы производства в сферу обращения, а стоимость фондов обращения в размерах авансируемой стоимости переходит из сферы обращения в сферу производства. Так совершается единый кругооборот авансируемой стоимости, проходящей через разные функциональные формы, возвращаясь в исходную денежную форму. Т.обр., оборотный капитал, совершая кругооборот из сферы производства, где он функционирует в качестве оборотных фондов, переходит в сферу обращения, где выступает как фонда обращения.
Тогда можно выделить 2 основные функции оборотного капитала: производственная и расчетная. Выполняя производственную функцию, оборотный капитал в форме оборотных фондов поддерживает непрерывность производства и переносит свою стоимость на ГП. Расчетная функция заключается в завершении кругооборота и превращении оборотного капитала из товарной формы в денежную.
Состояние оборотного капитала очень сильно влияет на результаты деятельности предприятия:
-Недостаток ведет к уменьшению производства, невыполнению производственной программы.
-Излишек отвлечения средств в оборотный капитал приводит к омертвлению ресурсов, их неэффективному использованию.
Эффективность использования оборотного капитала во многом определяет финансовое состояние предприятия.
Оборотный капитал часто классифицируют по степени ликвидности. Ликвидность – способность отдельных элементов оборотного капитала превращаться в денежную форму.
Высоколиквидные – денежные средства, ликвидные ЦБ и т.д.
Низко ликвидные – ПЗ,НЗП, дебиторская задолженность.
Эффективность использования оборотного капитала.
Состояние предприятия находится в прямой зависимости оттого, насколько эффективно используется его оборотный капитал. Каждое предприятие заинтересованно в рациональной организации оборотного капитала, т.е. организации его движения с минимальной возможной суммой для получения максимального эк эффекта.
Т.обр., финансовое положение предприятия непосредственно зависит оттого, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги, т.е. от скорости оборота оборотного капитала. Разные элементы оборотного капитала имеют разную скорость оборота.На скорость оборота влияют внешние и внутренние факторы:
Внешние: сфера деятельности, отраслевая принадлежность, общая эк ситуация в стране.
Период нахождения средств в оборотном капитале в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности фирмы, в первую очередь эффективностью политики управления оборотного капитала. Т.обр., эффективность использования оборотного капитала характеризуется его оборачиваемостью, которая в свою очередь выражена в следующих показателях:
1)Коэффициент оборачиваемости (Ко): Ко = Т /С, Т – объем товарной продукции, выпущенной за определенный период (выручка), С – остатки оборотных средств, средние за период, либо на дату.
Ко показывает скорость оборота оборотного капитала, т.е. количество оборотов, которое совершает оборотный капитал за рассматриваемый период. Он должен увеличиваться.
2)Длительность 1 оборота в днях (О): О = Д / Ко = (Д*С) / Т. Д – число дней в рассматриваемом периоде. Уменьшение показателя говорит об улучшении использования оборотных средств.
3)Коэффициент загрузки средств в обороте (Кз): Кз = С /Т., т.е. этот коэффициент рассчитывается обратно Ко и показывает сколько оборотных средств приходится на единицу произведенной продукции. Он должен уменьшаться.
4)Коэффициент отдачи оборотных средств (Кот): Кот = П /С, П – прибыль от реализации продукции за рассматриваемый период, с – остатки оборотных средств.
Данные показатели могут рассчитываться как по всему оборотному капиталу, так и по его отдельным элементам.
Дополнительно:
Источники формирования оборотного капитала.
Но новом, вновь созданном предприятии, из состава сформированного УК выделяется часть средств на приобретение материальных запасов и на другие расходы, необходимые для начала производственного процесса. Так формируется собственный оборотный капитал. В дальнейшем в процессе функционирования предприятия, если оно рентабельно, оно наращивает сумму оборотного капитала за счет прибыли и других источников. В отдельные периоды предприятию может недоставать собственных оборотных средств и оно обращается к заемным источника финансирования.
Собственные источники финансирования: вклады учредителей, прибыль, амортизация, средства от реализации основных фондов, страховые суммы от возмещения убытков, резервы, переходящая задолженность по оплате труда, перед бюджетом и внебюджетным Фондам, остатки фондопотребления. Главный источник – прибыль, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей. Предприятие само определяет какую часть этой прибыли инвестировать в оборотный капитал. Вторым по значимости является амортизация. ЕЕ размер зависит от объема использования основных фондов и способа начисления амортизации.
+ Плюсы собственных источников:
*в части прибыли: отсутствие затрат времени и средств на их мобилизацию. Отсутствие риска невозврата, улучшение инвестиционного имиджа предприятия.
*в части амортизации: возможность формирования амортизационного фонда при любом финансовом состоянии, возможность регулировать размер этого фонда применяя ту или иную политику амортизации.
- минусы собственных источников:
*в части прибыли: ограничение данного источника,
*в части амортизации: обесценивание средств амортизационного фонда из-за инфляции.
В составе собственных источников выделяют привлеченные средства, т.е. средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода и которые могут не возвращаться владельцам. Это: средства, полученные от размещения акций, средства, полученные от головной компании холдинговой структуры, гос средства на целевое финансирование, средства иностранных инвесторов в форме долевого участия в УК, прямые вложения физ, юр лиц, м/нар организаций.
Основной источник в числе привлеченных – акционерный капитал.
Гос финансирование может быть в следующих формах:
1.прямое финансирование – выделение государством средств непосредственно предприятию на условиях возврата, как правило, на целевой основе. Государство, как банк, устанавливает % ставки, срок и механизм возврата..
2.субвенции – бюджетные средства, предоставленные на безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.
3.Субсидии – средства, предоставленные на основе долевого финансирования целевых расходов. Государство через делегированные органы выступает вкладчиком в проект, остальные средства вносятся коммерческими структурами.
4.Гарантия по кредитам – предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а государство через уполномоченные органы выступает гарантом предприятия. Государство, как правило, выделяет средства на более выгодных условиях, чем коммерческие банки, однако данный источник доступен ограниченному кругу фирм. На гос поддержку могут претендовать предприятия ВПК, производители медицинского оборудования и энергосберегающей техники, выпускающие конкурентоспособную научно-техническую продукцию.
Заемные источники – это средства, полученные на определенный срок и подлежащие возврату с выплатой дохода владельцу за их использование. Основную роль играют: коммерческий кредит, кредиты банков, факторинг, эмиссия облигаций.
Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый в товарной форме в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательство покупателя погасить в определенный срок сумму основного долга и %. Такой кредит может оформляться векселем, авансом покупателя, открытым счетом. Разновидность коммерческого кредита – обычная кредиторская задолженность, чем больше ее сумма и больше срок погашения, тем значительнее дополнительное финансирование для фирмы. Эта форма краткосрочного финансирования применяется почти во всех сферах бизнеса. В экономически развитых странах большинство покупателей имеет возможность отсрочки платежа. % за это обычно не начисляется, однако в случае оплаты раньше срока покупатель может получить скидку. Поставщики товара обычно относятся к предоставлению кредита более лояльно, чем финансовые институты. Поэтому такая форма финансирования привлекательна для малых и средних предприятий. Применение коммерческого кредита требует от продавца достаточного объема резервного капитала га случай замедления поступления от должников. Т.обр., в качестве источника финансового обеспечения деятельности предприятия коммерческий кредит имеет плюсы +:
1.Может быть предоставлен в любой срок.
2.% по нему либо не начисляются, либо минимальны,
3.Существует возможность продления его срока.
В РФ применение коммерческого кредита связано с проблемами из-за низкой кредитоспособности многих предприятий. Поэтому получение коммерческого кредита на условии открытого счета бывает затруднено.
Банковский кредит – традиционная наиболее привычная форма привлечения заемных средств. Основные направления: привлечение кредитов для формирования оборотных средств – сезонные закупки запасов сырья и финансирование затрат, связанных с сезонным процессом производства, временным восполнение недостатка собственных оборотных средств.
Факторинг– одна из форм краткосрочного финансирования деятельности предприятия. Схема:
От поставщика стрелочка под №1 к покупателю. Поставщик продает на условиях отсрочки платежа, у него формируется дебиторская задолженность. Между поставщиком и факторинговой компанией стрелочка 2(в оба направления): поставщик уступает факторинговой компании свои денежные требования к покупателю, от факторинговой компании к поставщику стрелочка №3 – она выплачивает поставщику большую часть дебиторской задолженности сразу после поставки товара. От покупателя к факторинговой компании идет стрелочка 4: покупатель оплачивает товар в срок, установленный договором. И от факторинговой компании к поставщику идет стрелочка 5_ поставщику выплачивается остаток задолженности за вычетом комиссии.
Факторинговые операции выгодны для поставщиков, они позволяют им предлагать покупателям гибкие условия оплаты, не лишаясь ри этом оборотных средств. Т.обр., продавец расширяет рынки сбыта, расширяя свой бизнес. Факторинговая компания, в ксчестве которой иногда выступают подразделения коммерческого банка, получают доход от поставщика в виде комиссии от суммы сделки. Покупатель же получает выгодные условия сделки. Факторинг наиболее выгоден для небольших и средних предприятий, выходящих на новые рынки. А также вновь созданных фирм. Они часто испытывают недостаток денежных средств. А банковский кредит для них малодоступен. Посредничество факторинговой компании позволяет решать им проблему финансирования своей деятельности в краткосрочном периоде.
1 из наиболее сложных способов привлечения средств является выпуск облигаций. Он доступен крупным компаниям с высокими размерами УК. В РФ эта форма мало распространена из-за недостаточно развитого фондового рынка и небольших размеров уставного фонда большинства компаний.
55.политика привлечения заемных средств предприятия. Финансовый леверидж. ЭФР (Финансовый менеджмент 6 раздел)
Структура капитала предприятия – соотношение его ЗК (заемного капитала) и СК (собственного капитала). 1 из важнейших задач – определение рациональной структуры источников финансирования. При этом исходят из общего принципа: соотношение между СК и ЗК должно быть таким, чтобы рыночная стоимость предприятия была максимальна.
Валовая прибыль предприятия (ВП) – прибыль до уплаты налога и % за кредит. Валовая рентабельность (В R-ть) = (ВП/ Активы)*100%. Если допустить, что единственным различием между двумя предприятиями состоит в том, что одно из них не пользуется кредитами и не выпускает облигации, а другое в той или иной форме привлекает ЗК, то получится, что при одинаковой валовой рентабельности, то предприятие, которое пользовалось ЗК более эффективно использовало СК. Это вызвано разницей в структуре финансовых источников, а именно эффектом финансового рычага (ЭФР).
ЭФР – приращение в рентабельности СК, полученное благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. ЭФР в %.
ЭФР = (1-СНП)*( В R-ть - ПК)*(ЗК/СК).
СНП – ставка налога на прибыль в относительном выражении,
В R-ть –валовая рентабельность в %.
ПК – средний размер % по кредиту, уплачиваемый предприятием за использование ЗК в %.
ЭФР рассчитывается при решении вопроса формирования рациональной структуры капитала, т.е. при рассмотрении вопроса о целесообразности дополнительного привлечения ЗК. Если ЭФР больше 0, то привлечение ЗК нарастит стоимость СК, если меньше, то новое заимствование невыгодно. (1-СНП) - налоговый корректор,( В R-ть - ПК) – дифференциал, (ЗК/СК) – плечо финансового рычага.
Исходя из концепции ЭФР, можно сформулировать следующее правило рационального формирования структуры капитала фирмы:
Если Валовая прибыль и валовая рентабельность невысоки, дифференциал при этом минимален или отрицателен, то выгоднее наращивать их, например, за счет дополнительного выпуска акций, чем брать кредит, привлечение заемных средств обойдется фирме дороже.
Если же Валовая прибыль и валовая рентабельность велики, дифференциал больше 0. То выгоднее брать кредит, чем наращивать СК.
Эти правила требуют расчета порогового значения валовой прибыли (ВПп) – такого значения, при котором рентабельность СК одинакова. Как в случае привлечения кредита, так и в случаи использования только ЗК. Т.е. на пороговом значении валовой прибыли СК и ЗК одинаково выгодны, ЭФР = 0, т.е валовая рентабельность = % по кредиту.
Выводим формулу валовой пороговой рентабельности( ВПп) из валовой рентабельности (В R-ть ):
В R-ть =( ВПп/Активы)*100% = (ВПп/(СК +ЗК))*100% = ПК, отсюдаВПп = (ПК*(СК + ЗК))/100%.
До достижения валовой прибыли порогового значения выгоднее использовать только СК, уплата % по кредиту будет для предприятия непосильна после прохождения порогового значения, выгоднее привлекать долговое финансирование. Данный подход можно использовать для формирования рациональной структуры средств предприятия. Однако количественное соотношение различных источников в этой структуре определяется для каждого предприятия не только с учетом данных критериев, но и индивидуально, учитывая объективные факторы:
1)Темпы наращивания оборота – повышенные темпы роста требуют повышенного финансирования в связи с ростом переменных затрат, а часто и постоянных затрат, дебиторской задолженности и пр. В этой ситуации чаще всего ЗК оказывается дешевле эмиссионных расходов, поэтому ставку делают на внешнее финансирование.
2)Стабильность динамики оборота – если предприятие уверенно в долгосрочной перспективе стабильного сбыта, то оно может позволить себе достаточно высокий уровень ЗК в пассиве и высокие постоянные затраты.
3)Уровень и динамика рентабельности – наиболее рентабельные предприятия генерируют достаточно прибыли для финансирования и развития дивидендов и достаточно долго могут обходится СК.
4)Структура активов – если величина ВОА (внеоборотных активов) велика, то рост доли ЗК вполне логичен, т.к. они могут служить обеспечением кредита.
5)Тяжесть налогообложения – чем больше налог на прибыль и чем меньше налоговых льгот, ем более привлекательно долговое финансирование, т.к. % по кредитам относятся на себестоимость, т.е. предприятие экономит на налоге на прибыль. Как правило в случае налогового бремени предприятие чаще обращается к кредитам.
6)Отношение кредиторов к предприятию – если кредиторы конкурируют за право предоставления кредита какому-либо предприятию, то оно может рассчитывать на % по кредиту меньше средне рыночного, т.е.е для него расширены возможности пользования ЗК.
Формула ЭФР имеет 3 основных составляющие, анализируя их можно выявить основные факторы, влияющие на формирование структуры капитала предприятия, также целенаправленно управлять ЭФР, т.е. структурой капитала предприятия.
а)(1-СНП) - налоговый корректор–показывает как меняется ЭФР в зависимости от уровня налогообложения прибыли, чем больше СНП, тем меньше ЭФР (прямая зависимость). СНП устанавливается законодательно, т.е. величина (1-СНП) не зависит от деятельности предприятия. Но в процессе управления финансовым рычагом налоговый корректор можно использовать в следующих случаях: 1. если по разным видам деятельности устанавливаются различные ставки налога на прибыль,2. Если по некоторым видам деятельности существуют налоговые льготы в части прибыли, 3. Если дочерние фирмы предприятия действуют в свободных эк зонах своей страны, где есть льготы или в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли. Пользуясь этими обстоятельствами предприятие может усиливать ЭФР.
б)Дифференциал ( В R-ть – ПК)– это главное условие положительного ЭФР. Он появляется только тогда, когда дифференциал положителен, т.е. Валовая рентабельность выше процента по кредиту. Если дифференциал отрицательный, то ЭФР из приращения к рентабельности СК превращается в вычет из нее. Тем не менее нецелесообразно увеличивать ЭФР любой ценой. Это может вызывать повышенный риск. На западе считается, что оптимальное значение ЭФР 30-40 %. Дифференциал обладает высокой динамичностью и требует постоянного мониторинга в процессе управления ЭФР. Эта динамичность обусловлена следующими факторами:
1.Колебания конъюнктуры рынка капитала – уменьшение объема предложения свободного капитала вызывает увеличение стоимости ЗК, которая может превысить валовую рентабельность предприятия.
2.Колебания конъюнктуры товарного рынка – может возникнуть ситуация уменьшения реализованной продукции предприятия, т.е. размер валовой прибыли уменьшится, дифференциал также уменьшится, возможно до отрицательного значения, даже при неизменной ставке за кредит.
в)Плечо финансового рычага ЗК/СК – Характеризует сумму ЗК предприятия, приходящуюся на единицу СК. Плечо мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет значения дифференциала. Если дифференциал положительный, то любой прирост плеча будет способствовать еще большему приросту рентабельности СК, при отрицательном дифференциале, приводит к еще большим темпам уменьшения рентабельности СК. При наращивании доли ЗК в пассиве, т.е. при увеличении плеча финансового рычага, увеличивается риск банкротства предприятия. Кредиторы при этом увеличивают % ставку за кредит данному предприятию, включая в нее премию за риск. Риск может быть настолько высок, что % по кредиту превысит валовую рентабельность и дифференциал станет отрицательным.
Т.обр, пользуясь концепцией ЭФР можно выделить факторы, влияющие на структуру капитала предприятия:
1.ставка налога на прибыль
2.Состояние конъюнктуры рынка капитала и товарного рынка
3.Доля ЗК в пассиве.
56.Цели, задачи и функции финансового менеджмента(фин менеджмент 1 тема)
Фин менеджмент – специфическая система принципов и методов, с помощью которых осуществляется управление формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия, управление движением денежных потоков. Т.е. Фин.М. – управление финансами предприятия.(термин появился в 90х годах 19в. В США)
На протяжении развития микроэкономики менялись подходы экономистов к определению главной цели функционирования предприятия и соответственно финн.М. В настоящее время можно выделить следующие модели, обосновывающие главную цель предприятия:
1)Модель максимизации прибыли. Разработана в классической эк теории, автор Адам Смит. Он считал, что максимизация прибыли отдельных субъектов хозяйственной деятельности ведет к максимизации прибыли всего общественного благосостояния. Эта точка зрения развивалась в неоклассической теории. Позже было доказано, что максимизация прибыли не всегда обеспечивает необходимые темпы эк развития предприятия. Данная модель никак не учитывала характер распределения прибыли, уровень ее капитализации. ЧП (чистая прибыль) расходуется на накопление и потребление. Даже самый высокий уровень прибыли не даст предприятию возможности сформировать финансовые ресурсы, если вся прибыль будет израсходована на текущее потребление. Таким образом, в условиях рынка, максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач предприятия, но не как главная цель.
2) Модель минимизации трансакционных затрат. Разработана в рамках институциональной эк теории.Трансакционные затраты – поиск и обработка коммерческой информации, осуществление коммерческих переговоров, контроль за использованием заключенных договоров и пр.Модель не отражает усилие предприятия по комплексной экономии его ресурсов, в поле зрения этой модели только затраты, связанные с коммерческой деятельностью, остальные издержки не рассматриваются (например на производство, реализацию). Поэтому минимизация трансакционных издержек -1 из задач предприятия, но не его основная цель.
3) Модель обеспечения конкурентных преимуществ. Плюс модели в том, что она отражает результаты всех направлений деятельности, всех подразделений предприятия, т.к. конкурентные преимущества могут быть обеспечены за счет разнообразных факторов: эффективного маркетинга, рациональной организации управления, грамотной ценовой политики.Минус модели в том, что очень сложно сформировать показатель, отражающий в себе все аспекты понятия «конкурентные преимущества». Кроме того, понятие «конкурентные преимущества» имеет смысл только в конкретной отрасли, а существенная часть фирм многоотраслевые.
4) Модель оптимизации добавленной стоимости
Добавленная стоимость = Выручка – Внешние затраты(на сырье, материалы, покупку полуфабрикатов)= з/пл + %кредиторам + Налоги + Прибыль для собственников предприятия
Разработчики утверждают, что с помощью этой модели можно учесть эк интересы всех субъектов, имеющих отношение к деятельности фирмы: работников, кредиторов, государства, собственников. НО эта модель вступает в противоречие с эк интересами конечного покупателя и этот недостаток лишает ее всех преимуществ. Все формы учета интересов эк субъектов отражаются в цене, которую покупатель может не поддержать, таким образом, эту модель могут использовать только предприятия, выпускающие эксклюзивную продукцию.
5) Модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Основана на важнейшей концепции современной теории фирмы: главная цель функционирования предприятия – максимизация благосостояния его владельцев. Таким образом, любое управленческое решение должно быть направленно на непрерывный рост стоимости предприятия на рынке. Особенности модели:
*Она определяет собственников как главных субъектов в системе эк интересов, связанных с данным предприятием – это справедливо, т.к.к собственники вложили в предприятие свой капитал и берут на себя основной риск.
*Модель гармонизирует эк интересы основных субъектов, связанных с деятельностью фирмы. Эк интересы собственников удовлетворяются по остаточному принципу после выплаты з/пл, уплаты %, погашения задолженности перед бюджетом, т.е. собственники как остаточные претенденты на доход, они больше всех заинтересованы в эффективном управлении предприятием. Стремясь к росту собственного благосостояния, они одновременно способствуют росту благосостояния всех остальных эк субъектов. В эк развитых странах, увеличение рыночной стоимости фирмы, как правило, сопровождается увеличением з/пл и соц гарантий для работников, увеличением налоговых выплат и т.д.
*Интегрирует основные цели и задачи всех подразделений фирмы, позволяет подчинить всю систему управленческих решений единому целевому критерию
*Показатели рыночной стоимости предприятия в отличии от других показателей, практически не имеет пределов роста.
*Модель увязывает текущие и перспективные цели развития предприятия
*Показатель рыночной стоимости предприятия содержит наиболее полную информацию о функционировании предприятия по сравнению с другими показателями.
В реализации данной модели ведущая роль принадлежит финансовым службам предприятия, поэтому ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ финн.М. – максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
На пути к главной цели решаются задачи:
-Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов, в первую очередь – внутренних.
-Наиболее эффективное распределение сформированного объема ресурсов в разряде основных видов деятельности фирмы.
-Оптимизация денежного оборота
-Обеспечение максимизации прибыли при заданном уровне риска
-Минимизация риска
-Обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
ФУНКЦИИ фин.М.
Фин.М. можно одновременно представить в 2 формах:
1)Как управляющую систему – субъекта управления, т.к. он является важной частью общей системы управления предприятием и на его основе происходит принятие финансовых решений;
2)Как управляемую систему – объекта управления, т.к. он подчинен общей системе управления, подвержен рыночному и гос регулированию.
Функции также разделяются на 2 типа:
1)Функции как объекта управления: организация денежного оборота, финансовой работы, обеспечение финансовыми ресурсами и инвестиционными инструментами.
2)Функции как субъекта:
1.Фин планирование: оно включает мероприятия не только по выработке плановых задач, но и по воплощению их в жизнь
2.Фин прогнозирование: разработка на длительную перспективы изменения финансового состояния предприятия и его подразделений. Прогнозирование не ставит задачу реализовать на практике разработанные прогнозы. Его особенность-альтернативность в построении финансовых показателей и параметров. Оптимально, когда управление предприятием производится на базе финансового планирования, в основу которого положено финансовое прогнозирование.
3.Регулирования: т.е. достижения устойчивости финансового состояния предприятия. На практике это означает проведение текущих мероприятий по устранению возникших отклонений от графиков, планов и т.п.
4.Координация работы всех звеньев системы управления
5.Стимулирование, т.е. разработка мер по мотивации труда.
6.Контроль: проверка выполненных планов, организация финансовой работы. С помощью контроля собирается информация об использовании финансовых ресурсов и финансового состоянии предприятия, выявляются дополнительные резервы, корректируется финансовая работа. Контроль предполагает финансовый анализ предприятия, который является начальной стадией финансового планирования.