Стоит ли рекламироваться в «…»?
Частенько рекламодатель оказывается перед нелегким выбором, получив предложение от незнакомой газеты, журнала или радиостанции. С одной стороны, хорошо бы начать рекламироваться в новых СМИ, чтобы привлечь новых покупателей. С другой стороны, страшно — а вдруг деньги будут потрачены впустую?
Конечно, для крупной фирмы тут никакого повода для переживаний нет. При большом рекламном бюджете проще не гадать, а дать пробную рекламу — и посмотреть, что из этого выйдет. Но для рекламодателя со скромным бюджетом такая попытка может быть более рискованной, чем он готов себе позволить.
Чтобы снизить риск, можно подстраховаться с помощью простой проверки. Выберите пять — шесть фирм среди рекламодателей, уже работающих с этим СМИ, — причем таких, которые отвечают трем критериям:
— потенциальные клиенты этой фирмы одновременно являются также и вашими потенциальными клиентами;
— но при этом фирма с вами не конкурирует например, фирма продает детскую одежду, а у вас детская спортивная секция;
— свою рекламу в этом СМИ фирма дает не меньше двух месяцев.
Свяжитесь с этими фирмами. Представьтесь по полной форме. Объясните, что вы раздумываете, давать ли рекламу в СМИ. в котором они уже рекламируются. — и попросите поделиться впечатлениями о результативности этой рекламной площадки.
Поскольку этим фирмам нечего делить с вами и нет резона вас обманывать — скорее всего их руководители смогут не только посоветовать, стоит ли иметь дело с этим СМИ, но и подсказать пару-тройку других, более удачных мест для рекламы. Особенно в обмен на такую же информацию с вашей стороны.
Не режьте курицу, несущую золотые яйца
Типичная ошибка непрофессиональных рекламодателей — беспричинная замена рекламы. «Наше объявление печатается в газетах уже несколько лет, потенциальным клиентам оно уже надоело — давайте его поменяем на что-нибудь более новое».
Частенько к этой мысли их подталкивают рекламные агенты, преследующие собственные интересы, а не интересы заказчика, — ведь за создание новых объявлений клиенту придется заплатить отдельно.
Однако рекламодатель, поступающий таким образом, ведет себя как сказочный дурак, зарезавший курицу, которая несла золотые яйца. Фирма по собственной воле отказывается от эффективно работающей рекламы, которая приводит клиентов, ради новой, еще никак не зарекомендовавшей себя рекламы, которая то ли будет работать, то ли нет.
На самом деле то, что «старая» реклама уже приелась и поднадоела рекламодателю, вовсе не означает, что она приелась клиентам. Более того, если реклама по-прежнему приводит новых покупателей — это значит, что клиентам она точно не приелась. Так что нет никакого смысла отказываться от нее.
Если же у рекламодателя есть основания считать, что новая реклама будет эффективнее старой — как уже говорилось, имеет смысл поставить эксперимент, чтобы проверить эту мысль на практике. Но вкладывать в этот эксперимент стоит не более 3–5 % (максимум 10 %) от рекламного бюджета фирмы. И только если новая реклама окажется эффективнее старой, стоит переходить на нее. Причем не сразу, одним махом, а постепенно — вложить в нее 10 % от бюджета, потом 20 %, потом 50 %… И все время отслеживать результаты.
Такой подход гарантирует, что ваша рекламная «курица» будет «нести золотые яйца» так долго, как сможет.
Попутная реклама
Если вы доставляете (устанавливаете, демонстрируете) товар или оказываете услугу на территории клиента либо на «нейтральной» территории, в процессе оказания услуги желательно рекламировать себя перед окружающими. Попутно, между делом.
Можно эффективно и недорого прорекламировать себя перед соседями клиента, его коллегами или просто случайными прохожими — за счет задействования окружающей среды, временно «заняв» своей рекламой свободное место. Желательно выбирать для этого объекты трех категорий.
1. Большие пустые пространства, находящиеся на виду, — голые стены и т. п.
2. Источники, из которых люди привыкли получать информацию, — почтовые ящики, доски объявлений и т. п.
3. Объекты, около которых люди задерживаются, — витрины, входные двери, панели лифтов, скамейки и т. д.
Например, мастер-ремонтник из фирмы «Золотые руки», выехав на дом к клиенту, может:
— припарковать на видном месте рабочий автомобиль, несущий на себе рекламу фирмы (желательно поместить рекламу не только на бортах, но и на крыше автомобиля, чтобы ее было видно из окон дома);
— вывесить на двери подъезда или на домовой доске обьявлений плакат, сообщающий жильцам дома, что сегодня и такое-то время в их доме работал мастер из фирмы «Золотые руки» — и далее краткий рассказ о фирме и контактная информация (можно там же извиниться за шум и указать, что мастер приложил все силы, чтобы свести беспокойство для соседей к минимуму);
— зайдя в подъезд, разложить по почтовым ящикам рекламные открытки или листовки либо развесить на дверные ручки памятки аналогичного содержания (согласовав этот вопрос с клиентом, можно также указать в этих рекламных материалах, в какой квартире и какую работу выполнял мастер, и предложить обратиться к клиенту за отзывом);
— повесить внутри лифта бумажный «кармашек» с визитными карточками, флаерами и/или сувенирными магнитами на холодильник;
— с позволения клиента на время работы вывесить из окна квартиры или с балкона яркий рекламный баннер с крупной надписью о том, что сейчас в квартире работает мастер-ремонтник из фирмы «Золотые руки», и контактной информацией фирмы.
Поскольку все эти действия совершаются «между прочим», попутно с основной работой, затраты времени на них пренебрежимо малы. Стоимость визитных карточек и рекламных листовок также ничтожна — а дорогие предметы используются многократно.
Московская фирма «Кухнистрой» по рекомендации Анны Каправчук, моей коллеги и соавтора некоторых моих статей, начала использовать этот прием. Выезжая к клиенту, сборщик мебели заодно развешивает на дверных ручках всех квартир в подъезде объявление о том, что их сосед уже приобрел новую кухню. Как сообщают в компании, при продаже в среднем 400 кухонных гарнитуров в месяц эффект от такой рекламы будет выше, чем от рекламы на телевидении, — при гораздо меньших затратах, так как печать одного такого объявления стоит всего три рубля.
Используя «попутную рекламу», вы можете с минимальными затратами проинформировать всех соседей клиента, а также случайных прохожих не только о своем существовании, но и о своей востребованности. А также создадите ситуацию, когда к клиенту будут обращаться за отзывом о ваших услугах, — и он будет вынужденно работать в качестве вашего рекламного агента, даже если не стал бы этого делать по собственной инициативе.
Важно только, чтобы ваши рекламоносители не причиняли ущерба тому месту, где они размещаются. После того как их удалят, не должно оставаться никаких следов — иначе отношение к вашей фирме может быть безнадежно испорчено.
Проверка перед запуском
Перед тем как вы запускаете рекламу в производство, необходимо провести свое объявление, радиоролик, плакат или текст интернет-сайта через ряд проверок. Зачем? Чтобы не пропустить какую-то заведомую ошибку, которая снизит эффективность вашей рекламы или вовсе сведет ее к нулю.
Я хочу предложить вам небольшой список вопросов для самопроверки — с его помощью вы сможете самостоятельно протестировать свою рекламу и убедиться, что она свободна от наиболее типичных ошибок. О некоторых таких проверках мы уже говорили, поэтому на них я буду ссылаться лишь кратко.
1. «Проверка на действие». Знаете ли вы, к какому конкретному действию хотите побудить адресата рекламы? Предлагаете ли вы ему совершить это действие — или надеетесь, что он догадается сам? Всю ли информацию, необходимую для этот действия, вы предоставляете в рекламе?
2. «Проверка на ГКЧП». Даете ли вы в своей рекламе ответы на вопросы «Где?», «Когда?», «Что?», «Почему?» и «Почем?» Если нет — намеренно или по ошибке?
3. «Проверка на выгоду». Объясняете ли вы, какую выгоду — материальную, эмоциональную или иную — получит клиент, приняв наше предложение и купив ваш товар или услугу?
4. «Проверка на УТП». Указываете ли вы в рекламе, в чем отличие вашего предложения от предложений конкурентов — и почему стоит выбрать именно вас? Прошло ли выбранное вами «уникальное предложение» все три проверки, перечисленные в главе «ОТК для УТП»? Может ли человек, прочитавший вашу рекламу, пересказать своими словами, в чем ваше преимущество перед конкурентами?
5. «Проверка на человеческий язык». Ваша реклама написана на понятном потенциальным клиентам языке? Не перегружена специальными терминами? Не требует глубоких познаний в вашей профессиональной области, чтобы понять, о чем идет речь?
6. «Проверка на конкретность». Ваша реклама конкретна? Она свободна от туманных фраз вроде «Нашими клиентами являются значительное число известных фирм»? Вы приводите конкретные числа, имена, даты и т. п.?
7. «Проверка за пять секунд». Способна ли ваша реклама заинтересовать читателя (слушателя, зрителя) за первые пять секунд? Что он успевает понять за это время?
8. «Проверка на уместность отзывов». Если вы используете в рекламе отзывы — соответствуют ли они четырем правилам, перечисленным в главе «Как работать с отзывами»? Если вы не используете отзывы — подумайте, может быть, стоит их использовать?
9. «Проверка на целевую аудиторию». Где вы собираетесь размещать свою рекламу? Много ли среди людей, которые увидят (услышат) ее там, ваших потенциальных клиентов? Как вы это проверили? Узнавали ли вы, насколько эффективна реклама в этом месте, у других предпринимателей, работающих с той же целевой аудиторией?
10. «Проверка на риск». Если вы запускаете эту рекламу впервые, помните ли вы, что реклама — это всегда эксперимент? Осознаете ли вы, что эта кампания может провалиться? Насколько серьезной потерей это может стать для вашего бизнеса? Можете ли вы позволить себе этот риск? Если нет — возможно, вам стоит отказаться от столь рискованной рекламной кампании?
Разумеется, настоящую проверку вашей рекламе устроит рынок — только там вы сможете узнать, насколько она оказалась хороша. Но воспользовавшись вопросами для самопроверки, вы существенно увеличите свои шансы на успех.
Стоит прочитать
В качестве дополнительного материала для размышлений стоит прочитать несколько книг.
Я настоятельно советую вам прочитать книги, написанные Джеем Абрахамом или Марком Стоддардом, — любые книги, которые вы сумеете найти. Эти авторы — два простых американских мультимиллионера, заработавших свое состояние в сфере маркетинга. То, чему учит каждый из них, работает.
Следующая книга, обязательная к прочтению для всех, кто пишет рекламные тексты, — «Язык письма» Аллана Пиза и Пола Дана (М.: Эксмо-Пресс, 2000). Пожалуй, это лучшая изданная на русском языке книга о коммерческих письмах. Как зацепить человека началом письма, завладеть его вниманием, как перейти к делу, как склонить читателя к нужному вам действию. Прочитайте обязательно.
Еще одна дельная книга — «Малый бизнес. Реклама» Джо Витале (М.: Довгань, 1998). Автор довольно подробно рассказывает о том, как писать заголовки, газетные объявления, рекламные письма и другие виды «продающих» текстов.
И наконец, книга Джеффри Фокса «Как стать суперзвездой маркетинга» (М.: Альпина Паблишер, 2003). Книга состоит из разрозненных советов вроде «делай так» или «не делай этак», и хотя часть советов покажется банальной, ради другой части стоит прочитать эту книгу.
Да, и еще. Часть материалов о рекламе, не вошедших в книгу, я опубликовал на своем сайте — в секретном разделе, предназначенном только для читателей этой книги. Адрес этого раздела:www.levitas.ru/book_key1/
Дополнение 1. Легенда как «псевдо-УТП»
Ещё один способ создать псевдо-уникальность своего товара или услуги — придумать для него легенду. Яркий рассказ об истории, происхождении, создании, производстве, особенностях употребления этого товара. В таком случае отличие Вашего товара от предложения конкурентов будет заключаться не в качестве товара, не в его свойствах, не в его цене — а в его истории, в его славном прошлом.
Этот приём часто используют для тех товаров, которые потребитель обычно не в состоянии отличить друг от друга, если не видит этикетку — для спиртных напитков (вина, коньяки, пиво), сигарет, чая и т. п. Именно для таких товаров главным критерием выбора становится не качество товара и не его цена — а причастность к легенде, возможность рассказать другим красивую историю о товаре, которым человек пользуется.
Ещё один пример использования этого приёма — школы боевых искусств. В одной рассказывают о страшных ниндзя, которые одним ударом валили семерых самураев, в другой — о настоятеле монастыря Шаолинь, который каждый день съедал на завтрак трёх ниндзя… Как правило, эти истории выдуманы от начала и до конца — но именно из-за них часть клиентов выбирает ту, а не другую школу.