Сегментация товарного рынка
Задача.Определить и оценить сегменты определенного товарного рынка (избрать самостоятельно и согласовать с преподавателем).
Пример.Проведем оценку сегмента рынка радиоуслуг, который занимает ООО «Радио Вселенная», г. Сумы. Будем учитывать, что для более качественной оценки в данном случае нужно использовать множественную сегментацию. Таким образом, проанализируем специфику потребительских запросов за такими факторами:
Географические:
регион, в котором работает фирма, – г. Сумы;
численность населения – 291 000 человек;
плотность населения - 2916 человек на 1 км2;
климатический пояс - умеренный.
Демографические:
возраст - согласно данным табл. 2.8 – потребители среднего возраста (26-45 лет), обеспеченные;
семейное положение – не влияет на пользование данными услугами;
пол – не влияет на выбор;
уровень дохода - согласно данным табл. 2.9 – клиенты со средним благосостоянием, согласно данным табл. 2.8 – обеспеченные;
профессия – не влияет на выбор; “Представители сферы услуг” согласно данным табл. 2.9 выбирают данные радиоуслуги для использования в бизнесе;
образование – не влияет на пользование услугами радио.
Таблица 2.8 - Анализ запросов потребителей радиоуслуг
Параметры продукции | Группы потребителей по возрасту и доходами | ||||
Молодежь (18-25 лет) | Потребители среднего возраста (26-45 лет) | Зрелые (46-60 лет) | |||
обеспеченные | малообеспеченные | обеспеченные | малообеспеченные | ||
Качество рекламных роликов | |||||
Оперативность сообщения новостей | |||||
Качество развлекательных программ | |||||
Возможность передать поздравление | |||||
Музыкальный формат | |||||
Надежность информации в новостях | |||||
Доступность | |||||
Наличие культурно-просветительских программ | |||||
Всего |
Оценки баллов:
3 – имеет большое значение во время выбора радиостанции;
2 – учитывается среди других факторов;
1 – практически не учитывается.
Психографические:
социальная прослойка - согласно данным табл. 2.9 – потребители со средним уровнем благосостояния;
стиль жизни – активный;
личные качества – клиенты требовательные относительно музыкального формата.
Таблица 2.9 - Определение рыночных позиций радиоуслуг
Виды потребителей | Параметры продукции | |||||
Качество рекламных роликов | Качество развлекательных программ | Музыкальный формат | Оперативность сообщения новостей | Наличие культурно-просветительских программ | Доступность | |
Малообеспеченные | ** | *** | *** | * | ** | *** |
Со средним уровнем благосостояния | ** | ** | *** | ** | *** | *** |
С высоким уровнем благосостояния | *** | ** | *** | ** | ** | ** |
Предприятия | *** | * | ** | *** | * | *** |
Представители сферы услуг (бары, кафе, транспорт) | * | *** | *** | ** | * | *** |
* - несущественный фактор. ** - существенный фактор. *** - очень существенный фактор. |
Особенности поведения потребителей:
уровень случайности пользования – низкий;
уровень заинтересованности в пользовании - высокий;
степень лояльности к услугам или радиостанции -высокий;
эмоциональное отношение к пользованию – желательное пользование.
Разновидности потребителей:
большие заказчики – отсутствуют;
мелкие потребители – основная масса;
посредники – нет;
конечные потребители – основная масса.
Производственно-экономический:
области, в которых работают потребители – согласно данным табл. 2.9 – “Представители сферы услуг”;
экономическое состояние предприятий-потребителей – нормальное финансовое положение;
масштабы предприятий-потребителей – от мелких до больших предприятий.
Особенности запросов потребителей:
относительно характеристик услуг – высокое качество подбора музыкального материала, разнообразие;
относительно методов реализации – традиционные каналы связи.
Специфика организации покупки (на примере заказчиков рекламы):
сроки снабжения – договорные, как правило, это период времени после оплаты;
форма и сроки оплаты – денежной наличностью, желательная возможность предоставления кредита;
взаимоотношения с потребителями – максимальный учет личных пожеланий потребителей при изготовлении и реализации рекламных услуг.
Отклики потребителей:
о качестве услуг – качество очень высоко ценится;
методы продвижения рекламных и других услуг на рынке – решающего значения не имеют, но в первую очередь удобными являются заказы через Интернет.
Целевые установки руководства фирмы:
обслуживать всех заказчиков без исключения;
по возможности заинтересовать клиентов пользоваться услугами радиостанции и в дальнейшем;
быть максимально вежливыми и внимательными к клиентам.
Характеристика рекламных услуг конкурентов:
большая цена;
по полученным в табл. 2.10 результатам лучшие позиции по фактору “Каналы распространения рекламы и обеспечения аудитории” и уровню результатов по фактору “Продвижение собственных услуг на рынке”
Таблица 2.10 – Оценочная таблица конкурентоспособности радиостанций ООО “Радио Вселенная” и “Шансон”
Факторы конкурентоспособности | Конкурирующие предприятия | ||||||
“Радио Вселенная” | “Шансон” | ||||||
значение | оценка | значение | оценка | ||||
Уровень услуг (0,3) | |||||||
Стоимость минуты рекламных услуг, грн | |||||||
Творческое выполнение | высокое | среднее | |||||
Всего по факторам с учетом веса | 0,3·(3+3)/2= =0,9 | 0,3·(2+2)/2= =0,6 | |||||
Насыщение и проведение эфира (0,3) | |||||||
Современность оборудования, баллы | |||||||
Стиль построения состава эфира, баллы | |||||||
Доля высококвалифицирован-ных рабочих | 0,8 | 0,7 | |||||
Всего по факторам с учетом веса | 0,9 | 0,7 | |||||
Каналы распространения рекламы и обеспечения аудитории (0,2) | |||||||
Ниша рынка, занятая фирмой, % | 0,8 | 0,9 | |||||
Наличие трансляции в Интернете | |||||||
Всего по фактору с учетом веса | 0,5 | 0,6 | |||||
Продвижение собственных услуг на рынке (0,2) | |||||||
Состояние рекламы, баллы | |||||||
Наличие постоянной клиентуры, баллы | |||||||
Всего по фактору с учетом веса | 0,5 | 0,5 | |||||
Общее количество баллов | 2,8 | 2,4 | |||||
Для составления табл. 2.10 необходимо рассчитать весовые характеристики факторов конкурентоспособности (табл. 2.11).
Таблица 2.11 - Определение весовых характеристик
Параметр | å | ||||
1 Уровень услуг | * | ||||
2 Насыщение и проведение эфира | * | ||||
3 Каналы распространения рекламы и обеспечения аудитории | * | ||||
4 Продвижение собственных услуг на рынке | * |
В1=2/6=0,333; В3=1/6=0,167
В2=2/6=0,333; В4=1/6=0,167
Для удобства берем 0,333=0,3, а 0,167=0,2.
За формулой 2.4 определим вместительность ниши рынка рекламных услуг радио для использования в собственном бизнесе:
Е = П · К · Двид · Дкуп. (2.4)
Для этого определяем:
1 Количество потенциальных потребителей на целевом сегменте рынка (П), которая рассчитывается исходя из числа фирм, организаций и предпринимателей в городе, которые потенциально могут заказать рекламу на радио, равняется 3000.
2 Коэффициент частоты повторных заказов услуг на протяжении 1 года (К) равняется 6. Определен исходя из того, что среднее количество пользования рекламными услугами радиокомпаний составляет 1 раз в 2 месяца;
3 Доля потребителей, отдающих предпочтение конкретной радиостанции (Двид), равняется 0,04. Рассчитывается исходя из количества конкурирующих предприятий на данном сегменте рынка (а также исходя из альтернативных возможностей размещения рекламы в газетах, на телевидении и др.)
4 Доля потребителей, которые финансово и психологически готовы заказывать выделенные рекламные услуги (Дкуп ), определенная согласно предыдущим исследованиям, равняется 0,6.
Таким образом, вместительность сегмента рынка рекламных услуг данной радиостанции
Е=3000·6·0,04·0,6=432 (ед.)
Итак, сегмент рынка ООО «Радио Вселенная» на рынке рекламных услуг в г. Сумы составляет 432 заказчика рекламы в 1 год.