Рассмотрим на примере рынка земельных отношений России
Введение
Рыночная среда и усиливающаяся конкуренция вынуждает каждое предприятие искать новые, более эффективные методы оценки стратегии развития предприятия, которые должны гарантировать приемлемый уровень обоснованности принятой стратегии, как для собственников предприятия и возможных инвесторов, обеспечивающих достаточность финансовых и материальных ресурсов, так и для руководителей всех уровней, от которых зависит эффективность их использования.
В работах зарубежных и отечественных авторов представлено основательное рассмотрение широкого круга вопросов формирования, оценки и выбора стратегии, однако в целом развитие экономической науки в этом направлении логично признать фрагментарным в виду слабого уровня систематизации накопленных знаний. Этот факт является основанием считать актуальным и широко востребованным не просто разработку отдельных методов оценки стратегии развития предприятия, а представление комплексной методики проведения последовательных и согласованных между собой действий по формированию и оценке возможных альтернативных вариантов и окончательному выбору стратегии среди наиболее целесообразных из них, органично сочетающей в себе качественные и количественные подходы и методы оценки альтернатив.
Цель исследования – обосновать и разработать стратегию развития функционирующей организации в условиях рыночных отношений.
В рамках поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:
- изучить сущность и содержание стратегии развития организации;
- систематизировать основные инструменты обоснования стратегии;
- проанализировать деятельность конкретной организации;
- изучить существующую стратегию развития данной организации;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования является теоретические и методические аспекты обоснования стратегии развития организации, функционирующей на рынке земельных отношений.
Объектом исследования является (студент вписывает свое предприятие).
Степень изученности проблемы. В экономической литературе стран с развитой рыночной экономикой проблемы стратегического управления занимают значительное место.
Теоретические основы разработки стратегии развития организации
Система стратегического управления организацией
Задачи:
· Проанализировать существующие подходы в термину «стратегические управление» (А. Чандлера, Г.Б. Клейнера, А.А. Томпсопа, А.Дж. Стриклендаи др.)
· Провести анализ сущности стратегии развития предприятия;
· Описать основные факторы, влияющие на выбор стратегии организации;
· Представить схемы и модели разработки стратегии;
· Вывод.
Классификация методов и подходов к формированию стратегии развития организации
Задачи:
· Рассмотреть распространенные модели процесса выработки стратегии (стратегии Хамела Г, Прахалада К и др.);
· Рассмотреть стили стратегического управления (Х. Минтцберг и др.).
1.3 Особенности развития рынка рассматриваемой отрасли (у каждого студента своя)
Задачи:
· Рассмотреть особенности области деятельности предприятия;
· Выявить положительные и отрицательные факторы для развития предприятия;
· Провести анализ тенденции развития отрасли;
· Вывод по разделу.
Рассмотрим на примере рынка земельных отношений России
Специалисты в области земельных отношений и прав собственности на землю констатируют, что сегодня из семи категорий земель РФ, с той или иной долей условности можно отнести к рыночным только земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, а также в определенной степени земли промышленности. При этом даже земли населенных пунктов, по причине чрезмерного огосударствления и традиционной оседлости населения пока весьма слабо вовлечены в хозяйственный оборот. Земли промышленности в товарном отношении более статичны и, как правило, обращаются на рынке лишь в совокупности с другими объектами недвижимости, расположенными на них. Рыночные цены по категориям земель резко отличаются в зависимости от своего местоположения и обустроенности. Ближе к развитой инфраструктуре городов, особенно мегаполисов, земли населенных пунктов на порядок, а иногда и более превышают цены на сельхозугодия. Так, минимальная цена на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в пределах 100 км от Москвы, может не превышать и 200 тысяч рублей за сотку, а такой же участок в ближнем Подмосковье стоит уже 1,5-2,0 млн. рублей и выше. Общая площадь этих трех сегментов около 306 млн. га, что составляет около 18% государственного земельного фонда, но именно они пока формируют реальные, ныне наиболее готовые к рыночному обороту товарные земельные активы страны [источник информации]
Из рисунка 1.1 можно сделать вполне очевидный вывод о чрезмерной степени огосударствления земель в России.
Рисунок. 1.1 - Распределение земельного фонда РФ по состоянию на 01.01.2011 г. [22]
По данным РосРеестра на 01.01.2011 г. 92,2% земельного фонда РФ являются государственными и муниципальными землями. По сути дела из полноценного хозяйственного оборота исключено три четверти земельного фонда РФ, т.е. эта земля не может быть приватизирована, подлежать залогу (ипотеке), а, следовательно, практически целиком исключается из кредитно – денежных отношений. Из оставшейся четверти неограниченных в обороте земель лишь треть (31%) – в других формах собственности, что составляет всего 7,8% земельного фонда РФ. Как следствие – системная неразвитость отечественных рыночных земельных отношений, отсутствие эффективных собственников земли и долгосрочных инвестиций, торможение не только земельных, но и других рыночных реформ в целом по стране [47].
Рисунок. 1.6 - Распределение земель РФ, находящихся в частной собственности [14]
Процесс интеграции земельных долей в обособленные земельные участки во многих регионах страны до сих пор сдерживается местными властями и федеральными службами, ответственными за землеустроительные работы, кадастровый учет и регистрацию прав собственности. По оценкам экспертов нередко на формирование из земельных долей участка площадью в 1000 га уходит до 12 месяцев, а затраты достигают несколько миллионов рублей [32]
Именно государство в процессе управления рынком недвижимости должно выступать в роли: во-первых, его регулятора, создающего и контролирующего единые правила поведения для участников рынка; во-вторых, непосредственного участника, как крупнейшего собственника и продавца земель, а также прочно связанных с ними объектов недвижимости; в-третьих, гаранта ипотечных ценных бумаг и инвестиционных кредитов. Только государство реально может и должно выполнять следующие функции [19,с.67]:
- разработать национальную концепцию развития системы земельно-ипотечного кредитования;
- сформировать правовую базу для эффективного функционирования системы земельно-ипотечного кредитования;
- создать механизм социальной защиты заемщиков-землепользователей;
- выработать эффективную налоговую политику, стимулирующую участников земельного рынка;
- обеспечить гарантии для участников рыночных отношений;
- обеспечить юридическую защиту прав и интересов участников рынка;
- инициировать формирование необходимых институтов для развития рынка и активно участвовать в их работе;
- обеспечить информационное обслуживание всех участников рынка недвижимости;
- ввести административную и уголовную ответственность за правонарушения на земельном рынке.
Систематизируя и обобщая материал по анализу рынка земельных отношений, сформируем и отразим на рис. 1.7 основные факторы, влияющие рост спроса и предложения на рынке земельных отношений.
Вывод после каждого раздела:
Таким образом, при грамотном регулировании земельных рыночных отношений, с использованием преимуществ государственно-частного партнерства, развитый рынок способен наиболее эффективно обеспечить оборот земель экономическими методами, на основе конкурентного спроса и предложения. При этом естественным образом, без нарушения объективных экономических законов, будет происходить передача прав на земельные участки от одного лица к другому. Именно в этом случае могут устанавливаться равновесные цены на землю в различных регионах страны и возникать товарно-денежные связи между собственниками объектов недвижимости и покупателями.
Объем 1 главы- 10-12 л.
2 Анализ стратегического потенциала рассматриваемого предприятия (пишем свое предприятие)