Профессионал. этика аудиторов
Аудиторы и аудит. орг. в процессе своей деят-ти обязаны соблюдать и придерживаться в кач-ве основы при принятии профес. решений проф. Этических принципов. Кодекс профес.этики а-ров РФ разработан на основе м/ународ.и одобрен аудит. палатой России. Основные положения профес. этики а-ро:1.независимость-а-р обязан отказаться от проведения аудит. проверки, если сущ-т сомнения в его независимости от клиента.2.соблюдение общественных интересов–занимаясь аудит. деят-тью а-р д/н действовать не т/ко в интересах заказчика или клиента, но и всего об-ва, гос-ва.Защищая интересы клиента в налог. судеб. Или др. органах,а т/же представляя его перед др. юрид. или физ. лицами а-р д/б уверен в соблюдении законности и справедливости, в противном случае а-р д/н отказаться от выполнения работы.3.объективность,т.е.непредвзятость,безпристрастность,независимость от суждений. Указаний 3-х лиц при рассмотрении и принятии решений по профес. вопросам. Основание для выводов,закл-ий,реком-ций м/б т/ко достаточный объем аудит. проверенных док-ств.4.Честность.5. профес. компетентность–а-ры обязаны владеть достаточным объемом знаний и навыков, чтобы квалиф-но и качественно оказывать аудит. услуги. А-р д/б уверен в собственной компетентности и возможности выполнения профес. услуг в соотв-ии с треб-ями, кот.предъявляет зак-во и клиент. В случае необходимости а-ры д/ны привлекать компетентных специалистов для изучения вопросов, не связанных с аудит. деят-тью. 6.Соблюдение конфиденциальности–обязаны сохранять док-ты полученные или составленные в процессе аудита, не передавать их или копии 3-м лицам,не разглашать содерж. В док-тах инф-цию, кроме установлен. Зак-вом РФ случаев. Несоблюдении конф-ти допускается, если:получено письмен. Разрешение клиента или собственника аудит.орг. с учетом интересов всех сторон; принята соотв. решение судебно-след.органов;проводиться расследование или разбирательство в отношении а-ра и разглашение инф-ции необ-мо для защиты его проф. качеств.7.Соблюдение налог. зак-ва–не должны нарушать налог.з-ва сами и не вправе при оказании ауд.услуг способствовать нарушениям со стороны клиента. 8.соответствие оплаты профес. ауд. услуг–размер оплаты работы а-ра не д/н зависеть от степени достижения какого-либо рез-та. На его величину м/т влиять:сложность,масштабность проверки, профес. опыт, квалиф-ция, авторитет а-ра, величина аудит. риска, степень отвс-ти аудитора. 9.Соответств. отношение к рекламе и СМИ–публичная инф-ция к рекламе об аудиторах и аудит. фирмах д/б честной, обоснованной, непротиворечивой, информативной, не д/б сравнений с работой др. аудит. орг, а т/же необоснованных обещаний отн-но рез-тов выполнения работ.10. взаимоотношение с др. аудиторами и ауд. орг. –отношения д/б дружественными, запрещено давать негативную оценку или рекламу работе др. аудиторов. 11.Профес. поведение–а-р д/н поддерживать профес репутацию, не имеет право совершать действия, кот. несовместимы с аудит. деят-тью и могут уменьшить уважение, доверие к профессии аудитора.12. Аудит. услуги в др. странах–оказывая аудит. услуги за пределами РФ аудитор д/н соблюдать след. правила:1.если этика аудиторов др.гос-ва более требовательна, то необ-мо соблюдать эти нормы.2. если менее строгая –должен соблюдать требования проф.этики РФ.3. если требования м/народного кодекса проф. этики более высокие, то аудитор обязан рук-ся м/ународными нормами
Подготовка и планирование аудиторской проверки.
Для проведения а-й проверки и оказания сопутствующих услуг экономические субъекты вправе самостоятельно выбирать а-ра или а-ую организацию.
Основные критерии отбора а-их организаций:
§ Численность персонала и опыт его работы;
§ Оборот фирмы;
§ Уровень цен;
§ Возможность предоставления льгот;
§ Перечень наиболее значимых клиентов;
§ Продолжительность работы на рынке а-ких услуг;
§ Ассортимент предоставляемых а-их услуг;
§ Наличие филиалов и их размещение в регионах.
Для снижения риска неудачи а-й проверки а-ры должны применять определённые критерии оценки потенциальных клиентов. Основными процедурами отбора клиентов являются:
1. оценка характера отрасли
2. оценка цели а-й проверки для данного клиента
3. выяснение особенностей руководства
4. предварительная оценка трудоёмкости, сложности а-та и а-го риска
5. изучение и оценка обстоятельств смены а-ров
6. знакомство с оговорками выданных ранее а-их заключений
7. выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми, банками, акционерами, партнёрами и др. потенциальными потребителями фин отчётности.
8. Получение рекомендаций со стороны
9. аналитическая проверка отчётности (экспресс-анализ)
10. оценка собственной способности а-ра к выполнению заданий или работы с точки зрения наличия персонала, квалификации и тд.
На подготовительном этапе а-ая организация в ответ на официальное письмо-приглашение о проведении а-й проверки или оказании др видов а-их услуг, которое называется офертой, направляют письмо-обязательство о согласии на проведение а-та. Его направляет а-ор исполнительному органу экономического субъекта для заключения договора.
Цель письма заключается в регламентации обязательств экономического субъекта и а-ра, на этапе заключения соглашения о проведении а-й проверки. Письмо составляют до начала проверки, во избежание конфликтов и недоразумений Подготовка письма проводится в соответствии с требованиями стандартов. Его составляют в соответствии с установленной формой и содержит обязательную и дополнительную информацию. Обязательная информация:
§ описание объектов и цель а-й проверки
§ законодат и нормативн акты на основании которых будет проводиться проверка
§ форма отчётности а-ра по результатам проверки
§ обязательства а-ра по соблюдению конфиденциальности информации
§ возможность не обнаружения отдельных ошибок
§ ответственность а-ра за выполнение а-х услуг
§ ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представленной отчётности
§ обеспечение свободного доступа а-ра ко всей необходимой информации
§ возможность направления запросов
§ обеспечение помощи со стороны сотрудников экономического субъекта
Остальное содержание зависит от требований клиента и может включать:
§ прочие обязательства
§ общие сведения об оказанных а-х услугах
§ квалификацию персонала
§ список наиболее крупных клиентов
§ условия оплаты
§ примерный план проверки и тд
В обязательном порядке письмо-обязательство направляют при первоначальном а-те, а при повторном в следующих случаях:
1. существует необходимость дополнительно разъясрить клиенту цель а-та, условия проверки, ответственность или др вопросы, из-за неправильного их понимания в ходе предыдущей проверки или разногласий
2. произошли изменения в составе руководства клиента
3. произошли значительные изменения специализации экономического субъекта, масштабов его деятельности
4. изменились условия проверки
5. произошли существенные изменения законодательства, которые влияют на положения рассматриваемые в письме-обязательстве, а т.ж. чод проверки.
6. существенно изменились положения письма-обязательства.
После получения письма-обязательства и предварительного ознакомления с экономическим субъектом переходят к заключению договора на оказание а-х услуг. Он регулирует взаимоотношения а-ра с клиентом. Согласно договора а-тор обязуется оказать определённые услуги, а заказчик их оплатить. Договор подтверждает и фиксирует официальное юридическое соглашение интересов участвующих сторон. Его оформляют в соответствии с ГКРФ, он относится к договорам возмездного оказания услуг. Он имеет существенные отличия:
1. в нём учитывается уровень а-го риска и соответственно разделение ответственности м/д а-ром и клиентом.
2. учитываются интересы третьих лиц то есть пользователь
В договоре целесообразно предусмотреть следующие условия:
1. предмет договора на оказание а-х услуг
2. условия оказания а-х услуг: цель оказания а-х и объекты а-та, сроки и этапы оказания услуг, законодательные акты и нормативные документы оказываются аудиторские услуги.
3. Права и обязанности аудиторской организации: неукоснительное соблюдение требований законодательства, самостоятельность в выборе форм и методов аудиторской проверки, проверка любой информации необходимой для проведения аудита получения разъяснений дополнительных сведений по возникающим вопросам, получение информации от третьих лиц, возможность отказа от проведения проверки или выражения мнения о достоверности проверяемой отчетности в случае не предоставления необходимой документации.
4. Права и обязанности экономического субъекта: обеспечение аудиторам необходимых условий для своевременного и полного выполнения работы, получение от аудиторов информации о требованиях законодательства касающихся проведения аудиторской проверки, обязательства оперативно устранять выявленные нарушения, обязательства не ограничивать круг вопросов аудитора и не оказывать давления на аудиторскую организацию любой форме.
5. Стоимость и порядок оплаты адит. услуг.
6. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.
В тексте договора кроме обязательных требований можно включить дополнительные условия. Целесообразно предусмотреть случаи когда аудитор в праве отказаться от проведения проверки и выдачи заключения, а также сроки представления клиентом документов необходимых для своевременного проведения аудита. Договор может быть разовым или долгосрочным. Если аудитор меняет условия проведения проверки при повторном оказании услуг должно быть оформлено письменное дополнение к договору или новый договор.
А-я организация начинает планирование проверки до написания письма-обязательства и до заключения договора. При планировании вырабатывается общая стратегия проверки, детального подхода к выполнению отдельных процедур. План6ирование осуществляется в соответствии с общими принципами проведения аудита, также частные: комплексность (взаимоувязка и согласованность всех этапов планирования), непрерывность (последовательное установление заданий, увязка этапов планирования по срокам и расположению структурных подразделений), оптимальность (разработка оптимального варианта плана и программмы).
Основное требование – обеспечить эффективное проведение аудит. проверки.
Этапы планирования:
1. Предварительное планирование
Аудитор должен ознакомиться с деятельность организации, определить внутренние и внешние факторы влияющие на эффективность функционирования.
Для этого изучают организационно – управленческую структуру предприятия, специализацию, перечень выпускаемой продукции, структуру капитала, особенности технологического производства, уровень рентабельности, распределения прибыли система внутреннего контроля и т.д.
Аудитор оценивает возможность проведения аудита если решение положительное то переходят к формированию рабочей аудиторской группы и заключают договор. При этом учитывают: бюджет времени по каждому этапу, сроки работы группы а-ров, количественный состав группы, уровень квалификации и взаимозаменяемость специалистов.
В соответствии с требованиями ФСА на этапе планирования должны быть составлены общий план и программа а-та.
Принципы разработки общего плана и программы а-та:
· Самостоятельность а-ров в выборе приёмов и методов проверки и полная ответственность за полученные результаты
· Подготовка общего плана и программы должна основываться на предварительных знаниях о клиенте и результатах проведённых аналитических процедур
· Сложность, объём, сроки проведения планируемых процедур зависит от сложности представленной для проверки бухгалтерской отчётности
· Составлению предшествует оценка эффективности внутреннего контроля и установление а-го риска
· Уровень существенности определяет границу в соответствии с которой проверяемую отчётность считают достоверной
· Составленные план и программу а-та или отдельные положения можно согласовывать с руководителем экономического субъекта
Все результаты подготовительных процедур должны быть документированы, т.к. являются основой при планировании и могут быть использованы в процессе всей проверки.
2. Общий план а-та оформляется документально, в нём предусматривают объём и порядок проведения проверки. Форма и содержание общего плана регулируются внутренними стандартами а-й организации и могут меняться в зависимости от а-го лица, сложности проверки и применяемых методик.
При разработке общего плана следует предусмотреть сроки и график проведения а-та, а т.ж. состав, квалификацию а-ой группы, распределение а-ров в соответствии с их подготовкой, контроль руководителя, инструктирование рабочей группы, документальное оформление результатов работы.
Общий план может быть скорректирован по ходу проведения проверки, причины и внесенные изменения оформляются документально. Общий план является основой для составления программы.
3. Программа а-та содержит детальный перечень а-х процедур, которые необходимо выполнить для выполнения плана проверки.
Программа-это разработка общего плана, она служит подробной инструкцией для осуществления проверки и одновременно средством контроля за полнотой и своевременностью выполнения аудиторских процедур. Она включает в себя программу тестов средств контроля(перечень процедур которые необходимо провести для оценки системы внутреннего контроля и учёта) и программу а-х процедур по существу(процедуры которые необходимо выполнить для проверки и подтверждения достоверности оборотов и сальдо по отдельным счетам).
Выводы а-ра по каждому разделу программы служат фактическим материалом для составления отчёта а-ра и а-го заключения.
16.Существенность(материальность) информации – св-во,кот. делает ее способной влиять на эк.решение, принят.с учетом инф-ции пользователм. 3уровня сущ-ти:
1.ошибки и искажения, кот.незначительны по содержанию и в сумме и никаким образом не могут повлиять на решение пользователей данной отчетности. Наличие таких ошибок, пропусков не влияет на заключение аудитора о состоянии отчетности.
2.ошибки, кот .могут повлиять на принятые пользователем решения, но отчетность в целом остается достоверной. Аудит. заключение с оговоркой.
3.ошибки, кот. ставят под сомнение достоверность и объективность отчетной информации.Отрицат.ауд.заключение,подробно описывает обнаруженные факты.
Оценка сущ-ти зависит от опыта и квалификации аудитора, провод.для каждого клиента индивид-но.Для определения сущ-ти используют 2 подхода: 1. индуктивный-определение отдел.статей сущ-ти, а затем общей 2. дедуктивный-от общей и дальнейшее распределением/у статьями отчетности
Каждая ауд.орг. для определения уровня сущ-ти д/на устанавливить сумму базовых показателей и применяемый порядок расчета:баланс.прибыль5%,Валов.Vреализ.-2,валюта баланса2,СК-10,затраты-2.Отклонение до5%незначительно,не существенно,>10-существенно.На этапе планирования устанавливается в плане и программе отражается. Аудоитор делает вывод о том, что отч-ть достоверна во всех существенных аспектах при выполнении 2 условий:1.сумма выявленных и предполагаемых ошибок, искажений<УСущ-ти.2.по проф. Суждениюне выявлено качественных расхождений в порядке ведения учета и подготовки отчетности с норматив.требованями.Отчетность нельзя признать существенной во всех существенных аспектах:1.сумма ошибок>УС,2.по проф.суждению аудитора сущ-ют значит.расхождения.
Отчетность с оговоркой:1.сумма ошибок близка по значению к УС,2.расхождениянельзя однозначно расценивать-дополнит.процедуры,увеличить Vпроверки. Клиенты не всегда вносят исправления сразу, а иногда их не корректируют:1.неточности мелкие,не влияют на приним.решения;2.затраты очень велики;3.время,затраченное на выявление ,исправление может отсрочить публикацию фин.отч-ти.
17.Аудит.риск-субъективно установлен.вероятность того,что проверенная отчетность м/т содер-тьне выявленные существен.искажения после подверждения ее достоверности и наоборот. 2 метода оценки: интуитивный-основан на опыте,профес.аудитора,его знаниях деят-ти клиента,м/т примен. В небольш.орг-ях;расчетный –оценкаАР путем составления и решения спец.фактор.модели ПАР=ВХР*РК*РН;
ПАРпоказ.серьезность опасности,кот.заключ.в том, что аудитор на основании проведенных им процедур м/т иметь неправил-е суждение или представ-е о достов-ти ФО и прав-ти ее подготовки из-за субъективности свох действий.Величина ПАР-пределы 0-1,0-100%.0-абсолют.уверенность а-ра в достоверности отч-ти,100%-полное отсутствие уверенности.Вел-наПАР не д/на превышать5%,М/у желаем.и планир.АРи иформац.базой обратная зависимость:чем<ПАР,тем>инф-ции следует проверить.На ПАРвлияют:уровень компетентности а-ра, маштабы дея-ти клиента,уровеньВК,вер-ть банкротства
ВХРсвязан непосредственно с хар-ми клиента и влияющими на неее факторами,кот.невозможно проверить средствами ВК.Субъективно установлен.вер-сть появления существен. Искажений в данных бух.счетов,статей отч-ти,групп хоз.операций до того,как они б/т выявлены системойВК. 0-1.В РФ на уровне 50%и выше. Факторы:опыт и знания рук-ва,произошедшие изменения в его составе,честность адм-ции,персонала,хар-р деят-ти клиента,проф.уровень персонала,счета б/у,кот.более подвержены искажениям,кол-во и сложность хоз.операций,проведение первонач. Или повторного аудита,рез-ты ранее прове.аудита.
РК-субъект.установлен.вер-ть того,что искажение,кот.м/б S-до по счетам или в хаз операциях яв-ся существенным и не б/т своевременно предотвращено и исправлено с помощьюдейст-х систем б/у и ВК.Проводят спец.тестирование,кот.включает проверку док-тов,отраж-щих совершение хоз.операций,опросы,наблюдения за соверш-ем хаз. Операций,рез-ты ранее выполненных аудит.процедур. РК м.б. высокий,когда а-р считает,что:Система б/у и ВК неэффективна; оценка эффект-ти систем б/у и ВКклиента нецелесообразна.М/у РК и Инф.Базой прямая зависимость:если система б/у иВК признаны эффек-ми, то V-м инф-ции для проверки м/но уменьшить.
РНсубект.установлен.опасность того,что примен. Аудит.процедуры не позволят обнаружить действит-но существующие ошибки, искажения в б/у или отч-ти,кот.носят существенный хар-р в отдельности или в сов-ти.РН-пок-ль кач-ва работы а-ра.Для снижения РН м/но:изменить примен.аудит процедуры,увеличить время проверки,привлечь к проверке более опытных а-ров,повысить V-м аудит.выборки.М/у РН и ИБ обрат.связь:снижение РНприводит к необх-ти увел-ть V-мданных для проверки.
Для оценки рисков в аудит.фирме д.б. разработан спец.стандарт.Для оценки следует использ-ть не менее 3оценок-высокий,средний,низкий.М/у уровнем существ-ти и аудит.риском сущ-т обрат.зав-ть:чем>УС,тем<АР и наоборот.
18. Аудит. Доказательства-инф-ция,получ-я в процессе проведения провепки,проанализ-я и служащая основанием для выражения мнения а-ра. Виды: 1.внутренние –получен.от эк.S-тов в письмен.или устной форме;внешние-получен. От 3-х лиц в письмен.форме;смешанные –от эк.S-тов в уст.или письмен.виде и письменно подверждены 3-ей стороной.По степни ценности:внешние, смешанные, внутренние. 2.Прямые-подтверждают правильность сделанных предположений;Обратные- подтверж.прави-ть сделанных предпол-ий путем опровержения противоположного.3.Личные и вещественные;4.устные и письменные.
Требования:достоверность,достаточность,надлежащий характер.Источники получения-первич.док-ты,регистры б/у,рез-ты фин.-хоз. ан-за,АХД,устные высказывания сотрудников ауд.лица и 3-х лиц,рез-т сопоставления док-тов(внутр. и внеш.), рез-т инвентаризации, бух. Отч-ть и др. док-ты.