Районный коэффициент и МРОТ

До сих пор представители ФСС считают, что о при расчете пособия фактический средний заработок за расчетный период следует сравнивать с МРОТ без применения к нему соответствующего районного коэффициента. И если суммаполучится больше МРОТа, то пособие следует рассчитывать из фактически полученного результатат.

Однако организация .фактический заработок сравнила с МРОТ, увеченным на районный коэффициент. И поскольку фактический заработок оказался больше МРОТ, но меньше, чем МРОТ, увеличенный на районный коэффициент, то для расчета пособия взяла большую сумму.

АС Восточно-Сибирского округа Постановлением от 04.12.2014 N А19-7565/2014 решил, что из системной взаимосвязи норм права следует, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника. То есть предполагается, что МРОТ в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается на соответствующий районный коэффициент.

Суд решил, что работодатель, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работника и МРОТ, увеличенного на районный коэффициент, и выбрав последнюю, как наибольшую, верно произвел расчет пособия по временной нетрудоспособности.

Подводим итоги праздника

После прошедшего Международного женского дня самое время разобраться с расходами, которые понесли организации на этот праздник.

Налог на прибыль

С переменным успехом продолжаются попытки включить в состав расходов по налогу на прибыль премий к празднику "8 Марта".

В одной организации в трудовых договорах было указано на возможность предоставления поощрительных выплат в порядке и на условиях, установленных локальными и нормативными актами, при этом такие акты отсутствовали. Кроме того, согласно приказу Общества "О премировании" к выплатам стимулирующего характера премии к праздничным датам отнесены не были.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.02.2014 N А45-25321/2012 решил, что расходы Общества на выплату премии к празднику "8 Марта" не являются экономически обоснованными и не связаны с производственными результатами.

В другом случае премия к Международному женскому дню была предусмотрена Положением об оплате труда ОАО.

Премирование по данному основанию являлось единовременным, ежегодным и наряду с иными стимулирующими и поощрительными выплатами, установленными в Обществе, производилось в соответствии с требованиями Правил трудового распорядка, то есть за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции (работ), безупречный долголетний труд, инициативность, новаторство в работе и другие достижения в труде.

Кроме того, при решении вопроса о премировании по данному основанию учитывалось, в том числе, выполнение работниками ОАО плановых производственных показателей (объем добычи газа и жидких углеводородов, объем по транспортировке конденсата, объем переработки сырья), которые согласно сведениям о выполнении показателей и условий премирования были перевыполнены.

Подтверждением стимулирующего характера данных выплат явилось и то обстоятельство, что возможность их получения учитывалась работниками при оценке целесообразности трудоустройства в Общество, так как любая премия, вне зависимости от того, как она поименована и/или к какой дате она приурочена, стимулирует труд работника.

АС Московского округа в Постановлении от 05.12.2014 N А40-12724/2014 решил, что премии, выплаченные работникам Общества к 8 Марта, соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, а, следовательно, правомерно учтены Обществом при исчислении налога на прибыль на основании п. 2 ст. 255 НК РФ.

Страховые взносы

Что же касается представителей ПФР, то они упорно требуют на премии к 8 Марта страховые взносы начислять. Одно ООО на это возразило, что данные премии не относятся к системе оплаты за труд, они не включены в условия трудовых договоров с работниками, не зависели от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы. По мнению общества, разовые премии следует квалифицировать как выплаты социального характера, поскольку они основаны на коллективном договоре, регулирующем социально-трудовые отношения.
Между тем в приказе о поощрении было написано, что награждение работников имеет стимулирующий характер, связано с выполнением ими трудовой деятельности в обществе, периодом работы. Данные выплаты не являются социальными или компенсационными. В связи с этим выплаты разовых премий должны облагаться страховыми взносами (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 № 06АП-6521/2014)
В другом ООО аналогичные выплаты имели разовый характер, не являлись вознаграждением за труд или выполненные работы (услуги), выплачивались всем работникам предприятия в равной сумме вне зависимости от занимаемой должности, трудового результата, сложности, количества и качества выполненной работы, не были рассчитаны исходя из тарифов, окладов работников.

Ни в трудовых договорах, заключаемых ООО с работниками, ни в коллективном договоре не предусмотрена выплата разовых премий к праздничным дням. То обстоятельство, что спорные выплаты в приказах обозначены как премии, не может служить достаточным основанием для признания их частью оплаты труда.

Кроме того, указанные премии выплачены за счет чистой прибыли ООО и не относились к расходам предприятия по оплате труда.

Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

АС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.08.2014 N А26-11504/2012 решил, что эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.

Подарки

При вручении подарков со стороны ПФР претензии те же, но успешных споров по этому поводу у организаций в судах больше.

Одна организация убедила суд, что выдача подарков к 8 Марта не связана с трудовой деятельностью сотрудников общества, подарки не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества, условие о выдаче подарков не включено в систему оплаты труда.
Также подарки не вручались за определенный результат работы, не дифференцировались и не отличались в стоимости в зависимости от стажа (времени работы), должности и квалификации работника, условий, сложности, результатов и качества его работы, не поощряли за определенный либо добросовестный труд, то есть, не носили и стимулирующего характера премирования..
Стоимость подарков каждому из сотрудников общества не превышала 3 000 руб., следовательно, заключения договора дарения в письменной форме в силу ст.574 ГК в данном случае не требовалось (Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2014 № А60-8213/2014)

В силу п. 1 ст.572 ГК РФ квалифицирующим признаком дарения служит отсутствие, какого бы то ни было встречного удовлетворения.
Дарение не обязательно должно совершаться в письменной форме, вручение дара одаряемому является достаточным. (Решение АС Ивановской области от 30.12. 2014 № А17-7201/2014)

В другом случае ОАО решило, что единовременная выплата к празднику 8 Марта не включается в базу для начисления страховых взносов, поскольку не связана с трудовой деятельностью, и является не премией, а подарком.

В подтверждении своего довода ОАО представило в суд договоры дарения.

Однако суд решил, что выплаченные Обществом премии связаны с трудовой деятельностью работников, поскольку были выплачены с целью дальнейшего повышения эффективности труда, усиления материальной заинтересованности и стимулирующего воздействия на работников общества. Данные выводы подтверждаются приказами о поощрении работников.

При этом доводы ОАО о том, что произведенные в отношении его сотрудников выплаты в соответствии с договорами дарения являются подарками, суд отклонил, поскольку на момент проведения выездной проверки и вынесения оспариваемых решений, документы, подтверждающие передачу подарков работникам, и вышеуказанные договора дарения у общества отсутствовали.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что произведенные обществом выплаты работникам, не являются подарками, поскольку были выплачены работникам на основании приказов руководителя общества, а не договоров дарения, заключенных после произведенных выплат. Следовательно, суммы премий к 8 Марта подлежат обложению страховыми взносами, как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем (Постановление ФАС Поволжского округа от 21.11.2013 N А55-634/2013)

Празднуем корпоративно

Одно ООО провело праздничное мероприятие, посвященное празднованию 8 Марта. На праздник были выборочно приглашены сотрудники фирмы, учредители и другие гости (родственники сотрудников). Факт того, что на празднование были приглашены не все сотрудники, а лишь их часть, был расценен представителями ПФР как выплата приглашенным работникам вознаграждения стимулирующего (компенсационного) характера в форме полученной ими материальной выгоды в натуральном виде. Доход каждого участника праздника был определен путем деления общей суммы расходов по смете на количество лиц, указанных в списке, приложенном к приказу «О проведении праздничного мероприятия».

Между тем суд решил, что факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, тогда включаются в базу для начисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела они могут быть расценены как вознаграждение, предоставленное работнику в связи с выполнением им работы (служебных обязанностей).
Доказательств того, что проведение корпоративного мероприятия расценивалась в качестве вознаграждения за труд либо в качестве выплат компенсационного, стимулирующего и поощрительного характера, ПФР не представил.
Включение в список лиц зависело только от их желания участвовать в мероприятии и не зависело от квалификации работников, сложности, качества и количества выполняемой работы, условий выполнения самой работы, не являлось оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, выводы ПФР являются предположениями о вознаграждении работников за труд путем приглашения для участия в празднованиях. Однако предположений не достаточно для того, чтобы сделать соответствующие выводы. Кроме того в списки участвующих в мероприятиях лиц включены лица, не имеющие трудовых отношении с ООО, что также опровергает вывод о том, что приглашение на праздник является вознаграждением за труд.
АС Ивановской области в Решении от 30.12.2014 № А17-7201/2014 указал, что оснований включать в облагаемую базу по страховым взносам, оплаченные ООО за празднование Дня 8 Марта не было.

Нечуткие мужчины
Не дождавшись решения главы администрации о премировании сотрудниц в празднику 8 Марта, председатель комитета финансов администрации района С. дала незаконное указание, явно выходящее за пределы ее полномочий, сотрудникам комитета финансов об изготовлении, подписании, а затем исполнении приказа об ее премировании к 8 Марта.

Зная и понимая, что выплата премии и определение её размера ей, как председателю комитета финансов, возможна лишь на основании решения главы администрации, она все же получила 29245 руб.

По Приговору Балаковского районного суда Саратовской области от 03.10. 2014 г. № 1-232/2014 С. была осуждена за хищение имущества по ч. 3 ст. 160 УК РФ и ей был назначен штраф в размере 190000 руб.

Патенты для иностранных работников (Законы от 24.11.2014 № 357-ФЗ, № 368-ФЗ - что за патенты, кто их должен получать, что это значит для учреждения-работодателя и т.д.)

Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

С 01.01.2015 г. в нем появляется новая статья 13.3, устанавливающая особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента.

В соответствии с п.1 данной статьи работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.

Привлекать иностранных граждан, имеющих патент, вправе только работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию должен представить в миграционную службу:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты.

4) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность.

5) документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции, выданные медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

6) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации;

7) документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае представления вышеуказанных документов по истечении тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию;

8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Патент выдается иностранному гражданину по предъявлении документа, подтверждающего уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность у юридических лиц, обязан представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в миграционную службу, выдавшую патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Миграционная служба проводит проверку регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), в едином государственном реестре юридических лиц.

Не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в миграционную службу, выдавшую патент, за его переоформлением.. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.

Для переоформления патента необходимо представить те же документы, что и при оформлении патента, плюс трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные между иностранным гражданином и работодателем, заказчиком работ (услуг), - для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность.

Патент переоформляется на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия переоформленного патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня переоформления патента.

Срок действия переоформленного патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в миграционную службу не требуется.

В ином случае срок действия переоформленного патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ. в виде фиксированного авансового платежа.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент.

В случае, если срок действия патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Уведомление может быть направлено на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Попутно вводится административная ответственность для иностранных граждан за нарушение срока обращения за выдачей патента

Согласно ст.18.20 КоаП РФ это нарушение влечет наложение штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Следует успокоить владельцев разрешений на работу, выданных до 01.01.2015г. и подтверждающих право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. Они продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования.

Это касается и патентов, выданных до 01.01.2015г. При этом срок действия прежних патентов продлению не подлежит.

В связи с введением авансовых платежей по НДФЛ при получении патентов, на бухгалтерии организаций теперь возлагается дополнительная обязанность.

Она установлена статьей 227.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 368-ФЗ).

Фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются иностранцами за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

Общая сумма НДФЛ с доходов работников –иностранцев должна исчисляться налоговыми агентами (то есть работодателями) и уменьшаться на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Однако такое уменьшение производится отнюдь не автоматически. Это делается только у одного работодателя при условии получения организацией от налогового органа по месту нахождения организации уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

Организация уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления.

ИФНС должна направить организации уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления организации, при наличии в налоговом органе информации, полученной от ФМС о факте заключения организацией с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи иностранному гражданину патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

Может случиться, что сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превысит сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов. В этом случае сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

В свете появления нового порядка исчисления НДФЛ возник вопрос, требующий разъяснения. К примеру, с 1 февраля 2015 года гражданин Таджикистана на основании патента на 1 год приступил к работе по должности с окладом 10 000 руб. НДФЛ, исчисленный с его заработка составляет 3000 руб. Можно ли в счет уплаченной по патенту аванса 14400 руб. уменьшить сразу 3000 руб. или только месячную 1200 руб.?.

Надеемся, что к тому времени разъяснения появятся.

Наши рекомендации