Тема 10. Государственный финансовый контроль (16 часов)
Бюджетный контроль и его содержание
Изучаемые вопросы
Сущность и задачи бюджетного контроля. Бюджетный контроль на федеральном уровне: парламентский и административный. Бюджетный контроль в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Функции Федеральной налоговой службы и Банка России.
Теоретические положения
Бюджетный контроль – этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
В российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы–парламентский и административный. Парламентский осуществляется соответствующими представительными органами. Административный осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Со стороны Президента РФ бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль является специально созданный орган – Счетная Палата РФ. Счетная палата имеет право дать предписание проверяемой организации, обязательное для исполнения. При неисполнении предписания коллегия Счетной палаты может приостановить все виды финансовых расчетов по счетам проверяемых предприятий. Решения принимаются с согласия органов исполнительной власти.
Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются налоговые и таможенные органы. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль.
Главная задача государственного финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Ревизия бюджетных учреждений
Изучаемые вопросы
Цели и задачи проведения ревизий. Порядок их проведения. Документальная ревизия. Встречные проверки. Виды ревизий. Методы проведения. Содержание плана-задания по проведению ревизии. Отчеты о проведенной ревизии
Теоретические положения
Ревизии имеют цель установить, обеспечивается ли сохранность, экономное и целесообразное расходование материальных ценностей и денежных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, отвечает ли действующим методическим указаниям постановка бухгалтерского учета и др.
Проведению ревизий предшествует организационная работа, проводимая в контролирующем органе. Она начинается с подготовки плана обследований и проверок.
Проект плана утверждается руководителем контрольного органа. Руководитель группы по конкретному контрольному мероприятию не более чем за десять рабочих дней до его начала, определенного планом, представляет на утверждение руководителя контрольного органа проекты следующих документов:
- решение о проведении обследования или проверки;
- уведомление руководителя проверяемой организации о проведении обследования или проверки;
- план-задание на проведение обследования или проверки;
- запросы на предоставление необходимой информации;
- письма в организации, совместно с которыми проводится обследование или проверка;
План-задание на проведени5 ревизии представляет собой развернутую поэтапную программу подготовки и проведения контрольного мероприятия, в которую включаются:
- общие сведения о проверяемой организации (наименование, адрес, фамилия руководителя, телефон, факс, организационно-юридическая форма и др.)
- цели и задачи проведения обследования или проверки;
- объем и характер необходимой информации, источники ее получения, сроки получения информации;
- состав группы, необходимость привлечения специалистов организаций и независимых экспертов;
- поэтапный порядок действий групп с указанием сроков.
Обследования и проверки проводятся строго в соответствии с установленными целями и задачами и в указанные сроки. Каждый этап контрольного мероприятия завершается предоставление руководству органа контроля промежуточной справки (обследование) или промежуточного отчета (проверка), на основании которых может быть принято решение об изменении плана-задания. Цели и задачи контрольного мероприятия могут формулироваться по одному или нескольким направлениям, например:
- анализ и оценка финансовой документации, выводы о состоянии финансовой отчетности;
- анализ и оценка финансовой деятельности в целом;
- оценка соответствия финансовой деятельности по форме и содержанию нормам действующего законодательства, законности хозяйственных операций;
- проверка особенности принятия решений в проверяемой организации;
- проверка рациональности использования финансовых ресурсов.
Результаты ревизии или проверки оформляются справкой или актом. Если по результатам ревизии, проверки не установлено нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, то итоговый документ оформляется справкой за подписью руководителя группы ревизоров, без подписей руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации. При установлении нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, предприятия итоговый документ обязательно подписывается руководителем и главным бухгалтером. К итоговому документу обязательно прилагается перечень документов, подвергшихся проверке, и справка-объяснение от руководителя.
Отчеты о проведенной ревизии представляются руководству контрольного органа руководителем группы ревизоров или ответственным исполнителем. Отчет составляется по схеме, которая включает в себя следующие разделы:
- объект контроля;
- законодательное обоснование проведения контрольного мероприятия;
- цели, задачи, масштаб контрольного мероприятия;
- сроки проведения контрольного мероприятия;
- характеристика использования информации;
- общая характеристики положения с финансированием объектом контроля;
- описание механизма организационного и финансово-хозяйственного функционирования объекта контроля;
- результаты проведения контрольных мероприятий на месте в соответствии с планом-заданием, в том числе характеристика недостатков, вскрытых ранее проводимыми проверками и ревизиями, и мер по их устранению, вновь выявленные недостатки;
- выводы по состоянию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, законности, рациональности и эффективности использования выделяемых финансовых ресурсов;
- рекомендации и предложения о мерах по устранению выявленных недостатков и совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;
- обоснованное мнение ответственного исполнителя (руководителя группы) о дальнейших мерах контрольного органа по результатам обследования или проверке;
- особое мнение членов группы, если таковое имеется.
Аанализ бюджетов
Изучаемые вопросы
Бюджетный анализ как составная часть аналитической работы по результатам составления и исполнения бюджета. Цели и задачи бюджетного анализа. Составные части бюджетного анализа: анализ исполнения бюджета, анализ финансового состояния территории. Методы и инструментарий бюджетного анализа.
Теоретические положения
Бюджетный анализ включает:
- анализ исполнения бюджета;
- анализ финансового состояния территории.
Цель бюджетного анализа:
- оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
- обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;
- обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
- выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
- обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
- выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
- обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
- обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
- выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих е нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
- выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
- совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет:
- определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных заходов;
- определить уровень устойчивости территориального бюджета;
- выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
- определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Финансовые и контролирующие органы проводят:
- анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;
- анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;
- анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций, в том числе анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов.
Для администрации территории также важным является получение на основе анализа объективной информации о состоянии финансовой базы территории и определение уровня устойчивости территориального бюджета.
В современной практике работа финансовых органов применяются анализы исполнения бюджетных показателей.
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
1. Сравнение – наиболее простой метод – бюджетные показатели отчетного периода сравнивают с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
2. Группировка – показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явления и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3. Метод ценных подстановок, или элиминирование, - отдельный отчетный показатель заменяется базисным, а все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться:
- для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий;
- для выявления динамики развития показателей т тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
- горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
- вертикальный анализ, в результате которого определяются структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
- трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроперспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
- Факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции и т.д.).