Следующее, какие ограничения вводятся для кредиторов и коллекторов при взаимодействии с должником? Или что нельзя делать коллектору!!!!
Второе: кто такие коллекторы и кто может заниматься возвратом просроченной задолженности?
Ранее, коллектор - это сотрудник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной денежной задолженности граждан.
Коллекторская организация совершает действия, направленные на возврат просроченной задолженности гражданина, если кредитор (в частности, банк, микрофинансовая организация) на основании агентского договора временно привлек ее для проведения мероприятий, направленных на погашение должником просроченной задолженности по потребительскому кредиту (займу) (ч. 1 ст. 15 Закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ). При этом коллекторы могут обратиться как к заемщику по кредитному договору, так и к лицу, предоставившему обеспечение по кредитному договору заемщика.
С 01 января 2017 года данное положение указанного закона утратит свою силу.
После 01 января 2017 года возвратом просроченной задолженности вправе заниматься сам первичный кредитор, или новый кредитор, если он является кредитной организацией или зарегистрированным коллектором. При этом, зарегистрированный коллектор - это организация, которая включена в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Это подтверждается свидетельством о внесении сведений о юридическом лице в реестр. Сведения реестра являются открытыми и размещаются на сайте уполномоченного органа и самой организации в сети Интернет (ч. 1, 7, 9 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ). При этом сама организация должна отвечать достаточно жестким требованиям. Требования для новых кредиторов — коллекторов начинают действовать по займам, переуступленным после 01.01.2017 г.
Вообще не допускаются к взаимодействию с должником лица с непогашенной судимостью, а также лица, действующие из-за рубежа. Если кредитор желает привлечь иное лицо для взыскания задолженности, то, согласно статьи 9 закона, он обязан уведомить должника об этом письменно за 30 дней.
Третье: Способы взаимодействия кредитора и должника.
Новый закон устанавливает 4 способа взаимодействия должника и кредитора (ст. 4)
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (это в том числе и сообщения в социальных сетях);
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
4) Иные действия, предусмотренные письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.
Кроме того, статья 4 содержит интересное положение, касающееся взаимодействия кредитора или коллектора с третьими лицами (члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица). Взаимодействие с ними возможно только при соблюдении одновременно двух условий:
1) Должник согласен на взаимодействие кредитора или коллектора с третьим лицом (требуется письменное согласие)
2) И само третье лицо не выразило несогласие на взаимодействие с ним.
Следующее, какие ограничения вводятся для кредиторов и коллекторов при взаимодействии с должником? Или что нельзя делать коллектору!!!!
В вопросе взаимодействия с должником, кредитор теперь должен действовать добросовестно и разумно, и ему запрещается совершать следующие действия (ст.6):
1) применять к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
2) уничтожать или повреждать имущество либо угрожать таким уничтожением или повреждением;
3) применять методы, опасные для жизни и здоровья людей;
4) оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
5) вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:
а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;
б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;
6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.
Кроме того, кредитор не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Данное согласие должно быть оформлено в письменном виде отдельным документом, и Вы вправе его отозвать в любое время, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника
Кредитору нельзя взаимодействовать с заемщиком по телефону или лично если:
· последний признан банкротом;
· является недееспособным;
· находится на больничном стационаре;
· он инвалид I группы;
· не достиг совершеннолетия.
Когда и сколько раз можно звонить или встречаться с должником? (ст.7)
Запрещается взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
Эти и подобные временные ограничения устанавливаются в отношении каждого денежного обязательства должника. То есть, если у вас два кредита, которые обслуживаются данным коллектором — частота встреч/звонков увеличивается вдвое и т. д.
Текстовые и голосовые сообщения. Те же временные ограничения по рабочим и выходным/праздничным дням, что и для встреч. Не допускается передача более двух сообщений в день, четырех в неделю и шестнадцати в течение месяца.
В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, должнику должны быть сообщены:
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
2) сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);
3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Что касается обычных писем, то тут действует часть 7 статьи 7. Она дает перечень из семи обязательных позиций о кредиторе, которые должны содержаться в послании должнику. Полное наименование, регистрационные номера, банковские реквизиты, информация о договорах, структуре и размере задолженности и т. д.. Текст письма и приложений к нему должен быть набран четким и удобным для чтения шрифтом.
И самое интересное!!! Должник вправе вообще отказаться от взаимодействия с кредитором по средствам непосредственного контакта и сообщений. Согласно статье 8 Закона, он может направить кредитору письменное заявление о назначении своего представителя для контактов или просто отказ от встреч и звонков. Таким представителем может выступать исключительно адвокат.
Заявление об отказе от взаимодействия может быть отправлено не прямо сразу, как это было бы очень удобно должнику, а по истечению четырех месяцев с даты возникновения просрочки. Четыре месяца кредиторов придется терпеть. Если должник выслал взыскателю неверно составленное заявление, то последний должен объяснить его ошибку в ответном письме. И сделать это на протяжении десяти рабочих дней от даты получения, не позднее. Поэтому бесконечно не реагировать на послание, ввиду неправильной формы у коллекторов не получится. А кроме того, Статья 11 прямо обязывает кредиторов и лиц, действующих в его интересах / от его имени возмещать/компенсировать должнику причиненные убытки и моральный вред.
При этом, кредитор не лишается права взыскивать задолженность в рамках правового поля, путем обращения в суд и привлечения судебных приставов.