Задания к практической работе №5
Задание 5.1
1. Открыть счета аналитического учета по данным баланса на 1 января текущего финансового года: «Материалы. Кирпич глиняный обыкновенный (м100)» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками. ОАО «СтройСнаб».
Счета аналитического учета к материальным счетам синтетического учета необходимо открыть по форме, приведенной в табл. 10.
Таблица 10
Счета аналитического учета к материальным синтетическим счетам | ||||
Наименование аналитического счета (№ счета) | ||||
Первичный документ (содержание операции) | Д | К | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | |
Сн (сальдо начальное) | ||||
…… | ||||
Об (оборот) | ||||
Ск (сальдо конечное) |
Счета аналитического учета к остальным счетам синтетического учета необходимо открыть по форме, приведенной в табл. 11.
Таблица 11
Счета аналитического учета к нематериальным синтетическим счетам | ||
Наименование аналитического счета (№ счета) | ||
Первичный документ (содержание операции) | Д | К |
Сн (сальдо начальное) | ||
…… | ||
Об (оборот) | ||
Ск (сальдо конечное) |
1. Записать на счетах аналитического учета хозяйственные операции за январь текущего финансового года.
2. Подсчитать обороты за январь и остатки на 1 февраля по счетам аналитического учета
Исходные данные.
Данные на 1 января – исходные данные к заданию 1.1 и 1.2. Список хозяйственных операций за январь – исходные данные задания 2.
Задание 5.2
1. Открыть счета аналитического учета по данным баланса на 1 февраля текущего финансового года: «Материалы. Пиломатериал необрезной», «Материалы. Олифа» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками. ОАО «Лесоповал».
2. Записать на счетах аналитического учета хозяйственные операции за февраль текущего финансового года.
3. Подсчитать обороты за февраль и остатки на 1 марта по счетам аналитического учета
Исходные данные.
Данные на 1 февраля – исходные данные к заданию 1.1 и 1.2, решение задания 5.1.
Список хозяйственных операций за февраль – исходные данные задания 3.2.
Задание 5.3
1. Открыть счета аналитического учета по данным баланса на 1 марта текущего финансового года к следующим синтетическим счетам: «Материалы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2. Записать на счетах аналитического учета хозяйственные операции за март текущего финансового года.
3. Подсчитать обороты за март и остатки на 1 апреля по счетам аналитического учета
4. Составить оборотные ведомости по счетам аналитического учета за март текущего финансового года и сверить итоги и остатки по ведомости с итогами и остатками по соответствующим счетам синтетического учета.
Оборотные ведомости по материальным счетам аналитического учета имеют форму, приведенную в табл. 12.
Таблица 12
Количественно-суммовая форма оборотной ведомости по аналитическим счетам | ||||||||
Оборотная ведомость за ______ ____ г. | ||||||||
Наименование аналитического счета | Остатки на начало | Обороты за месяц | Остатки на конец | |||||
Приход | Расход | |||||||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | |
…… | ||||||||
…… | ||||||||
Всего: |
Оборотные ведомости по прочим счетам аналитического учета имеют форму, приведенную в табл. 13.
Таблица 13
Суммовая форма оборотной ведомости по аналитическим счетам | ||||||
Наименование аналитического счета | Остатки на начало | Обороты за месяц | Остатки на начало | |||
Д | К | Д | К | Д | К | |
…… | ||||||
…… | ||||||
Всего: |
Исходные данные.
Данные на 1 марта – исходные данные к заданию 1.1 и 1.2, решение заданий 5.1 и 5.2.
Список хозяйственных операций за март – исходные данные задания 4.3
Вопросы к практической работе №5
1. Что такое бухгалтерская запись?
2. Какая запись в бухгалтерском учете называется хронологической?
3. Какая запись в бухгалтерском учете называется систематической?
4. Каким образом производится сверка данных хронологической и систематической записи?
Практическая работа № 6
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Цель работы: получить практические навыки документального оформления хозяйственных операций.
Теоретические основы.
Документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (В соответствии с Законом об информации).
Применительно к бухгалтерскому учету, документ - это закодированное определенным образом и зафиксированное на специальном носителе информационное сообщение (свидетельство), удостоверяющее, что факт хозяйственной жизни или существует, или совершен, или должен быть совершен.
Документирование хозяйственных операций - это первичная регистрация (подтверждение) каждой хозяйственной операции правильно оформленным первичным документом, имеющим юридическую силу, в местах и в момент ее совершения, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Первичные бухгалтерские документы - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или дающее право на ее совершение.
Все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании оправдательных документов. При этом первичные учетные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Хозяйственная операция, не оформленная надлежащим образом, как правовое экономическое событие места не имеет (нет объекта бухгалтерского учета).
Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
дата составления документа;
наименование организации;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель предприятия по согласованию с главным бухгалтером.
Все документы, применяемые в настоящее время в хозяйственной деятельности, могут быть подразделены по следующим основным признакам.
По своему назначению:
· на распорядительные документы, предписывающие совершить какое-либо действие или ряд действий, содержащие разрешение на совершение определенной хозяйственной операции (например, приказ на выплату премии, распоряжение руководителя на выдачу денежных средств под отчет, платежное поручение на перечисление денежных средств с расчетного счета и т.д.). Такие документы разрешают проведение операции, но содержащаяся в них информация не отражается в учетных регистрах;
· на оправдательные документы, подтверждающие факт совершения определенных хозяйственных операций и обоснованность их совершения, содержащие информацию об исполнении распоряжения (например, накладные, авансовый отчет, квитанция к приходному кассовому ордеру и т.д.). Информация, содержащаяся в этих документах, заносится в учетные регистры;
· на комбинированные документы, заключающие в себе функции распорядительных (разрешительных), оправдательных документов и документов бухгалтерского оформления (например, расчетно-платежная ведомость или расходный кассовый ордер, являющиеся, с одной стороны, распоряжением на выплату денежных средств из кассы определенным лицам, а с другой, - подтверждением получения указанными лицами соответствующих денежных сумм);
· на документы бухгалтерского оформления, предназначенные исключительно для целей бухгалтерского учета, конкретизирующие или поясняющие отражение в бухгалтерском учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности либо их последствий (например, бухгалтерская справка, расчет амортизации основных средств и т.д.). Эти документы нужны для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетном процессе.
По объему отраженных операций:
· на первичные документы, содержащие информацию об одной хозяйственной операции (приходные и расходные кассовые ордера, накладные и др.);
· на сводные документы, предназначенные для обобщения информации о всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный промежуток времени (отчет кассира, товарный отчет, журнал регистрации фактов хозяйственной деятельности и др.).
По количеству отраженных в них операций:
· на разовые документы, составляющиеся отдельно по каждой операции (например, накладная на отпуск материалов);
· на накопительные документы, отражающие несколько операций за определенный период (например, лимитно-заборная карта).
По числу учитываемых позиций:
· однострочными, содержащими одну учетную позицию;
· многострочными, содержащими две и более учетные позиции (например, платежная ведомость).
По месту составления (по отношению к организации) документы классифицируются:
· на внутренние документы, составленные в самой организации ее сотрудниками для оформления внутренних хозяйственных операций (например, акт ввода в эксплуатацию основных средств и т.д.);
· на внешние документы, составленные контрагентами организации, поступающие от сторонних организаций и отражающие взаимоотношения организации со своими партнерами по бизнесу (например, платежные поручения, накладные на получение товарно-материальных ценностей от поставщиков, железнодорожные накладные и т.д.).
По содержанию хозяйственных операций:
· на материальные документы, служащие для оформления операций по движению товарно - материальных ценностей (например, акт (накладная) приемки - передачи основных средств, акт о приемке материалов);
· на денежные документы, предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами организации (платежное поручение, приходный кассовый ордер и др.);
· на расчетные документы, используемые для оформления расчетных взаимоотношений организации со своими партнерами по внешним обязательствам (счет, счет - фактура и др.)
По способу заполнения:
· заполненными вручную
· заполненными с помощью компьютера.
В отдельную группу документов следует выделить учетные регистры, то есть документы аналитического и синтетического учета (ведомости, журналы - ордера, бухгалтерские книги и т.д.).